РГО продолжает исследовать аэродромы воздушной трассы Аляска — Сибирь

Дата события: 
3 сентября 2021 - 13:00 г.

 

С 27 июля по 3 сентября работала экспедиция Русского географического общества и Министерства обороны Российской федерации по аэродромам АЛСИБ, которая изучала восточную часть Красноярской  воздушной трассы. Специалисты изучили состояние 11 аэродромов в Чукотском автономном округе, Магаданской области и на востоке Республики Саха (Якутия).

 

В годы Великой Отечественной войны Алсиб был авиакоридором, соединяющим США и СССР. Аэродромы трассы Фербенкс (Аляска, США) — Красноярск выступали перевалочными пунктами для поставок американских боевых самолётов по договору ленд-лиза. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки — за пять-восемь месяцев. С 1942 по 1945 год по Алсибу наши войска получили около восьми тысяч самолётов, сыгравших важную роль в Победе.

Впереди — исследования на аэродромах, располагавшихся западнее Якутска, в Иркутской области и Красноярском крае. 

4 сентября в г. Якутске в Историческом зале Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина состоялась пресс-конференция по итогам проведения первого этапа экспедиции.

 

О результатах работы собравшимся рассказал руководитель Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин.

Экспедиции предшествовала большая работа в архивах. Были исследованы десятки тысяч документов по истории трассы Алсиб. 27 июля стартовал полевой этап экспедиции — команда специалистов из РГО, Экспедиционного центра Минобороны России, Центра изучения современной истории и других организаций вылетела на Дальний Восток.  Цель —  изучение особенностей строительства исторических аэродромов, проанализировать их современное состояние и перспективы дальнейшего использования. Несмотря на экстремальные природные и климатические условия, посадочные полосы использовались долгие годы после войны, а некоторые пригодны для эксплуатации и по сей день. При этом такая всесторонняя работа по их изучению проводится впервые. 

 

 

Аэродромы исследовались по порядку — с востока на запад. Первым на пути из Америки был аэродром Чаплино — самый восточный на участке Уэлькаль — Красноярск. Взлётная полоса расположена на косе на берегу Берингова моря. Строительство аэродрома началось летом 1944-го и закончилось к концу года. Место было выбрано не случайно — здесь в 1942 году вынужденно, но вполне успешно приземлились десять истребителей Р-39 «Аэрокобра», которых вёл лётчик Пётр Гамов на бомбардировщике Б-25. Самолёты шли с Аляски, но на советской территории Гамов получил радиограмму, что аэродром в Уэлькале не даёт посадку. Все 11 самолётов успешно приземлились на косе в Чаплино и уже на следующий день достигли пункта назначения. К сегодняшнему дню форма косы успела измениться — часть взлётной полосы подмыта и занесена песком. Но это не помешало участникам экспедиции обнаружить аэродромные траки трёх видов — американские и советские, а также остатки тяжёлого бомбардировщика.

Также участники экспедиции обследовали базовый на Красноярской воздушной трассе аэродром Уэлькаль. Он построен на морской косе по уникальной технологии — на подготовленное гравийное основание укладывались деревянные бруски, образующие клеточный каркас. В образовавшиеся ячейки утрамбовывалась приготовленная смесь из гравия, песка и глины. В ходе экспедиции военные топографы провели топосъёмку Уэлькаля, а геофизики с помощью георадара выяснили состав подстилающих пород. В окрестностях аэродрома обнаружены места падения и обломки нескольких самолётов: транспортного Г-1, истребителей Як-9 и Ла-11.

Участников экспедиции впечатлило изобилие скелетов китов, лежащих прямо на взлётно-посадочной полосе. Очевидно, местные жители разделывали здесь морского зверя. В начале 1980-х годов полосу перестали использовать по назначению. В середине 2010-х началось строительство новой шестисотметровой полосы, которое пока не завершено.

 

Экспедиционному отряду удалось подробно обследовать аэродром Танюрер — его построили в 1944 году в глухой тундре всего за два с половиной месяца. По архивным данным, туда доставили 14 американских грузовых машин, «Студебеккеров». Три из них обнаружила экспедиция РГО — они остались в Танюрере после строительства полосы. Машины хорошо сохранились: на некоторых кабинах отчётливо видны американские и советские аэродромные номера. Саму же взлётно-посадочную полосу нашли с трудом. Поисковики наткнулись на фрагмент уложенных вместе плит, простукивая их лопатой, — площадку примерно 30 на 60 метров. Если её расчистить, можно сажать вертолёты. Помимо поисковых работ участники экспедиции привели в порядок покосившуюся стелу, установленную на кладбище приаэродромного посёлка, где захоронен экипаж транспортного самолёта, погибшего в начале 1950-х

На данный момент участники завершили исследование восточной части Красноярской воздушной трассы. Помимо трёх названных поисковики обследовали аэродромы: Анадырь (Горка), Марково, Омолон, Зырянка, Сеймчан, Сусман, Оймякон (Томтор), Хандыга. По каждому собраны архивные данные, проведена фото- и видеофиксация, нанесены на карту места падения обнаруженных самолётов. В составе экспедиционной группы работают 30 человек: топографы, геодезисты, геофизики, геологи, историки, метеорологи и т.д. Снимается учебный фильм, делаются художественные зарисовки местности. Немаловажная часть экспедиции — увековечение памяти лётчиков, погибших при перегонах самолётов. Впереди обследования исторических аэродромов в Якутске, Олёкминске, Витиме и Киренске. Полевой сезон этого года завершится 10 сентября. Все аэродромы детально изучены и в дальнейшем планируется создание их 3D моделей включая здания и инженерные сооружения. 

