Тайна Себян-Кюеля. Экспедиция в поиски пропавшего самолета в Верхоянских горах

Дата события: 
5 апреля 2021 - 09:00 г.

 

Авиаперегоночная трасса АЛСИБ проходила из Аляски через Якутию в Красноярск с 1942 по 1945 год. Якутия была центром трассы. Здесь располагались ряд основных и вспомогательных аэродромов, в том числе и на водных объектах. Их использовали в зимнее время. 

Через этот маршрут доставили 7928 самолетов, летали государственные деятели СССР и США, перевозились важные грузы. 

Случались и драматические события. Поломки, вынужденные посадки, катастрофы... На трассе АЛСИБ было потеряно 73 самолета и погибло 115 человек. 

 

 

Путешественники, краеведы, туристы и охотники продолжают находить свидетельства работы легендарной трассы. 

Как возможное место падения самолетов указывается озеро Себян-Кюель в Верхоянье. В 1982 и 1983 годах газета "Советская Россия" организовала сюда экспедиции. Была найдена могила, но возможности раскопать ее не было. 

В 2020 году В.А. Поздеев и Р.Д. Михайлов при помощи эхолота обнаружили на дне озера объекты техногенного происхождения. Очертания напоминали фрагменты самолета.

Русское географическое общество летом 2021 года запланировало масштабный проект по изучению состояния аэропортов АЛСИБа. В этот проект включили 4 аэропорта Якутии: Олекминск, Теплый ключ, Оймякон, Усть-Мая.

1 апреля 2021 г для поиска пропавших самолетов на озеро Себян-Кюель в Верхоянских горах отправилась экспедиция якутского отделения Русского географического общества и ЯРО Российского союза спасателей, совместно ГУ МЧС по РС (Я).

О целях и задачах проекта рассказали председатель ЯО РГО Александр Горохов и председатель ЯРО РОССОЮЗСПАС Николай Находкин: "Проект организован для привлечения внимания общественности к истории освоения воздушного пространства Севера, к героической истории АЛСИБА, популяризации деятельности Обществ, воспитания патриотизма у молодежи.

 

 

Задачи проекта:

- проведение мероприятий, посвященных АЛСИБу, встречи с населением, освещение в СМИ, съемка и презентация фильма об экспедиции, проведение пресс-конференций по итогам.

- поиск пропавших самолетов довоенных времен, а также перегоняемых по программе Ленд-лиза в годы ВОВ. На помощь придёт современная техника: магнитометр, георадар ОКО, дрон для подводной съемки, подводная система видеонаблюдения. Если экспедиции удастся найти самолет-участник АЛСИБа, его извлекут, отреставрируют и доставят в парк "Патриот" (г. Москва).

- испытание вездехода "Бурлак" для проведения экспедиций в сложных условиях — бездорожье, наледи, горный перевал выше 1 км над уровнем моря.

- установка ЯРО РОССОЮЗСПАС спутниковой антенны для экстремальной связи из спасательного домика на зимнике Сеген-Себян."

 

 

Состав экспедиции:

1. Горохов Александр — Председатель ЯО РГО

2. Находкин Николай — Председатель ЯРО РОССОЮЗСПАС

3. Лысенко Роман — старший группы АКАСЦ МЧС, водитель

4. Михайлов Руслан — Председатель РОО "Кобяйское землячество РС(Я)"

5. Ермаков Игорь (Эркин Питерский) — видеоблогер, ЯРО РОССОЮЗСПАС

6. Любинец Игорь — спасатель АКАСЦ МЧС, водитель

7. Трифонов Георгий — спасатель АКАСЦ МЧС

8. Бублей Алексей — спасатель АКАСЦ МЧС, водитель

9. Малюшин Ярослав — спасатель АКАСЦ МЧС, водитель

10. Находкина Фаина — ведущий специалист МВС и ДН РС(Я)

 

 

Одна из задач экспедиции — испытание вездехода "Бурлак". Николай Находкин отметил, что предполагаемый маршрут до озера Себян-Кюель отлично подходит для испытания. 

 

 

Со словами напутствия к членам экспедиции обратились председатель ЯО РГО Александр Горохов и председатель ЯРО РОССОЮЗСПАС Николай Находкин. Руководитель подразделения Якутского АКАСЦ МЧС Валерий Комаров пожелал всем здоровья и удачи, а также предостерёг от неоправданного риска: "Помните, что вас ждут дома".

 

 

Участники экспедиции получили небольшие подарки — атрибутику РГО (футболки, кепки).

Исполнительный директор Отделения РГО в Республике Саха (Якутия) Дмитрий Соловьев торжественно вручил руководителю экспедиции флаг Русского географического общества как символ достижения целей, вдохновивший поколения путешественников.

 

 

Дневник экспедиции будет вести известный блогер Эркин Питерский на своём YouTube-канале