150 лет назад, в июле 1867 года, началось путешествие Николая Пржевальского по Уссурийскому краю
Николай Михайлович Пржевальский – географ, путешественник, учёный – в основном известен как исследователь центральной Азии. И как-то забылось, что первой его командировкой было длившееся два года ознакомление с нашим Уссурийским краем. Если бы не книга, которую он написал об этих местах, начало его походной биографии могло бы и не запомнится на фоне последующих, поистине грандиозных экспедиций.
Уссурийская экзотика
Но сами походные трудности и разнообразные впечатления от природы Уссурийского края произвели на Николая Пржевальского огромное впечатление. Через 15 лет, в описании своего четвёртого путешествия в Центральную Азию, он отмечал: «Путешественнику-новичку необходимо сперва испробовать свои силы на небольшой и не особенно трудной экспедиции, какой для меня было путешествие в Уссурийском крае в 1867, 68 и 69 гг., дабы приобресть некоторую опытность и потом уже пускаться в более крупное предприятие». По сути дела, одного этого похода было бы достаточно, чтобы имя Николая Пржевальского осталось в истории науки.
По реке Уссури летом 1867 года 28-летний Николай Пржевальский с двумя казаками и 16-летним препаратором (лаборантом) Николаем Ягуновым дошёл до станицы Буссе, потом до озера Ханка. Дошёл – это в буквальном смысле слова; сам он в основном двигался по берегам, а сопровождающие его казаки – по реке. Озеро Ханка было (и остаётся) важным пунктом остановки для перелётных птиц, и поэтому дало Николаю Пржевальскому огромное количество материала для орнитологических наблюдений. И для охоты, конечно, которой он увлекался с раннего детства. Кстати, первой его печатной работой (1863 года) были «Воспоминания охотника»…
Затем офицер побывал в Никольском, в Посьете, в корейском городе Кыген-Пу, в Шкотово и на Сучане, в бухтах Ольги и Владимира – фактически описав весь юг современного Приморья. В начале зимы 1867 года Николай Пржевальский по реке Тадуши (теперь Зеркальная) поднялся к Сихотэ-Алиню, перевалил хребет и по Лифудзину (Павловке) вышел на Уссури. До телеграфной станции Бельцовой на реке Даубихе (Арсеньевка) отряд добрался уже в новом, 1868 году. Позже он подвёл итог: «19 дней шли мы сюда из гавани Ольги и сделали около 300 верст. Во все это время я даже ни разу не умывался». Всего по краю было пройдено 1060 вёрст за три месяца.
Весной 1868 года он вновь прибыл на озеро Ханка, где наблюдал весенний перелёт птиц, ярко и детально запечатлённый им, как и само озеро. Кроме того, Николай Пржевальский описал местный климат, население края и отдельные его пункты, животный и растительный мир, перспективы колонизации (так тогда говорили). Все эти данные вошли в его книгу «Путешествие в Уссурийском крае. 1867–1869 гг.», которая стала первым энциклопедическим трудом, обозревшим эти местности. И практически единственным: спустя 30–40 лет новые переселенцы прибывали сюда «с книгой Пржевальского в руках» и пользовались его сведениями о крае.
Неизвестная война
В период нахождения Николая Пржевальского в Уссурийском крае здесь разразилась так называемая «манзовская война». Местные китайцы (манзы), изгнанные с острова Аскольд, уничтожили российский военный пост в заливе Стрелок, а затем сожгли и разграбили селения Шкотово и Никольское. Было введено военное положение, командующим войсками назначен полковник Михаил Тихменев, штабс-капитан Николай Пржевальский стал начальником его штаба. 29 мая 1868 года российские воинские части встретили главный отряд китайцев, идущий от Никольского к Камень-Рыболову, у станка Дубининского, где и произошло главное сражение.
Бандиты были разбиты; правда, часть китайцев ушла за границу. Сам Николай Пржевальский совершил пеший марш во главе воинского отряда от станицы Буссе на мятежный Сучан, где застал около 150 человек вооружённых манз. «Впрочем, это были уже только остатки той милиции, которая разошлась по домам за несколько дней перед моим приходом и цифра которой простиралась, по уверениям здешнего старшины, до 800 человек. Замечательно, что там было 300 человек маньчжуров из Хунь-Чуна и других частей Маньчжурии» (из рапорта штабс-капитана Николая Пржевальского на имя полковника Михаила Тихменева).
Правда, военным действиям он уделил в своей книге всего десяток строк. Но за участие в «войне» Николай Пржевальский получил досрочное производство в капитаны и был назначен старшим адъютантом штаба войск Приамурского края. В этой должности молодой офицер провёл следующую зиму в Николаевске, где и написал эту книгу. По легенде, не имея денег на печать, Николай Пржевальский выиграл их во время долгих зимних вечеров; а уезжая, выбросил карты в Амур и с тех никогда не увлекался азартными играми. Как бы там ни было, вернувшись в столицу, он на свои средства издал «Путешествие в Уссурийском крае…» и посвятил эту работу матери.
