head-bg-picture

"Живые родники России"

"Живые родники России" "Живые родники России"

Программа "Живые родники России"  осуществляется в рамках проекта Русского географического общества "Школьные экспедиции".

Проект "Школьные экспедиции" направлен на активное привлечение школьников к общественной экспертизе исторических, природных и культурных памятников. Организаторами выступают фонд поддержки образования "Ноосфера" и Российская Ассоциация учителей географии. Поддержка Русского географического общества осуществляется с 2012 года. Всего в рамках проекта за 3 года проведено около 80 школьных экспедиций. 

Во всех регионах мира из года в год возрастает общее потребление пресных вод. Если в начале нашего столетия человечество потребляло 400 км3 воды в год, то сегодня ежегодно необходимо уже около 4000 км3, что составляет около 10% объема мирового речного стока. В результате постоянно растущего водопотребления происходит истощение ресурсов пресных вод за счет загрязнения источников пресных вод, безвозвратного расходования воды. Лишь 4% населения земного шара пользуются водой в достаточном количестве, т.е. около 300- 400 л/сутки на человека (из которых 10% – доброкачественная питьевая вода), а для 2/3 населения, сосредоточенных главным образом в Африке и Азии, удельное потребление воды в 10 раз меньше.

2013 год стал в России "годом пресной воды", в рамах которого и был проведен исследовательский проект "Живые родники России", призванный помочь школьникам осознать ценность пресной воды. Проект, инициированный Русским географическим обществом, проводился Фондом поддержки образования "НООСФЕРА" и Российской Ассоциациацией учителей географии. Логотипом проекта стал  апельсин с каплей воды: на планете Земля пресной воды осталось очень мало, как капли воды на апельсине.

Цель проекта – собрать данные о  водных объектах  России. Объектами исследования стали более 40 рек, озер, родников в 34-х субъектах РФ.

Проект состоял из нескольких последовательных этапов.

I этап – подготовительный. На данном этапе проходило официальное уведомление участников, информирование об условиях участия в гранте,  самостоятельный выбор участниками объекта гидросферы,    согласование плана  экспедиции. Участники составляли смету проекта по предоставленной форме и утверждали ее с организатором за месяц до отъезда. Организатор предоставил участникам методические рекомендации по проведению проекта.

II этап – экспедиционный. На данном этапе проходили экспедиции, были написаны исследовательские работы по объектам гидросферы своего региона. В ходе проекта были исследованы следующие гидрологичсекие объекты:

- реки: Зея (Амурская область), Большая Сатка (Челябинская область), Елшанка (Волгоградская область), Волхов (Новгородская область), Македонка (Московская область), Левинка (Нижегородская область), Чусовая (Пермский край), Шибик (Краснодарский край), Истра (Московская область), Хопёр (Пензенская область), Пекша (Владимирская область), Воронеж (Липецкая область), Цна (Тамбовская область), Клец (Смоленская область), Сура (Чувашская республика), Сходня (Московская область), Касть (Ярославская область), Кынгырга (Республика Бурятия), Нерская (Москва), а также водные объекты п. Кетченеры (Республика Калмыкия), водные ресурсы Приволжского района (Астраханская область), водные ресурсы Шушенского района (Красноярский край);

- озера и пруды: Зюраткуль и Тургояк (Челябинская область), Безымянное (Ненецкий АО), Победное (Ленинградская область), Молтаево (Свердловская область), Кандрыкуль (Республика Башкортостан), Ик (Омская область); водоемы природного парка "Самаровский чугас" (Ханты-Мансийский АО), Крекшинский пруд (Москва);

- родники: г. Медынь (Калужская область), г. Елабуга (Республика Татарстан), г. Пенза (Пензенская область), "Девичья коса" (Республика Чечня), с. Льва Толстого (Калужская область);

- наледь Булус (Республика Саха).

Отчеты по всем видам работ освещались в местных СМИ, на сайтах региональных отделений РГО, ФПО "Ноосфера", Российской Ассоциации учителей географии, была организована специальная группа участников проекта в социальной сети «ВКонтакте".

III этап – образовательный. На данном этапе предусматривается  проведение старшеклассниками открытого урока о воде.  На этом уроке ученики старшей школы раскрывали  проблему пресной воды в мире и делились полученными в ходе экспедиции знаниями с учениками младших классов. Материалы лучших открытых уроков были опубликованы в журнале "География и экология в школе XXI века". 

