Арктический рейс

Ледокол "Садко". Фото предоставил Б. Дворкин
Западно-Таймырская экспедиция. Фото предоставил Б. Дворкин
Ф.Б. Фарих. Фото предоставил Б. Дворкин
Дата события: 
3 февраля 2021 - 18:30 г.
Адрес: 
Новая площадь, 10, стр. 2

В лектории продолжается показ редких документальных кинофильмов 1930-х годов, недавно восстановленных на киностудии Аллы Суриковой. Кинофильмы любезно предоставлены Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД). Четвёртый из пяти запланированных кинопоказов первой очереди представит, как обычно, режиссёр Борис Дворкин.

Первый из трёх фильмов посвящён Арктической экспедиции на ледоколе «Садко» по исследованию глубоководных районов Арктического бассейна.

«Поход ледокола "Садко"», 1935 г.

Киностудия: Союзкинохроника 

Режиссёр: О. Подгорецкая 

Оператор: В. Ешурин 

Другие создатели: Н. Бертран, А. Ройтман

Основным затруднением в освоении Севморпути были и остаются морские льды. Заблаговременное предвидение их количества, расположения и проходимости в навигационный период является залогом успеха морских операций. Однако для ледового прогноза еще недостаточно наблюдений метеорологических станций. Помимо этого, необходимо понимание океанологических процессов. А для такого понимания необходима прежде всего более или менее верная географическая карта.

К 1935 г. между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей на географической карте оставалось громадное белое пятно. Оно простиралось приблизительно от 79-й параллели на север вплоть до пути дрейфа экспедиции Нансена на «Фраме». Поэтому одной из основных задач экспедиции 1935 г. на «Садко» было обследование северной части Карского моря и, по возможности, выход в этом районе на большие глубины Северного Ледовитого океана. Для участия в экспедиции были приглашены специалисты разных профилей. 

Ледокольный пароход «Садко» построен в Великобритании в 1913 году. Именован «Линтрос» в честь шотландской местности. С 1913 по 1915 год работал в качестве почтово-пассажирского парома в районе Ньюфаундленда, имея 80 пассажирских мест первого класса и 150 мест второго класса. В 1915 году был приобретён русским правительством и переименован в «Садко». 16 июня 1916 года при перевозке груза «Садко» затонул в Кандалакшской губе, наскочив на подводный камень. 14 октября 1933 года поднят. 9 июля 1934 года состоялся первый выход «Садко» в море после ремонта. Летом 1937 года ледокол был направлен для помощи судам в Карском море и море Лаптевых. Попытка преодолеть льды оказалась неудачной, и «Садко» также оказался блокирован льдами. «Садко» освободился из ледового плена только в сентябре 1938 года с помощью ледокола «Ермак». 11 сентября 1941 года, на пути из Диксона на Землю Франца-Иосифа, «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул. Погиб один человек, остальной экипаж спасён ледоколом «Ленин». Капитан ледокола А.Г. Корельский был обвинён во вредительстве и расстрелян.

Второй фильм рассказывает о Западно-Таймырской экспедиции под руководством И.А. Ландина на шхуне «Белуха».

«Арктический рейс», 1933 г.

Киностудия: Востоккино 

Режиссёр и оператор: Г. Блюм

Западно-Таймырская экспедиция Управления полярной авиации Главсевморпути занималась исследованием западного побережья Таймырского полуострова с целью определения наилучших мест для посадок гидросамолётов. Экспедиция, которой руководил И.А. Ландин, за 23 дня работ открыла десятки островов, уточнила координаты ранее открытых, успешно провела разведку побережий ряда островов, для безопасной навигации построила и выставила 20 знаков и вех, провела геологические сборы, изучила возможности расширения пушных и зверобойных промыслов, выявила места возможного базирования гидросамолётов.

24 сентября «Белуха» наскочила у острова Белый на необследованную банку. Судно получило до 15 ударов о грунт, потеряло руль, дало течь в машинном отделении. Несмотря на аврал и помощь команды парохода «Аркос», в 10 часов утра 25 сентября «Белуха» затонула. Люди, все материалы работ экспедиции и ценное имущество были спасены.

Иван Ландин родился в городе Покров. После Октябрьской революции пошёл на службу в Красную Армию. Участвовал в боях Гражданской войны. Неоднократно отличался в боях. Во время штурма крепости в Старой Бухаре 1 сентября 1920 года Ландин на своей бронемашине скрытно подъехал к крепости и открыл огонь на подавление по её бойницам, лишив противника возможности контратаковать советские части. Приказом РВС Республики в 1921 году Ландин был награждён орденом Красного Знамени. В 1922 году был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В 1930 году руководил авиаисследовательской экспедицией ГВФ на Камчатке. В 1931—1932 гг. руководил Северо-восточной полярной экспедицией, участвовал в разведке авиационных трасс от мыса Дежнёва до порта Тикси.

