Победители конкурса грантовых проектов РГО - 2018

Подписка на RSS - Победители конкурса грантовых проектов РГО - 2018

№ п/п

Наименование проекта

Исполнитель

Описание проекта

1.

Арктический плавучий университет – 2018

Архангельское региональное отделение (Архангельский центр) Русского географического общества

Комплексный мониторинг экосистем архипелагов и прилегающих акваторий западного сектора Российской Арктики. Изучение объектов историко-культурного наследия Российской Арктики. Подготовка научных и производственных кадров для работы в Арктике посредством реализации в ходе экспедиции образовательных мероприятий. Популяризация арктических специальностей и науки среди молодёжи, историко-культурного наследия Арктики, развитие патриотизма и продвижение понятия Русская Арктика в международном пространстве.

2.

«Унорож: путешествие сквозь века». Межрегиональная комплексная археологическая и научно-познавательная экспедиция

ООО «Костромская археологическая экспедиция»

Проект «Унорож: путешествие сквозь века» предполагает через вовлечение в практическое изучение седой древности русской истории и истории народов северо-востока древней Руси раскрытие исторического и культурного богатства России, её наследия в глазах молодых поколений, сохранение национального наследия и получение нового знания о различных этапах формирования населяющих Россию народов и сложения российской государственности.

3.

Этнографическая экспедиция «География Русского мира» (Средняя Азия)

Пензенское областное отделение Русского географического общества

Проектом предусмотрено проведение этнографической экспедиции «География Русского мира (Средняя Азия)» по странам центральноазиатского региона: Казахстану, Киргизии и Узбекистану с целью изучения культуры, быта и сохранившихся традиций этнических русских, проживающих на данной территории свыше столетия. Планируется в ходе экспедиции применить «маршрутный метод» этнографического исследования. В ходе полевой экспедиции будут проведены личные наблюдения, опрос (интервью) и анкетирование, фиксация вещественных материалов путем фото- и видеосъемки, сбор этнографических коллекций. Особое внимание будет уделено изучению сохранившихся традиционных обрядов, русским народным промыслам, общественным отношениям, народному быту, устному народному творчеству, фольклору. В планах проекта – провести широкомасштабную информационную кампанию путем проведения пресс-конференций, публикации новостей и репортажей обо всех этапах экспедиции и связанных с ней мероприятиях.

4.

Комплексная Ладожская экспедиция

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

Привлечь внимание жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Карелия к проблемам Ладожского озера. Организовать комплексную экспедицию для исследования природно-ресурсного потенциала Ладожского озера: оценить современное состояние озера, сравнить с ретроспективными данными, показать важность сохранения этого уникального объекта – самого крупного пресноводного озера Европы.

5.

Комплексная экспедиция «Мураевенская волость» на территорию проектируемого музея-заповедника «Родина П.П. Семенова-Тян-Шанского»

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Важность предлагаемого исследования заключается в уточнении, дополнении и расширении объема информации о культурно–историческом и природном наследии проектируемого музея–заповедника «Родина П.П. Семенова–Тян–Шанского». Место проведения работ: долина реки Ранова и прилегающие районы на границе Липецкой и Рязанской областей, усадьбы «Рязанка» (Чаплыгинский муниципальный район Липецкой области), усадьба «Гремячка» (Милославский муниципальный район Рязанской области). Экспедиционные исследования (июль-август 2017 г.) включают географические, этнографические и археологические полевые исследования. Предполагается активное участие в этих работах в качестве волонтеров студентов и школьников. Дополнительное изучение полученных географических, этнографических и археологических материалов с возможным привлечением специалистов геологов, почвоведов, по радиоуглеродному датированию, по технологии производства керамической посуды, а также изделий из кости, по трасологическому анализу костяных и кремнёвых орудий, по остеологическому определению выявленных костей животных, рыб и птиц. Сравнение полученных сведений по географии, археологических и этнографических коллекций с ранее выявленными на других памятниках и поселениях Верхнего Дона и Европейской лесостепи.

6.

Экспедиция: «Плавучий университет Волжского бассейна»

Волжский государственный университет водного транспорта

Анализ экологического состояния Волжского бассейна, включая Горьковское и Чебоксарское водохранилища, р. Волга и ее притоки в Нижегородской области, р. Волга в районе Астрахани, на основе комплексных исследований гидрологических, гидрохимических и гидробиологических характеристик бассейна, связи механизмов распространения биогенных и антропогенных загрязнений воды с гидрометеорологическими факторами, развитие перспективных, включая спутниковые, методов экологического мониторинга водоемов.

7.

Озерно-речные системы высокогорных ледниковых равнин криолитозоны

Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения РАН

Цель проекта – подробное биологическое обследование озерно-речных систем (оз. Дарпир (бассейн р. Рассоха) и оз. Момонтай (бассейн р. Омулевка) ледниковой равнины высокогорной территории криолитозоны, как потенциального природоохранного объекта, необходимого для сохранения и изучения типичных ландшафтных зон обширной горной страны Северо-Востока России.

8.

Межрегиональная школьная экспедиция «Путь «из варяг в греки» глазами учителя географии»

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта»

Данный проект – это погружение на уровне школьной образовательной программы в проблематику формирования Древнерусского государства. Это «инвентаризация» музейных археологических фондов, исторических документов, географических названий. Это попытка на основе имеющегося доступного материала сформировать представление о том, «откуда есть пошла Русская земля». По итогам экспедиции предполагаем донести полученный материал до школьных учителей географии и истории. А также разработать проект туристско-экскурсионного маршрута или серии маршрутов на данную тематику. Проект маршрута (-ов) предложить региональным департаментам по культуре и туризму Смоленской, Псковской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей и города Санкт-Петербурга.

9.

Экспедиция «Позарым – сердце Саян»

Государственный природный заповедник «Хакасский»

Собранный во время экспедиций фактический материал позволит расширить знания о составе флоры заказника, о распространении редких видов животных по его территории; дать картину пространственной организации видового состава биоты и выявить географические закономерности распределения популяций видов.

