ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ МОСКВЫ

Москва. Большой Каменный мост. Фото О.И. Марковой
Дата события: 
17 марта 2021 - 17:00 г.

Дорогие друзья!

Семинар «Культурный ландшафт» и Комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают Вас на 314-е заседание, которое состоится 17 марта 2021 г. в 17-15 в режиме онлайн.

Тема доклада: "Использование фотографии в изучении культурных ландшафтов Москвы"

Автор: Маркова О.И. (МГУ имени М.В. Ломоносова, географический факультет)

Для участия в семинаре и получения ссылки на трансляцию необходимо не позднее вечера 16 марта направить на адрес seminarklatyandex.ru письмо с указанием своего электронного адреса, ФИО (полностью) и места работы/учебы.

Всего доброго и до встречи на семинаре!

Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская,

ученый секретарь М.М. Морозова

Тезисы

Фотография является действенным средством изучения культурного ландшафта. Прежде всего это относится к культурному ландшафту мегаполиса, стремительно изменяющемуся в течение времени. Фотоизображение даёт его зримый образ, оказывающий влияние на психику и умонастроение человека. Большое значение при этом имеет сохранность природных элементов ландшафта.

В докладе представлены примеры отображения на фото культурных ландшафтов преимущественно центральных районов Москвы. Наилучшим образом культурный ландшафт и его изменения возможно оценить с верхних точек, что по возможности было осуществлено. Для московских территорий, особенно центральных, доступной является прежде всего съёмка с архитектурных сооружений или природных высот; съёмка с беспилотников внутри МКАД без разрешения Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы запрещена с 24 июля 2020 г. При необходимости такое разрешение сроком до 24 рабочих дней получить возможно.

Показаны нарушения культурного ландшафта при соседстве памятников архитектуры с современными зданиями и зданиями советского периода застройки, сильно нарушающими облик и восприятие территории, окружающей памятник.

При оценке динамики культурного ландшафта наиболее эффективны сопоставления результатов современной фотосъёмки с исторической. Особенно действенна оценка изменений при съёмке с той же точки. Из исторических фотографий наиболее известны произведения С.М. Прокудина-Горского. Использованы фотографии, представленные в 2020 г. на фотоконкурс Русского географического общества «Самая красивая страна» в номинации «Живой архив», где в основном представлены произведения этого автора и его коллег.

На исторических фотографиях отображены в том числе и те культурные ландшафты, которых в данный момент на территории города не существует.

Некоторые памятники ландшафты были восстановлены и восстанавливаются в наше время, однако они не всегда вписываются в окружающие культурные ландшафты, которые иногда характеризуются современной отделкой и благоустройством, не соответствующим историческому облику и нарушающим природную основу ландшафта. Неприятным моментом является запрещение некоторых собственников на фотосъёмку памятников, расположенных на их территории.

На фотографиях возможно проследить и будущие изменения культурных ландшафтов, которые только ещё готовятся и планируются. Обилие подъёмных кранов и недостроенных больших сооружений, в т.ч. в самом центре Москвы, говорит о будущих неблагоприятных изменениях исторической среды города.

Фотография является средством изучения природных свойств, динамики, облика и пейзажности не только жилых, но и парковых ландшафтов и ландшафтов особо охраняемых природных территорий, из которых образ исторических культурных ландшафтов дают прежде всего природно-исторические парки. В данный момент они имеют две основные проблемы развития культурного ландшафта – незаконная застройка и неумеренное благоустройство.

Некоторые парки и озеленённые территории Москвы были созданы в современный период. Не всегда это происходило с сохранением исторического облика, однако в любом случае эти парки являются местом отдыха горожан и являются альтернативой повсеместной коммерческой застройке.

Дальнейшее развитие фотографических методов изучения культурного ландшафта видится в их обобщении и создании фотографических коллекций и баз данных, которые возможно использовать в географических и атласных информационных системах, а также в печатных изданиях.