Зимний Ольхон

Крутой и обрывистый восточный берег Ольхона. Фото: Марина Воронина
Крутой и обрывистый восточный берег Ольхона. Фото: Марина Воронина

 

Повод совершить очередное автопутешествие появился неожиданно: краткий отпуск в начале марта огорчил (межсезонье – ни моря, ни пляжа!), но ненадолго. По здравом размышлении решили, что, пожалуй, это добрый знак. Ведь планы увидеть зимний Байкал много лет оставались не реализованными. Неужели мечте суждено, наконец, сбыться?

Недолгие стремительные сборы. Приобретение автономного обогревателя, оборудование «зимнего» спального места в автомобиле, сооружение автоорганайзера для 1000 дорожных мелочей, минимум запасов продовольствия (едем ведь на Байкал, в Бурятию – а это позы, бухлёр, банташай шулэн, хушуры, много мяса натурального, почти забытого вкуса). И вот наша Делика стоит под парами, нетерпеливо дожидаясь экипажа. В путь!

Дорога на Байкал хорошо знакома по предыдущим путешествиям: 2017 год – Бурятия; 2018  – Крым-Кавказ; 2021 – Алтай; 2022  – Горная Шория и Хакасия. Маршрут продуман до мелочей: поскольку водитель в экипаже один – ежедневная норма пробега 700-800 км. Ночевки и отдых на парковках  для большегрузов: 1) Кирга (Еврейская АО), 2) Магдагачи (Амурская область), 3) г. Чернышевск; 4) г. Хилок (оба – в Забайкальском крае); 5) г. Байкальск, берег Байкала (начало Иркутской области).

Движение по федеральным автодорогам порадовало: отсутствуют участки, где ведется ремонт (это происходит в основном летом), сравнительно небольшой трафик, более чем удовлетворительное качество дорожного покрытия. Кстати, федеральных дорог за время путешествия было три. Они сменяли друг друга: А-370 «Уссури», Р-297 «Амур», Р-258 «Байкал». Плюс небольшой участок Качугского тракта от Иркутска до поворота на п. Еланцы.

В четвертый день путешествия внесли познавательно-развлекательные коррективы: заехали на родину известного, очень талантливого и очень модного скульптора, художника, ювелира Даши Намдакова. Уроженец крошечной деревушки Укурик (Забайкальский край), проживающий ныне в Лондоне, не теряет связи с малой родиной. Бывая здесь 2-3 раза в год и видя, как быстро приходит в упадок родное село, Даши инициировал создание ленд-арт-парка «Тужи» на берегу реки Хилок. Его инициативу поддержали местные власти: к парку была проложена дорога, а в Укурик проведено электричество (которого не было здесь до 2021 года!). Собралась команда единомышленников, дружно взявшаяся за дело. Парк функционирует всего год, о нем мало кто знает. В планах художника – превратить «Тужи» в островок самобытной бурятской культуры, где будут собираться, творить и общаться люди искусства. Где ребятишек будут обучать бурятскому языку, знакомить с национальными традициями и обычаями в летних школах. Где будут проводиться пленэры, выставки, фестивали, концерты, спортивные соревнования. Где гости будут отдыхать на лоне природы, отдавая должное таланту создателя парка. Последний украшают скульптуры и скульптурные группы работы Даши. Все его арт-объекты необычные, оригинальные, притягательные, затрагивающие те струны души, которые раньше почему-то молчали…  Коллекция ежегодно будет пополняться.

foto_1_ukurik_-_rodina_dashi_namdakova.jpg

Укурик – родина Даши Намдакова. Фото: Марина Воронина
Укурик – родина Даши Намдакова. Фото: Марина Воронина

foto2_art-park_tuzhi.jpg

Арт-парк «Тужи». Фото: Марина Воронина
Арт-парк «Тужи». Фото: Марина Воронина

foto3_hranitel.jpg

«Хранитель» - один  из арт-объектов парка «Тужи». Фото: Марина Воронина
«Хранитель» - один  из арт-объектов парка «Тужи». Фото: Марина Воронина

foto_4_eshche_odin_hranitel.jpg

Еще один «Хранитель» этого же автора. Фото: Марина Воронина
Еще один «Хранитель» этого же автора. Фото: Марина Воронина

foto_5_princessa.jpg

«Принцесса» Д. Намдакова, излечившаяся от тяжелой болезни благодаря милости духов
«Принцесса» Д. Намдакова, излечившаяся от тяжелой болезни благодаря милости духов