10.

Ключевые орнитологические территории Юго-Западного Приохотья: изучение и сохранение (Сахалинский залив и Амурский лиман)

Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН

Комплекс исследований по проекту включает выявление и изучение ключевых для водоплавающих и околоводных птиц территорий материковой части побережья Сахалинского залива и Амурского лимана, являющихся важными для остановок птиц на азиатско-тихоокеанском миграционном пути. На основе широкого спектра биогеографических, орнитологических, экологических исследований будут выполнены анализ и оценка орнитологической, природоохранной значимости и состояния этих территорий и разработаны рекомендации по их сохранению. Будут подготовлены серии научных, научно-популярных статей и монография.

11.

Аэрозоли в городской среде

Институт ядерной физики имени Д.В.Скобельцына МГУ имени М.В.Ломоносова

Данный проект предлагает современные геохимические исследования, сфокусированные на аэрозольном составе атмосферы, загрязненной в результате интенсивной хозяйственной деятельности. Основной задачей проекта является сбор данных об аэрозольной нагрузке атмосферы, составе и микроструктуре аэрозолей в мегаполисе г. Москвы. Впервые будет проведен анализа массовой концентрации аэрозолей и отбора проб в стандартах глобальной сети GAW. Комплексный анализ состава и физико-химических свойств мелкодисперсных частиц определит классы органических компонентов (полиароматики, кислот, алканов) и процентное содержание ионной фракции (сульфатов, нитратов). Анализ микроструктуры покажет, какая часть региональных аэрозолей состоит из частиц сажи и пыли, а какая определяется золой, оксидами металлов и сульфатами.

12.

Пуговые холмы – ландшафтные памятники Вятского края

Вятский государственный университет

Комплексное эколого-географическое изучение пуговых урочищ – уникальных песчано-гравийных образований, распространенных на обширных пространствах Волго-Вятского края. Восстановление истории палео-растительности, определение возраста и происхождения пуговых холмов, создание цифровых карт и 3D-моделей, паспортизация объектов, перспективных и рекомендуемых для включения в число памятников природы. Научно-методическое руководство студентами и школьниками.

13.

Колыбельная трескового озера. Документация экосистемы озера Могильного (о. Кильдин, Баренцево море)

Мурманский арктический государственный университет

На заполярном острове Кильдин есть заповедное озеро с мрачным названием Могильное. Самый знаменитый обитатель озера – кильдинская треска, нигде более не встречающаяся разновидность обычной (атлантической) трески. Озеро сохраняется в нынешнем состоянии многие тысячи лет и «требует тщательной охраны, как истинный памятник природы, и изучения». Других подобных озер на планете нет.  Могильное – представитель особой, малоизученной категории морских систем, морских озер. В нашем проекте участвуют морские географы, экологи и биологи из университетов Мурманска, Москвы и Петербурга. Наша цель – всесторонне документировать состояние оз. Могильного, а заодно, и Ивановской, тем самым продолжив 200-летнюю традицию исследований озера, и попытаться найти причины угрожающих изменений в озере последних лет.

14.

Издание печатной версии оригинал-макета «Географический атлас Белгородской области: природа, общество, хозяйство»

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Целью проекта является издание печатной версии электронного макета «Географический атлас Белгородской области: природа, общество, хозяйство». Для этого необходима: подготовка к изданию картографического произведения «Географический атлас Белгородской области: природа, общество, хозяйство» (научная редакция, техническая редакция, компьютерная вёрстка и правка). Печать оригинал-макета «Географический атлас Белгородской области: природа, общество, хозяйство». Распространение печатной версии «Географический атлас Белгородской области: природа, общество, хозяйство».

15.

Атлас гнездящихся птиц Российской Федерации и сопредельных регионов

Зоологический музей Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Будет проведен анализ оригинальных, литературных, коллекционных данных по ареологии птиц России и сопредельных регионов. Будет разработан универсальный вариант карты России, содержащий необходимые для нанесения ареалов реперные географические объекты. Созданы электронные карты ареалов для всех видов птиц России, содержащие информацию по следующим параметрам: территория пребывания птиц в течение всего года, летнее пребывание птиц, пролетные пути, районы регулярных зимовок. Созданы сопроводительные текстовые и иллюстрационные материалы по каждому виду. Подготовлен электронный макет издания коллективной монографии. Произведена внешняя апробация полученных материалов.

16.

Издание Топонимического словаря Ивановской области

Шуйский музей М.В. Фрунзе

Книга посвящена вопросам географии, топонимики и истории Ивановской области. Она объясняет происхождение названий всех сёл и городов, а также даёт краткие сведения по истории всех крупных населённых пунктов области.

17.

Образовательный проект «ГеографиЯ»

Алтайское краевое отделение Русского географического общества

Образовательный проект «ГеографиЯ» направлен на развитие краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи Алтайского края. Для проведения занятий будут привлечены специалисты из Института водных и экологических проблем СО РАН (ИВЭП СО РАН), преподаватели Алтайского государственного университета, путешественники, фотографы, краеведы – всего не менее 20 человек. Основной упор при проведении обучающих занятий в Троицком районе планируется сделать на гидрологических занятиях. Проведение обучающих занятий и полевых выходов в Алтайском районе (вблизи с. Сараса, 30-40 участников) будет включать работу с топопланом, освоением особенностей построения геолого-геоморфологического профиля, изучением правил составления гербария и знакомство с растительностью предгорий и низкогорий Алтая, методику оценки рекреационной нагрузки, базовую теорию фото- и видеосъемки природных ландшафтов, а также особенности проведения спелеологических исследо-ваний и мониторинга пещер (на примере пещеры Адамово Ребро).

18.