3 сентября 2021 года участники экспедиции по обследованию аэродромов Алсиб прибыли в село Тарат, вблизи которого находился один из ледовых аэродромов воздушной трассы Алсиб. Они приняли участие в торжественном митинге и установке памятника труженикам, обеспечившим работу трассы. 

 

В военное время неподалеку от Якутска был сооружён запасной ледовый аэродром для перегонки самолётов союзников на запад: из-за частых и густых туманов в зимнее время аэродром Якутска не мог регулярно принимать самолёты. Было выбрано наиболее подходящее место в 58 километрах от Якутска — озеро Сэгэлэй в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района. В ноябре 1942 года по приказу начальника управления Воздушной трассы ВВС, Героя Советского Союза полковника Ильи Мазурука началось строительство запасного аэродрома. А так как мужчины ушли на фронт, то трудились в основном женщины.

 

 

В 2020 году в память строителей аэродрома и в честь Матрёны Киренской, ветерана тыла и участницы воздушной трассы мужества Аляска — Сибирь, в селе Арат возвели монумент в виде стелы с самолётом А-20 «Бостон».

 

 

Сергей Чечулин поблагодарил Якутское отделение РГО, жителей Якутии, администрации и энтузиастов, население посёлков за идеальное сохранение исторического наследия, создание музеев трассы, сбор артефактов. Исторические здания должны быть отреставрированы, для этого также сохранилась вся проектная документация и исполнительные документы. Вклад в победу местных жителей был весомый, потому что каждый самолёт, который прошёл через якутскую землю и попавший на западный фронт — это чьи-то спасённые жизни. 
 

 

 

 

Сергей Чечулин вручил награду от Русского географического общества за большой личный вклад в изучение и популяризацию героической истории создания и функционирования трассы АЛСИБ главному историку трассы Ивану Негенбле, а также Виктору Мазуренко и Василию Гоголеву. 

 

 

Иван Негенбля в ответной речи отметил героизм и большой вклад населения  Якутии в дело победы, об этом надо помнить и пропагандировать. После закрытия трассы Якутия получила раветвленную сеть аэродромов и что более важно - опытнейшие квалифицированные кадры, которые после войны составили золотой фонд авиации республики. Вместе с этим, необходимо объективно оценивать воспоминания участников тех событий. В этом состоит важная работа историков.   

 

 

Руководитель экспедиции Дмитрий Алексеев поблагодарил организаторов, принимающие стороны, в особенности Якутское отделение РГО, администрации, местные органы власти, а также летный состав за всестороннюю помощь в работе. 

 

 

Павел Филин, к.и.н., руководитель исторической группы экспедиции поделился главными выводами по итогам экспедиции. Создание трассы, которая объединила наше государство по центру в широтном отношении и в этом состоит глубина стратегического мышления руководства СССР в годы войны. Капитальные вложения, самоотверженный труд, смелые проектировочные решения создали инфраструктуру Красноярской воздушной трассы. Необходимо создание структуры для координации деятельности по сохранению исторического наследия, кооперации регионов. Необходимо восстанавливать аэродромы, их статус в некоторых поселках. Это будет иметь важное экономическое значение для развития территорий Дальнего Востока и Севера.

 

 

Александр Куприянов, представитель Хангаласского отделения ДОСААФ Якутии рассказал об опыте поисковой деятельности на территории Хангаласского улуса, интересных находках 6 разбившихся самолетов. 

 

 

Трошин Виталий, член экспедиции, Почетный архитектор России, Член союза архитекторов, профессор отметил, что объекты построенные в годы войны имели колоссальное значение для поднятия духа народа в борьбе с фашизмом. Выразил благодарность студентам-архитекторам, которые проводили обмеры строений для 3D-визаулизации. Предложил РГО создать отделение для объединения усилий архитекторов, художников в этой исследовательской работе. 

 

 

Николай Алексеев, архитектор, заведующий кафедрой архитектуры и городского строительства СВФУ им. М.К. Аммосова предложил объединиться в работе с Северо-восточным федеральным университетом по восстановлению чертежей и макетов аэропортов и строени трассы АЛСИБ. Это будет важная и полезная работа как в историческом плане, так и на будущее, когда аэропорты будут восстановлены. 

 

 

Николай Гребенников, Председатель ассоциации ветеранов боевых действий Республики Саха (Якутия) рассказал о результатах поисковой работы, находках разбившихся самолетов, увековечению памяти летчиков авиаперегоночной трассы АЛСИБ, а также передал находки останков самолета Бостон в качестве музейных экспонатов Якутскому отделению РГО. 

 

 

 

Экспедиция Русского географического общества и Министерства обороны Российской федерации по аэродромам АЛСИБ будет продолжена.