Находясь под впечатлением от увиденного и услышанного, незаметно достигли берегов Байкала. Славное море со стороны Бурятии оказалось скованным плотным снежным панцирем. В начале марта здесь еще настоящая зима: довольно крепкий морозец, хрустящий под ногами снег, пронизывающий ветер. Экипировка для зимней рыбалки, предусмотрительно прихваченная из дома, пришлась весьма кстати…

До чего же он хорош, наш красавец-Байкал: величественный, исполненный достоинства, хранящий многовековую природную мудрость, не прощающий ошибок. Великолепный в любое время года и во всякую погоду.  Неужели есть люди, до сих пор не побывавшие здесь?!

foto_6_baykal_gotovyashchiysya_ko_snu.jpg

Байкал, готовящийся ко сну. Фото: Марина Воронина
Байкал, готовящийся ко сну. Фото: Марина Воронина

Переночевав на гостеприимном берегу моря (никто не называет здесь Байкал озером – только морем!), ненадолго прощаемся с ним, чтобы вновь встретиться – на иркутском берегу. Наш путь лежит на Ольхон – самый крупный и самый известный остров Байкала.

Вышеупомянутый Качугский тракт – новая для нас дорога. Едем, не торопясь, с удовольствием знакомясь с окрестностями. Глаз географа фиксирует интересные локации, которые планируем посетить на обратном пути: этнопарк «Золотая Орда», колоритная точка общепита «Хан-Юрта» со статуей свирепого быка на входе, необычно оформленная стела «Ольхонский район», поселок Усть-Ордынский и другие.

В селе Баяндай необходимо резко повернуть направо и двигаться по направлению к ледовой переправе на Ольхон. Ежегодно она обустраивается в Куркутском заливе (летняя паромная переправа стартует в Сахюрте), где ледовая обстановка более спокойная и предсказуемая. Правда в этом году ее открытие было отложено на более поздний срок: вследствие сложных метеоусловий образовалась коварная становая трещина, что затруднило выбор участка для переправы. А дело это серьезное и ответственное. Переправа устанавливается официально (в этом году – 18 февраля) и ежедневно контролируется силами регионального МЧС и специальных дорожных служб Иркутской области. Она включает две полосы движения (по одной в каждом направлении) шириной 20 м, разделенных несколькими десятками метров и ограниченных вешками. Выезд за их пределы запрещен и опасен. Протяженность переправы 11 км. Есть ограничения по скорости движения, дистанции между транспортными средствами и их массе. Пересечь пролив Малое Море можно не только на собственном авто, но и общественном транспорте (вид микроавтобусов, заполненных людьми и ловко снующих туда-сюда по переправе несколько успокоил нас и придал бодрости на старте).

foto_7_ledovaya_pereprava.jpg

Ледовая переправа на Ольхон. Фото: Марина Воронина
Ледовая переправа на Ольхон. Фото: Марина Воронина

Элементы транспортной экзотики представлены хивусами – аэролодками на воздушной подушке, которые могут передвигаться и по льду, и по открытой воде. В межсезонье, когда паромная переправа уже закрыта, а ледовая еще не открыта, они доставляют пассажиров на Ольхон.

foto8_na_hivuse.jpg

На хивусе по льду Байкала. Фото: Марина Воронина
На хивусе по льду Байкала. Фото: Марина Воронина

Двадцать волнительных минут дисциплинированного передвижения по льду – и мы на Ольхоне, в конечном пункте своего путешествия!

Ольхон – самый крупный из почти трех десятков байкальских островов и третий по величине озёрный остров мира после Манитулина, находящегося на оз. Гурон, и квебекского Рене-Левассера. Чтобы было понятно, о каких размерах идет речь – до островной «столицы», поселка Хужир по очень плохой гравийке нужно трястись более 30 км. Еще примерно столько же – от Хужира до северного мыса Хобой. Площадь Ольхона 730 кв. км, общая протяженность 73 км (цифры легко запомнить!). Конфигурация острова напоминает очертания самого Байкала.

