Семинар Комиссии по культурной географии «Геоэтологический подход к концепции культурного ландшафта»

Портрет работы Фернандо Висенте (Фернандо рисует сюрреалистические портреты на основе материков, используя старые карты в качестве холстов)
Дата события: 
27 октября 2021 - 17:00 г.

Дорогие друзья!

Семинар «Культурный ландшафт» и комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают вас на 319-е заседание, которое состоится 27 октября 2021 г. в 17:15 в режиме онлайн.

Тема доклада: Геоэтологический подход к концепции культурного ландшафта

Автор: Любичанковский А.В. (Оренбургский государственный университет) 

Для участия в семинаре и получения ссылки на трансляцию необходимо не позднее 26 октября направить на адрес seminarklatyandex.ru письмо с указанием ФИО (полностью) и места учёбы/работы.

Всего доброго и до встречи на семинаре! 

Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская, ученый секретарь М.М. Морозова

 

Тезисы

Геоэтологическая концепция, разрабатываемая нами как одно из направлений культурно-географических исследований, направлена на исследование ментальности населения в географическом пространстве.

Для исследования мозаичной культурно-географической реальности используются многообразные подходы. К ним примыкают исследования, заданные исследовательским полем ментальной географии. Существуют разные варианты названия этого направления в географии – это и бихевиористская география, и география восприятия, и перцепционная география, и когнитивная география. В определенном дискурсе можно найти специфику употребления этих терминов в соответствии с конкретными задачами направления исследования. Исследовательское содержание этого научного направления составляет анализ пространственных аспектов поведения в ментальности различных групп населения (этнических, социальных и пр.).

 С нашей точки зрения, это недопустимое сужение орбиты вопросов, подпадающих под задачи культурной географии. География может и должна заниматься вопросами делимитации ментальных комплексов, то есть выступать уже не как «ментальная география», а как «география ментальности».

В ходе исследования мы внесли терминологическую корректировку в употреблявшееся нами ранее название направления «география ментальности», и предлагаем ее определять как «этологическая география».

Важным аргументом для возможной критики по сдерживанию перегруженности понятийно-терминологического аппарата географической науки является первоначальное понимание этоса как места обитания, обжитого пространства в его связи с характером человека.

Разнообразие стереотипов поведения, нравов, темпераментов, обычаев и иерархии ценностей у различных общественных групп в разных регионах мира, как правило, очерченных по этническому или культурно-географическому признакам, связано с термином «этос». Начиная с античности, сложилась исследовательская традиция размежевания  в понятиях психических свойств природы человека, представляющих врожденные свойства личности – физис, и подверженную изменениям часть психики людей, выражающуюся в  привычках, нравах, характерах, темпераменте и обычаях – этосе человека.

Ретроспективное развитие использования этого термина антропологами XX века позволяет применять его с большой корректностью к феноменам образа жизни, иерархии ценностей, нравам и обычаям в обществе на разных пространственных уровнях. Этос не сводится к бихевиоризму (поведению и стилям поведения), и этос не является типом или структурой сознания (ментальностью), а представляет собой срединную категорию.           Это такой образ социального и индивидуального поведения, который уже или всегда осознан. Это качество этоса позволяет его выявить и верифицировать корректно с научной точки зрения, в частности, социологическими методами исследования.

Истоки этологической географии как самостоятельного направления географических исследований сформировались в антропогеографии. Уже на раннем этапе развития антропогеография анализировала явления из жизни людей в их пространственном распространении и взаимодействии с географическими факторами и явлениями.

В отечественной географической традиции антропогеография с ранних этапов своего развития тесно связана с гуманитарными науками, прежде всего с этнографией, фольклористикой, топонимикой. Под влиянием географии в исторической науке используются термины «историко-культурный» и «культурный» ландшафты.

Концепция культурного ландшафта позволила существенно развить теоретико-методологические разработки антропогеографии, включив в свою проблематику социокультурную составляющую, прямо выводящую нас на этологическую составляющую в ментальности населения.

Особое значение в нашем исследовании получили «эмные» элементы культурного ландшафта, характеризующие «внутренний» культурный ландшафт. Эмический подход исходит из характеристики сообщества данного им самим. Это взгляд изнутри в соответствии с восприятием местного сообщества. «Эмные» явления связаны с социально-психологической составляющей культуры. Это рефлексия сообществ и задаваемая им культурно-географическая реальность, которая исследуется нами в рамках этологической географии.

Культурная география включила в свое исследовательское поле многие проблемы, выходящие за рамки инерции традиционных сюжетов в отечественной научной географии, открыв современный гуманитарный этап исследований культурного ландшафта в русской географической традиции. Она стала не только ядром определенной исследовательской проблематики, но и символом процесса гуманизации и гуманитаризации всей географической науки.

Таким образом, можно сформулировать своеобразный двуединый парадокс: с одной стороны этологическая география встраивается в парадигму культурного ландшафта, представляя определенную возможность разработки в качестве самостоятельного научного направления исследовательского поля культурной географии, а с другой стороны, – культурная география выступает как символ гуманизации, вдохновляя и мотивируя расширение традиционного исследовательского поля географической науки, в том числе за счет сюжетов этологической географии, выходящих по своей сути за проблематику культурного ландшафта.