Все участники проекта проявили подлинную заинтересованность в изучении гидрологических объектов родного края, показали свои знания и целеустремленность. Ребята на своем примере показали, что забота об экологии водных ресурсовне пустые слова, а важная и очень интересная работа. Благодаря социальным акциям, публикациям, выступлениям на федеральных каналах участникам проекта удалось привлечь внимание к проблемам загрязнения воды.  

IV этап – социально-экологический. В рамках проекта была проведена подготовка и проведение рекламной акции с целью привлечения внимания общественности к проблеме пресной воды. Наиболее значимыми и интересными стали:

- акции "Сохраним воду вместе" и "Чистая вода – Человеку", которые проходили в парке г. Грозный;

- выступление агитбригады детского экологического объединения "Родник" п. Бавлены (Владимирская область);

- выступление экологического театра из г. Смоленска со спектаклем "Однажды на реке Клец... ";

- акция по очистке территории  прибрежной зоны озёр пригорода Нарьян-Мара и посёлка Искателей;

- демонстрация жителям Медынского района (Калужская область) социального ролика "Кто из леса помойку делает? ".

Проект "Живые родники России" помог показать все многообразие и красоту водоемов нашей огромной страны: от наледи Булус на востоке до родников на западе, от рек теплого юга до озер бескрайних холодных просторов Сибири, от небольших рек до великой Волги.

По результатам проекта компетентное жюри выявило несколько победителей в различных номинациях:

- в номинации "Лучшая исследовательская работа" победителями стали:

1. Детско-юношеский физкультурно-спортивный клуб RED TIGER – за исследование реки Сходня в Москве и Московской области;

2. МБОУ СОШ №4 г. Туймазы, Республика Башкортостан – за исследование  озера Кандрыкуль;

3. МБОУ СОШ № 5 г. Кольчугино и МБОУ "Бавленская СОШ" п. Бавлены (Владимирская область) – за исследование реки Пекша;

4.  МБОУ СОШ № 9 г. Елабуга (Республика Татарстан) – за исследование родников г. Елабуга;

5. МБОУ Аршанская СОШ имени М.П.Билдаева п. Аршан (Республика Бурятия) – за исследование реки Кынгыра.

- в номинации "Лучшая социальная акция" победителями стали:

   1.МБОУ СОШ №18 г. Грозный (Республика Чечня).

2. МБОУ "Бавленская СОШ" п. Бавлены (Владимирская область).

3. МБОУ СОШ № 5 г. Нарьян-Мар (Ненецкий АО).

4. МКОУ Медынская СОШ (Калужская область).

5. МБОУ СОШ № 26 им. А.С. Пушкина г. Смоленск (Смоленская область).     

- в номинации "Лучший открытый урок для младших школьников" победителями стали:

1. МБОУ СОШ № 5 г. Магнитогорск (Челябинская область). Урок "Вода и жизнь".

2. МБОУ СОШ № 26 им. А.С. Пушкина г. Смоленск (Смоленская область). Урок "Вода – сок жизни".

3. МБОУ Лев-Толстовская СОШ с. Льва Толстого (Калужская область). Урок "Река – наше богатство!"

4. МБОУ СОШ № 59 г. Пенза (Пензенская область). Урок  "Родники России: с вас начинается Родина!"

5. МАОУ гимназия "Логос" г. Чудово (Новгородская область). Урок "Удивительное чудо – вода!"

6.  МБОУ Шушенская СОШ № 2 (Красноярский край). Урок "Вода – источник жизни!".

- в номинации "Лучший фото-/видеоотчет " победителями стали:

1. Детско-юношеский физкультурно-спортивный клуб RED TIGER;

2. ГБОУ СОШ №2090 г. Москва;

3. ФГКОУ МКК Пансион воспитанниц МО РФ г. Москва;

4. НОЧУ СОШ Премьерский лицей п. Крекшино;

5. МБОУ СОШ № 59 г. Пенза;

6. НОУ СОШ "Личность" г. Новороссийск.

Организаторы и жюри горды тем, что благодаря гранту РГО российские школьники смогли участвовать в таком интересном и важном для страны проекте. Ребята смогли почувствовать себя не только настоящими исследователями, но гражданами своей страны, которые понимают, как важно сохранить чистоту пресной воды.