Дорогами Азии
Вернувшись с Уссури, Николай Пржевальский написал ещё один труд, очень нужный: «Об инородческом населении в южной части Приамурской области». Но дальнейший его интерес пролегал в области Центральной Азии, практически неведомой; фактически он выполнял работу военного разведчика. В 1871 году Николай Пржевальский предпринял путешествие по маршруту Пекин – озеро Далай-Нор – Калган; результатом его стало новое сочинение: «Монголия и страна тангутов». В 1876 году он отправился в свой второй поход – через весь Тянь-Шань к загадочному озеру Лоб-Нор, на юг от которого он открыл ранее неизвестный хребет Алтын-Таг (Золотая Гора).
Очередные приключения описаны в его книге «От Кульджи за Тянь-Шань и на Лобнор»; дикая лошадь, впоследствии названная именем Пржевальского, была открыта как раз тогда. Научные исследования во время экспедиций включали глазомерную съёмку маршрута, астрономические определения широт главных пунктов и высот местностей, с¬бор этнографических сведений и различных коллекций, в основном зоо¬логических и ботанических. Через три года, в 1879-м, Николай Пржевальский, считавшийся уже известным путешественником, с отрядом из 13 человек направился в третье азиатское путешествие, теперь в самое сердце горной системы Тибет.
Маршрут пролегал из города Зайсанск по реке Урунгу, через оазисы и горы хребта Нань-шань. Однако из-за сопротивления местных чиновников экспедиция вернулась, не дойдя всего 250 вёрст до столицы Тибета – города Лхаса. То есть основная цель оставалась недоступной. Но и упорства у Николая Пржевальского хватало… Начало четвёртого похода относится к 1883 году. Во главе отряда из 21 человека он отправился из города Кяхта через Ургу на Тибетское нагорье. Тогда Николай Пржевальский сумел исследовать истоки Жёлтой реки и водораздел между Жёлтой и Голубой, а оттуда прошёл к Лоб-Нору и в Каракол. Это путешествие заняло три года...
Окончив обработку собранных данных, учёный занялся подготовкой к пятому походу. В 1888 году генерал-майор Пржевальский направился к русско-китайской границе, но во время охоты близ города Каракола, вопреки своим же правилам, попил болотной воды и заболел тифом. К сожалению, недомогание усилилось, и 1 ноября 1888 года 49-летний путешественник умер. Согласно воле покойного, его похоронили на берегу озера Иссык-Куль; на могиле был установлен простой чёрный крест. 11 марта 1889 года Каракол был переименован в Пржевальск; к сожалению, в 1992 году властями Киргизии городу было возвращено его прежнее имя.
Родом из детства
Будущий путешественник родился в 1839 году в деревне Кимборово, на Смоленщине, в семье отставного армейского капитана. Его отец умер, когда Николаю было 7 лет; вместе с двумя младшими братьями он остался на попечении матери. После смерти мужа детей воспитывал её брат Павел Каретников, обучавший их не только грамоте и арифметике, но и стрельбе, и рыбной ловле. Николай вспоминал о своём детстве так: «Воспитание было самое спартанское, я мог выходить из дома во всякую погоду и рано пристрастился к охоте. Сначала стрелял я из игрушечного ружья желудями, потом из лука, а лет 12-ти я получил настоящее ружьё».
После окончания смоленской гимназии в 1855 году Николай Пржевальский поступил добровольцем в армию; служил унтер-офицером в Рязанском пехотном полку; получив офицерский чин, перевёлся в 28-й пехотный Полоцкий полк. Это был период Крымской войны, но попасть на фронт не удалось. Его мечта путешествовать тоже пока не сбывалась: в рапортах начальству он просил о переводе на Амур, но ответом стал… арест. Тогда Николай Пржевальский решил поступить в Николаевскую академию Генерального штаба, успешно сдав экзамены в 1861 году. Темой его первой работы стало «Военно-статистическое обозрение Приамурского края».
В 1864 году Русское географическое общество, оценив этот труд, избрало Николая Пржевальского своим членом. После окончания академии он снова хотел попасть в Сибирь, но получил отказ и вернулся в свой полк, бывший в это время в Польше. Затем служил дежурным офицером в Варшавском юнкерском училище, где «усиленно изучал ботанику, зоологию, физическую географию и пр., а в летнее время ездил к себе в деревню, где составлял гербарий». В училище Николай Пржевальский читал лекции по истории географических открытий и даже написал учебник географии. К тому моменту, когда он получил перевод в Восточно-Сибирский военный округ, план его будущей экспедиции был уже готов…
Говорят, люди живы, пока их помнят. Николай Пржевальский – Почётный гражданин Смоленска и Санкт-Петербурга, он награждён восемью золотыми медалями и избран членом 24 русских и зарубежных научных обществ, его имя носят 4 вида животных, 5 видов растений и целая россыпь географических объектов.
Иван ЕГОРЧЕВ, член Русского географического общества