15 марта 1937 года И. Ландин был арестован органами НКВД СССР по обвинению в причастности к «контрреволюционной террористической организации». 11 января 1938 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в тот же день. 28 ноября 1957 года Военная коллегия Верховного Суда СССР своим решение посмертно реабилитировала Ландина. В честь Ландина назван пролив в Карском море, отделяющий острова Каминского от материка.

Третий фильм - о трансарктическом перелёте лётчика Ф.Б. Фариха.

«Над Арктикой», 1937 г.

Киностудия: Московская студия кинохроники 

Режиссёр: Ф. Киселёв 

Оператор: Е. Ефимов 

Другие создатели: А. Гран, Д. Овсянников

В 1937 году для освоения новой трассы был организован трансарктический перелёт протяжённостью 24 000 км. С 9 февраля по 10 июня на двухмоторном Н-120 (АНТ-4) лётчик Фабио Фарих преодолевает маршрут Москва – Свердловск – Красноярск – Иркутск – Якутск – мыс Шмидта – остров Врангеля – мыс Челюскин – остров Диксон – Амдерма – Архангельск – Москва. Имея ориентиром то железнодорожное полотно, то очертания береговой линии, он преодолел снегопады и туманы, морозы, болтанки и низкую облачность. Пролетел через район так называемого полюса холода, где морозы достигают –60°С. Перелёт длился 145 лётных часов с 47 посадками.

На время полёта газета «Вечерняя Москва» оформляет летчика спецкором, и Фарих честно высылает в редакцию свои корреспонденции со всех точек пройденного маршрута. И вот он, наконец, возвращается. Программа выполнена «на все сто». Но… «фанфар и литавров» не будет. В Москве траур: умерла сестра В.И. Ленина. Естественно, пышной встречи не получилось. Но на груди пилота засверкал теперь ещё и орден Ленина – высшая награда страны. Наградами были отмечены и члены экипажа Фабио Фариха. В те годы его имя писалось в одной строке с лётчиками Чкаловым, Водопьяновым, Шевелевым, Леваневским, Ляпидевским, Чухновским.

Фабио Брунович Фарих родился в Петербурге 26 мая 1896 года. Его отец, Бруно Васильевич Фарих, вёл своё происхождение от прибалтийских немцев; мать, Жанетта Ивановна Фарих (урождённая Гарднер), была родом из Англии.

В 1918 году Фабио Фарих ушёл добровольцем в Красную Армию, в конце 1921 года демобилизовался. В 1928 году окончил Московскую школу бортмехаников и перевёлся на север. В 1928—1939 годах Фабио участвовал в многочисленных арктических вылетах.

В ноябре 1939 года майор Фарих был призван в ряды ВВС. На бомбардировщике ТБ-3 совершил двадцать боевых вылетов на тылы финской армии. Во время Великой Отечественной войны был подполковником, совершил восемнадцать боевых вылетов в глубокий тыл немецкой армии, испытывал новые типы самолётов. В 1944 году награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

В послевоенные годы Фабио Фарих продолжил работу на воздушных трассах Арктики (в честь него в Ненецком автономном округе назван рыболовецкий участок — деревня Фариха). 1 июля 1948 года был арестован и осуждён на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Лишь 26 июля 1956 года Фарих был освобождён, полностью реабилитирован и восстановлен на лётной работе.

В 1957 году ушёл из воздушного флота по состоянию здоровья. Умер в Москве 2 июня 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вступительное слово

Борис Дворкин - выпускник Ленинградского мореходного училища, работал начальником радиостанции на судах рыболовецкого флота. Кинорежиссёр. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская неигрового кино А.Н. Герасимова и Л.А. Гуревича). Художественный руководитель студии «Камена-фильм». Автор и продюсер проекта «Неизвестные герои Севера». Член Союза кинематографистов России.

Автор научно-популярных фильмов «Право на жизнь», «Эпитафия» (о Д.Д. Шостаковиче), «Куда Макар телят…», «Боровск. Параллельный город», «Белое безмолвие» (о Николае Евгенове) и др.

Для посещения лектория обязательна предварительная запись. Записаться можно любым из следующих способов (записывайтесь ОДИН раз, дублировать не нужно!):

1) Регистрация на странице анонса (см. ниже).

2) На странице лектория в социальных сетях Вконтакте и Facebook (укажите фамилию и имя).

3) В случае крайней необходимости (невозможна регистрация никаким иным способом) принимается запись по телефону 8-800-700-18-45 (соединить с Московским лекторием).

Вход бесплатный - по списку и документу, удостоверяющему личность.

-- ВНИМАНИЕ!! Перед приходом в лекторий убедитесь в том, что вы здоровы! Защитные маски и перчатки обязательны!! --

Ссылка на онлайн-трансляцию: http://www.rgo.ru/ru/lektorii/moskovskiy-lektoriy/onlayn.