"Изнанка города": маргинальные ландшафты и современная визуальная культура

Кибера, район Найроби, Кения. Фото: автор – О.А. Лавренова
Дата события: 
17 ноября 2021 - 17:00 г.

Дорогие друзья!

Семинар "Культурный ландшафт" и комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают Вас на 320-е заседание, которое состоится 17 ноября 2021 г. в 17-15 в режиме онлайн.

Тема доклада: "Изнанка города": маргинальные ландшафты и современная визуальная культура

Автор: Лавренова О.А.  (Институт научной информации по общественным наукам РАН, НИТУ МИСиС, ГИТР)

Для участия в семинаре и получения ссылки на трансляцию онлайн-семинара пишите до 16 ноября включительно – seminarklatyandex.ru (указывать ФИО, электронный адрес)

Всего доброго и до встречи на семинаре!

Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская, ученый секретарь М.М. Морозова

 

Тезисы

Тема людей, выброшенных на обочину жизни, рассматривается в двойном фрейме – в контексте организации пространства города и в контексте современной визуальной культуры (художественных фильмах, видео- и фото- блогах, в роликах популярных YouTube-каналов). Наиболее раскрученный в современных медиа тип маргинального ландшафта – трущобы. Инаковость этих пространств всегда была поводом для интереса и любопытства, "глазения" – интерпретации, восприятия и использования их как зрелища.  В современной масскультуре особенно популярна "натура" трущоб глобального Юга. Про них сняты гиперпопулярные игровые фильмы, такие как "Миллионер из трущоб", и это вызвало новое культурное явление – массовый трущобный туризм, который представляется неоднозначным явлением с этической точки зрения, но с точки зрения визуальной культуры – это возведение вуайеризма в ранг искусства и повседневной практики.

Второй тип городских маргинальных ландшафтов – локальные "инвазии" в благопристойное и инстуциализированное пространство города. Этот тип в искусстве является "натурой" для психологической драмы на тему лишних людей. Особенности национального самосознания наиболее ярко проявляются именно с изнаночной его стороны. Японские городки бездомных, не чуждые порядку и эстетике, встроенные в центральные и вполне благополучные районы, совершенно противоположны российским реалиям – хаосу, уходу от норм и в подполье. Классические фильмы, посвященные этой проблематике – "Додэскаден" А. Курасавы, "Небеса обетованные" Э. Рязанова, "Леди в фургоне" Н. Хайтнера – моделируют эти изнаночные пространства и их особенности, свойственные национальной культуре.

Большой популярностью сейчас пользуются YouTube-каналы о жизни бомжей, которые снимают реальных персонажей на реальных местах их обитания, вводя маргинальные пространства в ранг востребованной визуальной культуры. Такой тип визуализации провоцирует иное культурное явление – восприятие маргинальных локусов и их обитателей как интерактивного перформанса. Тип интерактивности может быть разным – от нападений до братаний, от моральных нотаций до благотворительности. Гипервизуализация и эстетизация социальных язв, как ни странно, способствует их социальной невидимости. Эта проблема, которую уже никто не собирается решать, она стала частью современной культуры, имеющей свое философское и эстетическое обоснование, – и это своего рода ее оправдание.