Лекторий для школьников «География России и мира: вчера, сегодня и завтра»

Московское городское отделение Русского Географического Общества

Проект направлен на популяризацию географических знаний среди школьников средних и старших классов России. Будет организована онлайн-трансляция занятий с последующим размещением видеозаписей на официальных сайтах РГО, географического факультета МГУ, а также в социальных сетях. В качестве лекторов приглашены ведущие специалисты в различных областях географии и экологии, доктора и кандидаты географических наук, авторы школьных учебников по географии федерального значения, учебников для ВУЗов, организаторы, авторы заданий, руководители сборных школьных олимпиад по географии.

19.

Открываем Сибирь

Томское областное отделение Русского географического общества

Объединенными усилиями 12 отделений РГО СФО, при поддержке исполнительной власти и туроператоров, разрабатывается единый познавательный маршрут краеведческой направленности «Золотое кольцо Сибири». Для освещения проекта создается единое информационное пространство.

20.

Молодежная экспедиционная школа «Морское наследие»

Севастопольский государственный университет

Проведение пилотного комплексного историко-географического исследования побережья Крыма и прилегающей к нему акватории, степных и горных районов полуострова в контексте функционирования межцивилизационных связей. Формирование в молодежной среде морских компетенций, как ключевого фактора в развитии кадрового потенциала морской деятельности общества и государства. Изучение и популяризация морского наследия Крыма.

21.

Всероссийская научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых «Заповедная география: результаты и перспективы научных исследований на ООПТ»

Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский»

Проведение научно-практической конференции включает в себя несколько этапов – подготовительный, теоретический и практический. Теоретический этап представляет собой, непосредственно, проведение вебинара, представление лучших проектов. Практический этап конференции – выезд на территорию заповедника «Саяно-Шушенский» позволит познакомить участников конференции с направлениями исследований, реализуемых научными сотрудниками заповедника, выработать направления дальнейшего взаимодействия. В проведении конференции примут участие студенты, аспиранты и молодые ученые, сотрудники особо охраняемых природных территорий и специалисты научно-исследовательских институтов, организующие свои исследования в ООПТ.

22.

Краеведческий лекторий «Родной край»

Ульяновский государственный педагогический университет

Разработка курса Лектория квалифицированными специалистами по следующим темам: природа, население, экономика Ульяновской области, который включает конспекты, презентации. Апробация Лектория на базе образовательных учреждений региона с помощью учащейся молодёжи. Мониторинг просветительского успеха Лектория. Подготовка методических материалов о родном крае, которые дополнят учебные пособия о регионе.

23.

Летняя эколого-географическая школа с международным участием «Ленские Столбы»

Северо-восточный федеральный университет, Институт естественных наук

Экологическое просвещение и обучение студентов, школьников и работающей молодежи начальным навыкам полевой работы в ходе проведения естественно-научных и историко-этнографических исследований в природном парке «Ленские Столбы» и на прилегающей к нему территории.

24.

Краеведческая школа «Юный исследователь»

Горно-Алтайский государственный университет

Краеведческая школа «Юный исследователь» представляет собой комплекс учебно-образовательных, научно-исследовательских и культурно-творческих мероприятий, посвященных углубленному изучению родного края – Республики Алтай. Участники, показавшие наилучшие результаты, будут рекомендованы на городские, региональные, всероссийские и международные научно-исследовательские конкурсы, а также мероприятия Русского географического общества. Каждый участник Школы получает дополнительные баллы (по шкале рейтинга) при поступлении в Горно-Алтайский государственный университет на направления подготовки география, экология, биология, химия. Участники будут привлечены к деятельности Горно-Алтайского государственного университета, Алтайского республиканского отделения РГО, к организации, проведению и участию в мероприятиях Молодёжного клуба РГО, Студенческого научного общества ЕГФ.

25.

Школа юных исследователей природы

Объединенная дирекция Мордовского государственного природного заповедника имени П.Г. Смидовича и национального парка «Смольный»

Проект направлен на усиление роли научного познания в развитии школьников. Местом проведения двух научных школ является Мордовский заповедник и национальный парк «Смольный». На базе нашего учреждения школьники интенсивно осваивают дисциплины в ходе практических занятий на природе и в лабораториях, на лекциях и семинарах под руководством преподавателей, студентов и сотрудников Мордовского заповедника, заповедника «Присурский» (Чувашия), Мордовского и Нижегородского университетов и других вузов. В общей программе проект будет представлен двумя Школами: летней (июнь-июль) и осенней (ноябрь).

26.

Краеведческие квесты как инновационная технология активизации познавательного интереса обучающихся к географии в образовательном пространстве региона

Забайкальский государственный университет

Сущность проекта заключается в разработке и проведении краеведческих квестов (не менее 15 мероприятий) в образовательных организациях всех видов и ступеней обучения в г. Чите и Забайкальском крае. Во время реализации проекта будет проведен мониторинг эффективности мероприятий, направленных на активизацию познавательного интереса к географии посредством участия в краеведческих квестах. Все методико-методологические наработки, технологические карты и рекомендации по проведению мероприятий будут представлены в базе данных, которую по окончанию проекта планируется растиражировать.

27.

Объект культурного наследия ЮНЕСКО «Геодезическая Дуга Струве»

Санкт-Петербургская ассоциация геодезии и картографии

Интерактивная карта «Геодезическая Дуга Струве» позволит в on-line режиме познакомить всех желающих с единственным техническим памятником культурного наследия ЮНЕСКО, показать его масштаб, рассказать о подвиге российских и зарубежных ученых, военных выполнивших сложнейшую задачу градусных измерений от Черного моря до берегов Северного Ледовитого океана с целью определения размеров Земли. Открытая база данных по всем объектам Дуги Струве даст возможность наполнения дополнительными материалами заинтересованным пользователям. Применение многоязыкового семантического материала откроет возможности для работы с картой зарубежных специалистов. Планируется панорамная визуализация объектов Дуги Струве.

28.

Рукокрылые юга Западной Сибири: мониторинг численности и охрана мест обитания.

Институт систематики и экологии животных

В ходе проекта планируется обследовать основные места зимовок рукокрылых на юго-востоке Западной Сибири, оценить видовой, возрастной, половой состав летучих мышей на зимовках. Будет проведен поиск новых мест зимовки и летнего размножения летучих мышей, при необходимости организованы чистки и другие мероприятия по сохранению пещер – мест массовых зимовок. Это станет основой для долговременного мониторинга численности рукокрылых, планирования и проведения мероприятий по сохранению численности и видового разнообразия рукокрылых. Подобных работ на данный момент не известно.

29.

Чувашское Присурье – регион для сохранения русской выхухоли

Государственный природный заповедник «Присурский»

В последние годы русская выхухоль Desmana moschata (Linnaeus, 1758) находится в критическом состоянии в связи с крайне низкой численностью. Такое состояние русской выхухоли требует неотложных мер по ее сохранению, основными из которых являются выявление и охрана сохранившихся природных очагов и организация научно обоснованного мониторинга. В 2016 г. в Чувашском Присурье обнаружена новая группировка вида в Европейской России. Есть предпосылки о том, что численность в регионе еще выше. Проект позволит разработать научно обоснованные меры выявления и охраны местообитаний ценного реликтового вида. Популяризация знаний об этом реликте повысит инвестиционную привлекательность мероприятий по охране.

30.

Комплексный проект «Полевая школа-экспедиция»

Камчатская региональная молодежная общественная организация «Центр молодежных исследований и волонтерской работы»

Проект направлен на решение актуальных проблем географического образования и экологического воспитания и просвещения через вовлечение учащейся молодежи в исследовательскую, просветительскую и добровольческую деятельность. Преимуществами проекта являются комплексность, интеграция научно-образовательных ресурсов, разноплановое сотрудничество с ООПТ, ориентированность на одаренную молодежь. Реализация проекта помогает формировать ценностные ориентиры, повышать уровень географического образования, развивать экологическую культуру и удовлетворять на экологически грамотном уровне интерес молодежи к природным ресурсам края, к новым современным технологиям устройства объектов туристического и рекреационного значения.

31.

Мой город – географическая лаборатория

Московское городское отделение Русского географического общества

Проект разработки практикума для школьников по географии городов (геоурбанистике) предполагает создание пособия для учителей средних школ. Данная книга является готовым решением, позволяющим провести серию факультативных занятий, нацеленных на вовлечение школьников в проблематику городских исследований. Пособие является синтезом многолетнего опыта работы учёных-географов, преподавателей вузов и педагогов с талантливой молодёжью (как школьниками, так и студентами) и адресовано, в первую очередь, активным школьным учителям, которые хотят расширить кругозор подопечных с помощью практических исследований и проектной деятельности.

32.

Молодёжная летняя географическая смена в Кенозерском национальном парке «Вокруг света за восемь дней»

Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова

Провести географическую смену, включающую комплекс научно-практических, образовательных и спортивно-краеведческих мероприятий. Способствовать усилению сети взаимодействия между молодёжными клубами Русского географического общества, обмену опытом между активистами и появлению совестных межрегиональных проектов акций и мероприятий. Передать молодому поколению знания и умения от исследователей, профессиональных путешественников, полярников, ученых. Познакомить молодёжь страны с природным богатством и историко-культурным наследием Русского Севера.

33.

Дистанционное зондирование и ГИС-моделирование местообитаний редких видов авифауны для выявления территорий особого природоохранного значения

Воронежский государственный университет

Данный проект направлен на разработку методик моделирования и прогнозирования пространственного размещения редких видов для выявления территорий особого природоохранного значения. В качестве модельного таксона биоты, ввиду особого природоохранного статуса, были выбраны редкие гнездящиеся виды авифауны. Как модельная территория, отличающаяся сравнительно высокой степенью орнитологической исследованности, рассматривается Липецкая область. В работе интегрируются современные технологии ГИС и дистанционного зондирования, математико-статистические методы и широкий набор пространственных данных, что формирует информационно-методическую основу для развития инновационных стратегий охраны редких видов в регионах России.

34.

Межрегиональная молодёжная научно-практическая школа «Экологический туризм для устойчивого развития Сибири»

Лаборатория геоэкологии и устойчивого природопользования кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО

Межрегиональная школа с перспективой ежегодного проведения, направленная на экологическое просвещение и популяризацию географических и экологических специальностей среди учащихся школ и высших учебных заведений, а также молодых ученых. Формат школы предполагает проведение ряда географических и экологических исследований и решение кейсов по развитию в регионе экотуризма и формированию зеленых городских зон. Результаты работы будут представлены правительству Омской области с целью внедрения экологической повестки в стратегию развития региона. По завершении работы школы будет организована научная конференция, итогом которой станет выпуск сборника статей, написанных по результатам исследований и решения кейсов, и выступлений делегатов. Общее количество участников проекта – 70 человек (35 – участники школы/конференции + 35 человек – приглашённые делегаты конференции).

ИНИЦИАТИВНЫЕ ГРАНТЫ

1.

Медико-географический атлас России «Целебные источники и лекарственные растения»

Географический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

В результате выполнения проекта будет издан Медико-географический атлас России «Целебные источники и лекарственные растения». Атлас может быть использован для популяризации знаний о научно-обоснованном использовании ресурсов целебных вод, грязей и растений, а также способах рационального использования и сохранения целебных ресурсов России.

2.

Спасение памятников археологии на дне Саянского моря

Институт истории материальной культуры Российской академии наук

Главной цель проекта является исследование памятников древней истории в Верховьях Енисея и спасение археологического наследия в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС, где под водой оказались многие сотни древних объектов. Эти памятники открываются на короткое время – апрель-июнь, когда можно производить исследования. В ходе реализации проекта планируется проведение тщательной разведки с целью получения полной картины разрушений и разработки стратегии по спасению археологического наследия, а главное раскопки разрушающихся памятников. В результате будет получен новый материал, новый опыт исследований, что найдет отражение в научных, научно-популярных издания и в СМИ.

3.

Международный проект «Русское наследие Гималаев. Продолжение Пути» (пролонгация проекта)

Краснодарское региональное отделение Русского географического общества

Проект «Русское наследие Гималаев. Продолжение Пути» реализуется с 2015 года. В 2016 проект был поддержан инициативным грантом РГО (по ходатайству Совета Старейшин). За это время было проведено 5 этапов проекта в Непале, Бутане, Китае (Тибет), Индии, Пакистане. Были исследованы многие районы Центральных (Непал) и Западных Гималаев (Кашмир, Пенджаб–Индия, Пакистан), Восточных Гималаев (Бутан), Аруначал Прадеш, Ассам (Индия), а также Западный Тибет (в пределах Индии и Непала) и Южный Тибет (Китай). Получены новые сведения по географии, геологии Гималаев. Результаты исследований отражены во многих публикациях, основные результаты обобщены и представлены в монографии «География Гималаев» (Ю.В. Ефремов), которая выйдет весной 2018 года при поддержке РГО. Также начато формирование первой в мире коллекции картин всех 14 восьмитысячников планеты «Букет вершин». В 2018 году планируется проведение двух завершающих этапов проекта: 1) проведение научных и творческих экспедиций в Гималаи (Индия, Непал), 2) проведение научных и творческих экспедиций в Каракорум (Пакистан), получение новых данных и сведений о природном и историко-культурном наследии регионов. В ходе проекта будут проведены высокогорные экстремальные пленэры, продолжены работы по созданию первой в мире коллекции картин всех 14 восьмитысячников земли «Букет вершин».

4.

Экологическое образование в России и мире: сравнительный анализ лучших практик

Географический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Предлагаемый проект позволит разработать направления совершенствования высшего экологического образования в России на основе анализа и обобщения передового опыта ведущих российских и зарубежных вузов. Наиболее перспективные образовательные технологии, методики и подходы будут адаптированы для применения в образовательном процессе в университетах нашей страны. Для этого будут разработаны рекомендации и справочные материалы для российских вузов.

5.

Профильная смена «Школа путешествий»

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Вологодской области «Центр образования, оздоровления детей и развития туризма «Корабелы Прионежья»

Профильная смена «Школа путешествий» предполагает интеграцию общего и дополнительного образования в области географии. Включает в программу разноплановые географические, туристические, краеведческие, экологические занятия. К участию в смене приглашаются ребята в возрасте от 12 до 16 лет, интересующиеся географией, являющиеся победителями олимпиад, конкурсов по географии и смежных науках. Увеличение числа географических мероприятий, акций межведомственного взаимодействия в области географического образования.

6.

Проведение профильных смен Русского географического общества «Мир открытий» на базе детских центров «Орленок», «Океан», «Артек», «Смена» в 2018 году

Краснодарское региональное отделение Русского географического общества

В течение 2018 года будут организованы профильные смены Русского географического общества «Мир открытий» на базе детских центров «Орленок», «Океан», «Артек», «Смена». В профильных сменах примут участие 1075 человек, которые будут отобраны по итогам всероссийского конкурса, проведенного Русским географическим обществом. Для участников смен будет сформирована тематическая программа, которая позволит ребятам открыть для себя удивительный мир Русского географического общества, его историю, достижения и проекты, познакомиться с географической и смежными науками. В профильных сменах примет участие большое количество экспертов, ученых и т.д., которые будут проводить мастер-классы, открытые лекции, семинары.

7.

Сибирский роботур

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инноваций»

Фестивали будут организованы в 3-х малых муниципальных образованиях: г. Исилькуль, г. Тара, г. Калачинск. В качестве площадок проведения, будут задействованы дома детского и юношеского творчества и образовательные учреждения. Общее количество участников фестивалей – не менее 300 человек. Благодаря использованию образовательного модуля «занимательная география» дети будут вовлечены в решение географических заданий с использованием робототехнических средств. В частности, использование беспилотных мультикоптеров научит детей аэро-, фотосъемке, картографии и т.д. Благодаря этому, дети смогут собственными руками создать великолепную базу фотоснимков природных и географических ландшафтов своих населенных пунктов. Разработка, издание и тиражирование методического пособия по проведению географических фестивалей робототехники.

8.

Современная Россия: географическое описание нашего отечества. Том 3. Книга 1. Европейская Россия. Общий обзор

Институт географии РАН

Интегральная географическая характеристика, включающая представление основных черт и особенностей современного состояния природы, населения, экономики и актуальных тенденций развития Европейской России, будет опираться на адаптированные к условиям данной территории, разработанные в рамках грантового конкурса 2016 г., научно-методические основы комплексного географического описания макрорегионов России.

9.

Современная Россия: географическое описание нашего отечества. Том 3. Книга 2. Регионы Европейской России

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Книга будет содержать комплексные географические характеристики регионов Европейской России, включающие представление основных черт и особенностей современного состояния природы, населения, экономики, культуры и актуальных тенденций развития регионов, будет опираться на адаптированные к условиям данной территории, разработанные в рамках грантового конкурса 2016 г., научно-методические основы комплексного географического описания макрорегионов России.

10.

Издание монографии «География России. Часть. 1. Дальний Восток».

Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

В монографии дана современная комплексная географическая характеристика Дальневосточного макрорегиона России. Приводятся сведения об основных исторических этапах его освоения и развития. Подробно освящаются современное состояние природы региона, в том числе экстремальных природных условий, особо охраняемых природных территорий, населения и хозяйства, как в целом по региону, так и по отдельным субъектам РФ, крупным городам. Показаны основные тенденции долгосрочного пространственного развития.

11.

Краснокнижные виды крупных китообразных: критические местообитания и проблемы охраны в Дальневосточных морях России.

Камчатский филиал Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН

Наша основная задача – найти решение жизненно важных проблем сосуществования человека и китообразных в критических местообитаниях, то есть там, где жизнь китов может быть подвержена какому-либо риску. Будет издан атлас крупных китообразных дальневосточных морей России с описанием их биологии и проблем охраны.

12.

Изучение редких видов животных (амурский тигр, дальневосточный леопард, ирбис (снежный барс), белуха, белый медведь)

Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН

В рамках настоящего проекта будет проведена оценка состояния популяций пяти видов крупных млекопитающих, четыре из которых занесены в Красную книгу Российской Федерации. Для оценки их состояния будут использованы такие параметры, как численность/плотность, характер пространственных перемещений, физиологическое состояние животных, уровень генетической изменчивости в группировках. Проект реализуется на Российском Дальнем Востоке, в южной Сибири и в Арктическом регионе. Выполнение проекта позволит сформировать научную базу и разработать подходы для сохранения и восстановления пяти редких видов млекопитающих на территории России.

13.

Биобиблиографический словарь отечественных этнографов и антропологов. XX век. Этап II. Создание среды международного научного общения и взаимодействия

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Первый в отечественной науке комплексный онлайн проект, содержащий многообразный по составу и уникальный в своей совокупности материал по истории отечественной этнографии, антропологии и истории РГО. Материалы проекта имеют фундаментальный источниковедческий характер. Форма общедоступного обновляемого электронного справочника обеспечит развитие проекта на многие десятилетия вперед.

14.

Подготовка и издание в серии «Этнографический альбом» фотоальбома Образы России начала ХХ века в фотографиях коллекции академика Д.Н. Анучина

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

Хорошо известная современникам фотоколлекция Д.Н. Анучина представляла собой огромное, насчитывающее десятки тысяч единиц собрание документальных фотографий по географии, этнографии и антропологии России и других стран мира, выполненных в экспедициях Русского географического общества, Российской Академии наук, Московского Университета. Д.Н. Анучин собирал ее всю жизнь. В настоящее время сохранившиеся части этой коллекции общим объемом 5200 единиц хранятся в фотоархиве ИЭА РАН и Музея Землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Цель нашего проекта – обнародовать наиболее характерные картины прошлого: зачастую безвозвратно утраченные образы природных ландшафтов, поселений, антропологических типажей и этнографии народов России.

15.

Экспедиционные исследования для «Лексического атласа русских народных говоров»

Институт лингвистических исследований РАН

Получение экспедиционных материалов для «Лексического атласа русских народных говоров».

16.

Степная экспедиция РГО 2018-2019 гг.

Институт степи Уральского отделения РАН

Проект направлен на создание наиболее полной за всю историю научно-информационной базы о природном наследии Степной Евразии, охватывающей 7 государств и 28 российских регионов. За предыдущие годы экспедициями охвачено до 2/3 географического пространства Евразии, протяженностью с запада на восток 8500 км. Предусмотрена презентация проекта на Степном Форуме РГО 2018 года и Евразийском экономическом форуме 2019 г. Проект сопровождается издательской и выставочной деятельностью, широким освещением в СМИ, на сайтах РГО и его региональных подразделений. Предусматривается участие в экспедициях представителей региональных отделений РГО и членов Молодежного клуба РГО.

17.

Публикация книги «Век географии»

Институт географии РАН

Подготовка к изданию и публикация книги, охватывающей все основные направления современной географии и в научно-популярной форме рассказывающей о становлении развитии этих направлений, а также будущих перспектив географии объемом около 30 п.л.

18.

Дорожная пыль Москвы как индикатор экологического состояния городской среды (продолжение, II этап)

Московское городское отделение Русского географического общества

В рамках II этапа проекта будут исследованы уровни тяжелых металлов и металлоидов (ТММ) в наиболее опасной с экологической точки зрения фракции РМ1 (с диаметром менее 1 мкм) дорожной пыли и придорожных почв, отобранных в Москве в пределах МКАД на прошлом этапе проекта; определено валовое содержание ТММ в разных гранулометрических фракциях пыли и придорожных почв в центрах геохимических аномалий, выявленных на предыдущем этапе проекта.

19.

Байкальская экспедиция – этап 2: оценка и прогноз поступления загрязняющих веществ с речным стоком в озеро Байкал

Байкальский институт природопользования

Проект продолжает начатые в 2017 г. исследования речного привноса химических элементов в озеро Байкал. Он направлен на получение комплексной характеристики водного и химического стока в условиях продолжительного периода маловодья, с конца XX века охватившего значительную часть водосбора Байкала и проявившегося в уменьшении нормы стока (по отдельным притокам – до 2 раз). Проект направлен на комплексное исследование изменчивости речного стока в озеро Байкал в связи с изменениями климата и антропогенного воздействия, интегральную оценку поступления загрязняющих веществ с основными притоками, выявление многолетней изменчивости химического состава речных вод, взвешенных и влекомых наносов, русловых отложений на основе экспедиционных, лабораторных, дистанционных и численных методов, что даст возможность определить угрозы экосистеме озера и обосновать систему эффективного мониторинга его бассейна.

20.

Крымская комплексная экспедиция

Географический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Проект «Крымская экспедиция» направлен на комплексную оценку эколого-географических и социально-экономических условий перспективного развития территории Республики Крым и г. Севастополь в современных условиях. В 2015 г. исследования были проведены в целом по территории Республики, в 2016 г. основное внимание было уделено г. Алуште, в 2017 г. основной фокус исследований был сконцентрирован на Севастополе. Основная цель комплексной Крымской экспедиции 2018 – 2019 гг. – оценка современной экологической и социально-экономической ситуации города Ялты для целей перспективного развития. На долю курортов ЮБК приходится почти половина всех туристов, приезжающих в Крым, а Ялта – один из крупнейших туристических центров ЮБК. Однако для Ялты характерен ряд экологических проблем, в связи с чем, назрела необходимость детальной комплексной оценки состояния качества окружающей среды города.

21.

Плавучий университет на реке Лене

Отделение Русского географического общества в Республике Саха (Якутия)

Организовать образовательные курсы на базе «Плавучего университета» для подготовки и повышения квалификации специалистов в области географии, экологии, геологии, этнологии и смежных наук. Провести комплексные исследования природной и социокультурной среды и экологического состояния бассейна реки Лена и прилегающих территорий. Организовать просветительскую работу среди населения Республики Саха (Якутия) в области географии, экологии, истории и смежных наук в населенных пунктах по пути следования «Плавучего университета». Научные задачи, которые решает «Плавучий университет» на р. Лена, включают изучение гидрологического режима р. Лена и важнейших её притоков, экологическое состояние водных ресурсов и их биоразнообразие, изучение флоры и фауны прилегающих территорий, исследование русловых процессов, почвы, мерзлотных процессов, историко-археологические исследования и др. Имеющийся на балансе ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» теплоход «Капитан Горовацкий» речного класса пассажировместимостью 24 человека полностью оснащен и имеет квалифицированную команду для воплощения проекта «Плавучий университет на реке Лене», что было доказано в навигацию 2017 года.

22.

Монография-атлас «Камчатка: от Крашенинникова до наших дней... (основные этапы трёхсотлетнего изучения и освоения)»

Камчатский филиал Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН

В результате аналитического обобщения имеющегося на сегодняшний день массива материалов будет создан оригинальный научный продукт – атлас-монография на базе профессионального применения геоинформационных, медийных и спутниковых технологий, что позволит получить мирового уровня аналитическую разработку о состоянии природной среды Камчатки и прилегающих к ней морских акваторий в прошлом и настоящем, составить «перечень перемен» за более чем три столетия; проиллюстрировать трансформацию природной среды как арены жизнедеятельности населения Камчатки.

23.

Вместе по русскому Северу: экспедиция по Онежско-Беломорскому водному пути

Вологодский государственный университет

В рамках экспедиции участники пройдут по историческому Онежско-Беломорскому водному пути на современных катерах и традиционной гафельной шхуне «Онежская жемчужина» по Онежскому озеру, Беломорско-Балтийскому каналу и Белому морю, проведут геоэкологические исследования, продолжат знакомство с достопримечательностями Русского Севера, посетят объекты природного и культурного наследия, в т.ч. включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО ансамбли о-ва Кижи и Соловецких островов, другие охраняемые природные территории, памятники археологии, истории, техники, мемориалы. Образовательная программа включает мастер-классы по такелажному и парусному делу, технологиям безопасности водных экспедиций, геоэкологическим и ихтиологическим исследованиям, фото- и видео репортажной съемке. Итогом экспедиции станут научно-популярные и справочно-информационные материалы – путеводитель, видеодневник, видеофильм, сборники статей конференции, публикации в печатных и электронных СМИ, на сайтах и в социальных сетях.

24.

Разработка концепции полиграфической версии географического атласа учителя

Московский государственный университет геодезии и картографии

Обеспечение высшей и средней школы научно-справочными материалами в виде фундаментального картографического произведения – «Географического атласа учителя», последнее издание которого состоялось в 1985 году. Анализ современных теоретических и методический представлений, сложившихся в современной географии, адаптация их к нуждам и требованиям преподавания учебной дисциплины в средней школе. Анализ и обобщение событий и изменений, произошедших в 1985-2017 гг. в глобальном и региональном масштабах. Анализ и обобщение представлений, сложившихся в физической, экономической социальной и политической географии, экологии и природопользовании, а также картографии в период 1985-2017 гг. Разработка концепции «Географического Атласа учителя» как системы тематически связанной, взаимно согласованной пространственной информации о природных ресурсах, экономике, населении и других характеристиках картографируемой территории, представленной в систематизированном и сопоставимом виде в аналоговой и/или цифровой форме.

25.

Восстановление численности диких кошек России (переднеазиатский леопард, снежный барс)

АНО «Центр сохранения и защиты природы Северного Кавказа»

АНО «Центр природы Кавказа» осуществляет функции проектного офиса. Актуализация Программы проводится по решению Рабочей группы по обеспечению реализации Программы по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе и осуществляется АНО «Центр природы Кавказа» совместно с Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. В целях оценки состояния перспективных территорий с точки зрения наличия необходимых условий для обеспечения длительного нахождения леопарда необходимо провести полевые экспедиции на выбранных территориях (оцениваются кормовая база, высота снежного покрова, антропогенное влияние и др.). На основе результатов экспедиций необходимо разработать комплекс мер по подготовке территорий в качестве зон выпуска леопарда. Также проведение экспедиций позволит собрать недостающие данные для разработки актуализированной Программы по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе. В целях определения дополнительных мер восстановления численности ирбиса, необходимо провести изучение особенностей биологии и экологии снежного барса, оценить возможности разведения особей барса в неволе и адаптации потомства к жизни в дикой природе. По итогам данной аналитической работы необходимо подготовить программу по восстановлению численности снежного барса в границах исторического ареала на территории Российской Федерации.

26.

Маленькая Бурятия

Региональный общественный фонд «Здоровье Бурятии»

Проект «Маленькая Бурятия» направлен на повышение информированности и возможностей для самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе интерактивных форм изучения географии Республики Бурятия. В результате реализации проекта не менее 500 детей и не менее 300 взрослых людей с ОВЗ, а также не менее 500 школьников г. Улан-Удэ, получат возможность познакомиться и изучить географию и флору Республики Бурятия, научиться практическим навыкам наблюдения за природой, получат положительные эмоции и мотивацию к продолжению наблюдений за природой, к путешествиям. Важно, что объектами проекта – географической площадкой, макетами территории Бурятии на столе и озера Байкал в саду, дендрарием, куртинами растений и высокими грядками, безбарьерной средой, будут пользоваться не только дети и взрослые, имеющие ограничения по здоровью: слабовидящие, слабослышащие, на колясках, но и здоровые горожане, и гости города. Данный проект актуален и социально важен для нашего города Улан-Удэ, так как в нем мало зеленых уголков, а на той улице, на которой расположено здание фонда, наш сад единственный участок с насаждениями.

