Геокультурное пространство Севера: визуализация ландшафтов и онтологические модели воображения

Мыс Дежнева. Покинутое эскимосское поселение Наукан. Фото Д.Н. Замятина
Дата события: 
16 марта 2022 - 17:00 г.

Дорогие друзья!

Семинар "Культурный ландшафт" и комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают Вас на 325-е заседание, которое состоится в среду 16 марта 2022 г. в 17:15 в режиме онлайн.

Тема доклада: Геокультурное пространство Севера: визуализация ландшафтов и онтологические модели воображения

Автор: Замятин Д.Н. (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики")

Для участия в семинаре и получения ссылки на трансляцию необходимо не позднее 15 марта направить на адрес seminarklatyandex.ru письмо с указанием ФИО (полностью) и места учёбы/работы.

Всего доброго и до встречи на семинаре.

Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская,

ученый секретарь М.М. Морозова

 

Аннотация

Геокультурное пространство любого региона формируется в результате взаимодействия двух слабо отделимых друг от друга элементов – геокультур, развивающихся на данной территории, и культурных ландшафтов. Полноценное развитие геокультурного пространства предполагает формирование уникальной онтологии воображения, создающей когнитивный "фундамент" для построения соответствующих моделей. Онтологические модели воображения характеризуют возможности расширенной репрезентации и интерпретации культурных ландшафтов какого-либо региона.

Визуальность культурного ландшафта представляет собой сложное образование, в котором зрительные реакции и рефлексии оказываются результатом множественного воображения – одновременно и личностного, и группового. Геокультурное пространство Севера в его визуально-дискурсивном измерении является сложным, поскольку традиция "колониального взгляда" вкупе с тенденцией к анализу постколониальных практик и к деколонизации различных арктических дискурсов создаёт амбивалентное дискурсивное поле актуальных визуальных практик и политик. Экзистенциальная ситуация постэкзотизма, типологически характерная для арктических регионов, является полем онтологизации множественных визуальных практик, закрепляющих ризоматические процедуры геокультурных различений. В результате полевого исследования прибрежных территорий Северо-Восточной Чукотки, а также экспедиции Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики Арктического государственного института культуры и искусств (г. Якутск) были выделены наиболее визуально интенсивные ключевые ландшафтные ассамбляжи: 1) морской охоты; 2) традиционных праздников морских охотников; 3) "первозданной" природы. Ландшафтные ассамбляжи репрезентируются теми или иными визуальными диспозитивами.

Под визуальными диспозитивами понимаются устойчиво воспроизводящиеся и феноменологически фиксируемые визуальные ландшафтные (геокультурные) образы, характеризующие специфику определённых ландшафтных ассамбляжей.

В результате проведённого исследования выделено пять ключевых визуальных диспозитивов, обусловливающих специфические формы воспроизводства и развития как самих геокультур, так и соответствующих культурных ландшафтов данных территорий: 1) диспозитив морских охотников, наиболее пограничный и фрактальный; 2) диспозитив праздников традиционной культуры морских охотников; 3) диспозитив разрушения и руинирования, связанный как с экстремальными природными условиями региона, так и с эпохой советского и постсоветского развития; 4) диспозитив "природного", "первозданного" пространства, связанный с низкой освоенностью территории; и 5) диспозитивмультинатурализма, проявляющийся в особенностях визуальных сред чукотских поселений (сел, поселков городского типа, небольшого города). Эти диспозитивы, переплетаясь и взаимодействуя между собой, создают множественные, постоянно трансформирующиеся ландшафтные ассамбляжи. В рамках представленных визуальных диспозитивов формируются феномены арктического постэкзотизма и внутреннего экзотизма, фиксирующие невозможность возвращения к доколониальной "ландшафтной оптике".

 

Тэги: