Радикальная география: история и современность

Махновская вольница. Карта 1919 - 1920 гг.
Дата события: 
24 ноября 2021 - 17:00 г.

Дорогие друзья!

Семинар “Культурный ландшафт” и Комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают Вас на 321-е заседание, которое состоится 24 ноября 2021 г. в 17-15 в режиме онлайн.

Тема доклада: Радикальная география: история и современность

Автор: Тютюнник Ю.Г. (Институт эволюционной экологии НАН Украины)

Всего доброго и до встречи на семинаре!                                                                                                                                  Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская, ученый секретарь М.М. Морозова

Тезисы

Радикальная география (РГ) – это не научная школа, не течение, не этап в истории науки и даже не парадигма. Это проблемно ориентированная исследовательская тематика, сосредоточенная на поиске и применении способов уничтожения классового антагонизма и социальной несправедливости методами географической науки. В РГ-проблематике можно различить территориально-пространственный (радикально-географический в узком смысле) и ресурсный (радикально-экологический) блоки. Они, если территорию и пространство рассматривать как ресурс, легко объединяются в одно целое – радикальную географию в широком понимании. Предметно-проблемными направлениями РГ-исследований являются следующие: 1) равноправие рас, народов и культур, а также,  взаимодействие культур вплоть до мультикультурализма; 2) равноправие социальных групп, слоёв, классов общества и поиск пространственной структуры идеального населённого места, в котором такое равноправие могло бы быть реализовано; 3) справедливое распределение и потребление материальных ресурсов и благ; 4) самоконтроль и самоограничение потребления; 5) морально-этическое отношение человека к ландшафту, его компонентам и элементам (например, к животным, как братьям меньшим); 6) эсхатология и экологический алармизм.

Поскольку вся история человечества сопровождалась и сопровождается насилием одних его групп над другими, а также над объектами природной среды, РГ-проблемы, -интенции, -идеи в философии, науке и даже религии присутствовали всегда. В Европе они впервые проявились у древних греков, в философских школах киников, стоиков и атомистов (равноправие эллинов и варваров, космополитизм, антиэтатизм, идея изономии, сетевые принципы полисной демократии, самоограничение в потреблении благ и др.). В Средние века радикально-географические идеи рождались как в религиозном, так и в светском сознании и общественной практике. В области первого это были призывы к фундаментальной аскезе, смирению человеческой гордыни перед ближним и перед Богом, декларации милосердия по отношению к некрещённым народам, гилозоистские идеи (еретические для официального христианства), эсхатология. В светской области средневековые радикально-географическая мысль и практика проявляли себя в сетевых принципах организации жизни вольных городов ХІ – ХІІІ вв., в эгалитарных народных движениях (анабаптисты, ллорарды, табориты и др.), в борьбе против роскоши и пороков клира и т.д. Ренессанс радикализовал светскую слагающую радикально-географических идей Средневековья и заменил религиозные интерпретации и подходы на рационально-гуманистические.  Получили развитие античные идеи о равноправии рас и народов, о множественности миров, принцип изономии. Большую роль в этом сыграли Великие географические открытия. Новое звучание приобрели теоретические поиски идеальных систем расселения, в которых идеалы социальной справедливости могли бы быть реализованы на практике («город Солнца»). Были сформулированы рациональные принципы эгалитарных, антиэтатистких, коммунистических утопий.

Новое время – период становления радикально-географической тематики, как таковой. Колониальные захваты, буржуазные революции, технический прогресс в промышленности, утверждение экстрактивной экономики, с одной стороны, формирование так называемого новоевропейского сознания и научного метода, с другой, – обеспечили развитие радикально-географических идей на экономической и рационалистической основе – под знаменем прогресса. Социалисты-утописты предложили новые системы расселения в виде территориально-соседских общин; политические движения, как могли, обосновывали принципы социальной справедливости, эгалитаризма и антиэтатизма; критически настроенные романтики положили начало инвайронментализму, а борцы против колониализма – мультикультурализму; наука начала уделять внимание проблемам дефицита ресурсов (Т.Р. Мальтус) и загрязнения окружающей среды (Б. Рамаццини). Автором первого по-настоящему радикально географического сочинения стал выдающийся русский гуманист А.Н. Радищев. А в середине XIX в. на историческую сцену вышел марксизм, значение которого для дальнейшего развития РГ-идей было весьма велико.

