Глухая резьба: чувство дерева

Нижегородская обл., Городецкий р-н. Фото: А. Лыскин
Владимирская обл., Вязники. Фото: А. Лыскин
Нижегородская обл., Арзамас. Фото: А. Лыскин
Дата события: 
18 марта 2019 - 18:30 г.
Адрес: 
Новая площадь, 10, стр. 2

Четвёртая лекция из цикла "Родословная русского деревянного зодчества в фотографиях: от Лазаревской церкви до русского модерна" называется "Глухая резьба: чувство дерева".

Со времён язычества наших предков окружал дивный мир облагороженного резьбой дерева - огромные идолы рода, коньки, петушки и "курицы" на крыше, деревянная посуда, ковши и братины, сундуки, подставцы, деревянный инструмент, прялки, грабли, бороны, гребни, пряничные доски, детские игрушки, украшенные резьбой сани, лодьи, барки. При этом в годы феодальной раздробленности, набегов, ига, смуты, войн и потрясений фасады зданий были аскетично строги и лаконичны.

С XVI века стали создаваться мастерские резных дел и артели. Резьба стала повседневным промыслом, но украшали ею царские дворцы, храмы и хоромы бояр. Долгое время в России существовал регламент, который не позволял украшать гражданские здания кружевами. Этот регламент был отменён только в 1880 году. Незадолго до этого было отменено крепостное право. Впервые за многие столетия простой народ получил право на самовыражение в украшении собственного жилища, и тут фасады домов мгновенно преобразились.

Глухая резьба - самая изысканная и самая сложная из всех видов резьбы. Резчик должен чётко представлять как возможности той породы дерева, из которой он вырезает, так и весь художественный замысел в целом. Ошибки и исправления тут недопустимы. Считается, что глухая резьба пошла от украшательства судов (барок) на Волге. Для неё характерны глухой фон и высокий рельеф резьбы, использование образов-оберегов языческого фольклора (водяных существ, зверей, птиц) и богатых декоративных растительных мотивов. Постепенно трудоёмкую глухую резьбу начинают сочетать с резьбой накладной, где многие простые элементы накладывают друг на друга, что создаёт прихотливый объёмный узор. И, наконец, трудоёмкие виды резьбы начинает вытеснять более демократичная и простая в исполнении прорезная резьба.

О лекторе

Александр Лыскин окончил факультет журналистики МГУ. Работал в агентстве печати "Новости", издательстве "Планета", журнале "Россия" администрации президента РФ и правительства РФ, других изданиях и организациях. В начале 90-х приглашён к сотрудничеству с британским новостным агентством Camera Press и к членству в Королевском фотографическом обществе Великобритании.

Имеет ряд высших наград международных профессиональных фотоконкурсов – золотую медаль и "Золотой глаз" World Press Photo, золотую медаль Inter Press Photo, приз международного фотоконкурса UNESCO по окружающей среде и другие награды. Автор ряда собственных масштабных проектов. Создатель авторского фотобанка Phorus. Фотограф Международного фонда защиты животных (IFAW).

А. Лыскин - член Союза фотохудожников СССР, член Союза журналистов СССР и России, член Русского географического общества, преподаватель ИПЛФ (Института профессиональной и любительской фотографии).

Для посещения лектория обязательна предварительная записьЗаписаться можно любым из следующих способов (записывайтесь ОДИН раз, дублировать не нужно!!):

1) Регистрация на странице анонса (укажите фамилию и имя).

2) На странице лектория в социальных сетях Вконтакте и Facebook (укажите фамилию и имя).

3) В случае крайней необходимости (невозможна регистрация никаким иным способом!) принимается запись по телефону 8-800-700-18-45 (Кирилл Кузнецов).

Вход бесплатный, по списку и документу, удостоверяющему личность.

Ссылка на онлайн-трансляциюhttp://www.rgo.ru/ru/lektorii/moskovskiy-lektoriy/onlayn.