Восточный берег высокий, крутой и обрывистый, в ясную погоду с него легко можно разглядеть известные места отдыха на бурятской стороне (поселок Узуры, где расположена старейшая на Ольхоне метеостанция и постоянное население не насчитывает даже 10 человек, лежит прямо напротив Гремячинска). Кстати именно здесь, неподалеку, находится самое глубокое место Байкала с отметкой 1637 м (по другим источникам 1642 м). Западный берег полого и удобно спускается к мелководным заливам Малого Моря.

foto_10_poselok_uzury.jpg

Поселок Узуры и его метеостанция. Фото: Марина Воронина
Поселок Узуры и его метеостанция. Фото: Марина Воронина

На Ольхоне проживает около 2000 человек, есть средняя школа. Жители острова, после ликвидации предприятий рыбоперерабатывающей отрасли, заняты, в основном, обслуживанием туристов, коих немало в любое время года.

foto_11_razvlechenie_dlya_turistov.jpg

Развлечение для туристов. Фото: Марина Воронина
Развлечение для туристов. Фото: Марина Воронина

Туризм сегодня – главное, чем живет Ольхон. Как магнит, он притягивает людей. Трудно однозначно ответить, зачем едут сюда путешественники. Окунуться в мир почти нетронутой природы? Получить эстетическое наслаждение, любуясь живописными пейзажами, суровыми труднодоступными скалами, километровыми песчаными дюнами? Восхититься кристально чистой (летом) водой самого глубокого озера мира и волшебным, таинственных темных оттенков льдом, напоминающим бездонную пропасть, с бело-голубыми торосами, сказочными гротами, эффектными ледяными наплесками на скалах и камнях (они называются сокуи) – зимой?

Стихийное передвижение по острову исключается: его территория включена в состав Прибайкальского национального парка, поэтому чтобы попасть, например, на мыс Хобой, требуется специальное разрешение.

foto_12_skazochnyy_led_baykala.jpg

Сказочный лед Байкала… Фото: Марина Воронина
Сказочный лед Байкала… Фото: Марина Воронина

foto_13_i_sposoby_peredvizheniya.jpg

…и популярные способы передвижения по нему. Фото: Марина Воронина
…и популярные способы передвижения по нему. Фото: Марина Воронина

Остров Ольхон – одно из сакральных мест шаманского мира. Он фигурирует в бурятской мифологии как обиталище духов Байкала. Самым узнаваемым местом является скала Шаманка и мыс Бурхан. По преданию, здесь проживало главное божество Байкала – Бурхан (Эжин), хозяин Ольхона. Никто не имел права приближаться к присутственному месту духа-хозяина. Мыс Бурхан, со сквозной пещерой и языческим капищем, и по сей день считается его обиталищем. Известен такой факт: Ассоциация бурятских шаманов объявила Ольхон «главным святилищем, культовым центром регионального значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». С начала 1990-х гг. здесь ежегодно проводится тайлган — особый ритуал, в котором участвуют шаманы острова, Ольхонского района и Улан-Удэ. 

foto_14_skala_shamanka.jpg

Скала Шаманка и Мыс Бурхан. Фото: Марина Воронина
Скала Шаманка и Мыс Бурхан. Фото: Марина Воронина

Еще одним священным для бурят местом является высшая точка Ольхона гора Ижимей – весьма интересный для сравнений географический объект. Она имеет высоту более 1200 метров над уровнем озера и 1656 м над уровнем моря. Как раз напротив этой горы, в 8-10 км от берега и находится самое глубокое место Байкала. Перепад высот от подножия горы на дне Байкала до ее вершины весьма значителен – 2837 м. А если сопоставить высоту горы с уровнем коренного дна озера, то Ижимей от подножия до вершины поднимется на высоту более 5000 м, а значит – сможет соперничать с Эльбрусом, высочайшей вершиной Кавказа. Вот вам и, казалось бы, малоизвестный Ижимей!

В многочисленных местах поклонения духам Байкала часто встречаются сэргэ – ритуальные столбы с разноцветными лентами, имеющие культовое значение. В одном из таких мест мы оставили подношение в виде горстки риса – «белой пищи», как говорят буряты. Об этом нас просил шеф-повар ресторана арт-парка Тужи, узнав, что мы следуем на Ольхон.  Просьбу выполнили.

foto_15_odno_iz_mest_podnosheniy.jpg

Одно из мест подношений духам в Ольхонском районе. Фото: Марина Воронина
Одно из мест подношений духам в Ольхонском районе. Фото: Марина Воронина

Можно много и долго говорить о главной жемчужине Байкала – острове Ольхон, его уникальности, редкой природной красоте, особом культовом значении и том месте, которое он занимает в духовном мире местного населения.

Ольхон необычайно хорош и исключительно фотогеничен зимой. Вряд ли где-то еще можно увидеть настоящее царство льда и снега, созданное природой. Трудно найти слова, чтобы описать его. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть…

foto_16.jpg

Ольхон – царство льда и снега. Фото: Марина Воронина
Ольхон – царство льда и снега. Фото: Марина Воронина

foto_17.jpg

Ольхон – царство льда и снега. Фото: Марина Воронина
Ольхон – царство льда и снега. Фото: Марина Воронина

Три дня мы провели здесь, в «сердце Байкала», прежде чем отправиться в обратный путь. За это время смогли реализовать запланированную программу в полном объеме. Она включала:

 – путешествие на хивусе вдоль западного берега, мимо острова Харанцы, самого широкого мыса Будун, по заливу Нюрганская губа мимо поселка Песчаная (где сохранились остатки лагеря ГУЛАГа), вдоль бухты Саган-Хушун с «Тремя братьями», к крайней северной точке Ольхона – легендарному мысу Хобой;  

foto_18_ostrov_harancy.jpg

Остров Харанцы. Фото: Марина Воронина
Остров Харанцы. Фото: Марина Воронина

foto_19_skala_tri_brata.jpg

Скала «Три брата». Фото: Марина Воронина
Скала «Три брата». Фото: Марина Воронина

foto_20_zhenskiy_profil.jpg

Женский профиль на мысе Хобой – скала «Дева», персонаж популярной бурятской легенды. Фото: Марина Воронина
Женский профиль на мысе Хобой – скала «Дева», персонаж популярной бурятской легенды. Фото: Марина Воронина

foto_21_sokui.jpg

Сокуи – ледовая «юбка» мыса Хобой. Фото: Марина Воронина
Сокуи – ледовая «юбка» мыса Хобой. Фото: Марина Воронина

– поездку на безлюдный восточный берег на специально нанятом местном транспорте – по морю и суше, к месту, где установлен еще один шедевр Даши Намдакова «Хранитель Байкала» (автор его именует «Отцом Байкала»);

foto_22_hranitel_baykala.jpg

«Хранитель Байкала» Даши Намдакова. Фото: Марина Воронина
«Хранитель Байкала» Даши Намдакова. Фото: Марина Воронина

– долгие неспешные прогулки к мысу Бурхан и фотосессии на фоне Шаманки;

– знакомство с техникой ледопластики и ее редкими по красоте шедеврами;

foto_23_shedevry_ledoplastiki.jpg

Шедевры ледопластики в Хужире. Фото: Марина Воронина
Шедевры ледопластики в Хужире. Фото: Марина Воронина

foto_24_shedevry_ledoplastiki.jpg

Шедевры ледопластики в Хужире. Фото: Марина Воронина
Шедевры ледопластики в Хужире. Фото: Марина Воронина

– дегустацию свежеприготовленного омуля горячего копчения.

Он, Ольхон, никак не отпускал нас. Пообещали ему непременно вернуться летом. Поверил, отпустил, благословил на дальнюю дорогу домой, которая оказалась благополучной, несмотря на метель, свирепствующую в Забайкальском крае, гололед в Амурской области, снежные заносы возле Хабаровска.

Спасибо тебе, Ольхон. Спасибо Байкал.

Марина Воронина, член ПКО РГО – ОИАК