Период с рубежа XIX – ХХ вв. и по 1960-е годы стал периодом непосредственного предшествования РГ как таковой. Выделяется плеяда известных географов-анархистов П.А. Кропоткина, Ж.Э. Реклю, Л.И. Мечников. Значим был и революционный марксизм, но после 1917 г. он начал постепенно институционализироваться в странах так называемого социалистического лагеря и в классическом варианте утратил свой радикальный потенциал. Как философская предпосылка возникновения радикальной географии, на первое место вышел марксизм в «западных» вариантах. Особую роль сыграли мыслители франкфуртской школы, которых обычно причисляют к «неомарксистам». 

Радикальная география, как таковая, родилась на волне выступлений «новых левых» в «красных 60-х». Особо большое распространение РГ-проблематика получила в США. Движение было представлено такими географами, как У. Бунге, К. Бьюкенен, Р. Дж. Джонстон, Б. Дэвис., В. Зелинский, Ф. Огден, Э. Отремба, Дж. Р. Пит, Д. Слатер, Д. Смит, А. Шульце, Дж. Харвей, Дж. Н. Энтрикин и др.  Их тематика – территориальные и экологические аспекты социальной справедливости между государствами (расами, народами) и внутри государств (между классами, социальными слоями и группами). Некоторые отрицали и само государство (антиэтатизм). Особое внимание радикальные географы классического периода уделяли урбанистике и географии городов. Марксизм и его дериваты (троцкизм, маоизм, неомарксизм, фрейдомарксизм), как философско-методологическое основание, играли определяющую роль для РГ конца 1960-х – начала 1980-х.

Современный же этап РГ можно маркировать тем, что определяющая роль марксизма, как философско-методологического основания, сошла на нет. Тому была объективная историческая причина – провальное завершение коммунистических социально-экономических экспериментов, имевших место с 1917-го по 1991-й годы. Новые эгалитарные основания в РГ современного периода находятся в стадии разработки. Одним из перспективных направлений считается постанархизм. В контекст этой философской и отчасти уже методологической системы органично входят и по-новому переосмысливаются все традиционные темы РГ. В нём рождается и новая РГ-тематика (в частности, вызываемая активизацией фашизма в таких его современных формах как трансгуманизм, цифровизация, рыночный фундаментализм, эпидемиологический тоталитаризм и др.). 

В рамках пока ещё формирующейся философии и методологии постанархизма можно уже различить фундаментальные сдвиги и реинкарнации в РГ-идеях и проблемах. Эгалитаризм избавился от марксизма и вернул коммунистической утопии былую привлекательность. Антиэтатистский коммунизм перестал конфликтовать с индивидуализмом, и это, опять-таки, открыло новые возможности для методологического синтеза. В свою очередь антиэтатистские теории избавились от новоевропейского рационализма. Это, в свою очередь, создало предпосылки для расширения научного метода за счёт его интеграции с до- и пост-новоевропейскими и внеевропейскими методиками. Такой синтез позволяет отойти от традиционного новоевропейского способа получения знания – дискурсивного, и перейти на новые гносеологически основания, например, экзистенциально-топологические. Последние хорошо реализовываются в ландшафтной концепции. Радикальная география приближается к ландшафтоведению. Сеть, мультикультурализм, экологический алармизм, снятие оппозиции природного и культурного, экзистенциальная топология как ландшафтность – вот далеко не полный перечень методологических новаций, которые в то же время бережно хранят и воспроизводят все свои связи с РГ-идеями прошлых веков.

Современная география радикализируется в силу особенностей текущего исторического процесса. Те её варианты и направления, которые идут на мировоззренческие и методические компромиссы с неолиберализмом и капитализмом, с каждым годом утрачивают свою актуальность и становятся объективно и теоретически и практически ненужными.