27.

Комплексная экспедиция на архипелаге Новая Земля

Федеральное казённое учреждение «Объединённое стратегическое командование Северного флота»

Комплексная экспедиция на архипелаге Новая Земля

28.

Выявление и изучение российского историко-культурного наследия в Республике Сербия

Центр развития Русского географического общества в Сербии

Выявление новых объектов российского культурно-исторического наследия в Республике Сербия, изучение и создание реестров известных объектов и их инвентаризация, создание картографических материалов на основе эмпирических и камеральных исследований. Содействие сохранению российского историко-культурного наследия в Сербии.

29.

«Экологическая тропа «Фадеев ручей – уникальный объект северной природы»

Филиал федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

Формирование экологической грамотности нахимовцев средствами проектирования экологической тропы. Проектирование и практическое обустройство экологической тропы «Фадеев ручей – уникальный объект северной природы». Формирование экологического сознания и практических навыков природоохранной деятельности у нахимовцев. Формирование научно-исследовательских компетенций нахимовцев при реализации краеведческих и природоохранных проектов. Подготовка учебно-просветительских проектов на материалах экологической тропы «Фадеев ручей – уникальный объект северной природы».

30.

«Изучение факторов, влияющих на сокращение численности каспийского тюленя и разработка научных основ его сохранения»

Автономная некоммерческая организация «Центр сохранения и защиты природы Северного Кавказа»

Исследование причин сокращения численности каспийского тюленя и разработка научных основ сохранения тюленя как уязвимого и единственного морского млекопитающего в бассейне Каспийского моря

МЕДИАГРАНТЫ

1.

Документальный фильм «Антарктида. 200 лет открытий»

ООО «РД Студия»

Козлова Кристина
Оганесовна

Документальный фильм об истории освоения Антарктиды, рассказывающий об основных экспедициях в ключевые места региона, а также о том, что происходит в регионе в настоящий момент. Проект приурочен к 200-летию открытия Антарктиды в рамках научной экспедиции 1820 года.

2.

Документальный фильм «Лучший гид России 1. Второй сезон»

ООО «Единая Медиа Группа»

Коваленко Юрий
Викторович

Создание 1 (одного) оригинального неигрового документального фильма хронометражем. 26 минут для показа на телеканале «Моя Планета», входящего в цикл из пяти фильмов «Лучший гид России. Второй сезон».

3.

Документальный фильм «Лучший гид России 2. Второй сезон»

ООО «Единая Медиа Группа»

Коваленко Юрий
Викторович

Создание 1 (одного) оригинального неигрового документального фильма хронометражем. 26 минут для показа на телеканале «Моя Планета», входящего в цикл из пяти фильмов «Лучший гид России. Второй сезон».

4.

Документальный фильм «Лучший гид России 3. Второй сезон»

ООО «Единая Медиа Группа»

Коваленко Юрий
Викторович

Создание 1 (одного) оригинального неигрового документального фильма хронометражем. 26 минут для показа на телеканале «Моя Планета», входящего в цикл из пяти фильмов «Лучший гид России. Второй сезон».

5.

Документальный фильм «Лучший гид России 4. Второй сезон»

ООО «Единая Медиа Группа»

Коваленко Юрий
Викторович

Создание 1 (одного) оригинального неигрового документального фильма хронометражем. 26 минут для показа на телеканале «Моя Планета», входящего в цикл из пяти фильмов «Лучший гид России. Второй сезон».

6.

Документальный фильм «Лучший гид России 5. Второй сезон»

ООО «Единая Медиа Группа»

Коваленко Юрий
Викторович

Создание 1 (одного) оригинального неигрового документального фильма хронометражем. 26 минут для показа на телеканале «Моя Планета», входящего в цикл из пяти фильмов «Лучший гид России. Второй сезон».

7.

Документальный фильм «Подводная Россия.

Баренцево море»

ООО «Единая Медиа Группа»

Коваленко Юрий
Викторович

Создание документального фильма для эфирного показа на телеканале «Моя Планета». Рабочее название: «Подводная Россия. Баренцево море». Хронометраж – 52 минуты.

8.

«Создание двух мультипликационных фильмов в рамках цикла «Мульти-Россия» («Мы живем в России») – «Астраханская область» и «Псковская область»

ЗАО «Аэроплан»

Моргунова
Дарья Викторовна

Создание двух мультипликационных фильмов в рамках цикла «Мульти-Россия» («Мы живем в России») – «Астраханская область» и «Псковская область».

9.

«Волонтёрская деятельность как экологический туризм молодёжи»

Скуратова
Любовь Николаевна

В период летних каникул отряд школьников «Поиск» выезжает на 20 дней в заповедники, национальные и природные парки для оказания волонтерской помощи. Отряд проживает палаточным лагерем на полном самообеспечении. В рамках проекта планируется создание любительского фильма для пропаганды волонтерского движения в городе, выступления членов отряда на тематических конференциях, местных радио- и телеканалах.

10.

Цикл детских географических телепрограмм «Давай Дружить, РГО!»

АНО «Академия Открытых
Коммуникаций»

Мерзлякова
Татьяна Сергеевна

Создание первой детской географической образовательной викторины на жестовом языке. Цикл включает в себя 9 телепрограмм по 40 минут каждая, с трансляцией в эфире телеканала KZN с сентября 2018 года по май 2019 года.

11.

Цикл образовательных программ
«Мой формат – Россия»

АНО «Продюсерский Центр «Эффективные коммуникации»

Болжеларский Владимир
Владимирович

Цикл из 20 образовательных и просветительских телепрограмм на русском и русском жестовом языках, посвященных географии, путешествиям, истории Отечества. Хронометраж каждой программы 10 мин. Еженедельные трансляции в сентябре – декабре 2018 г. Тиражирование DVD дисков (1000 экз.) с последующей рассылкой по 145 интернатам для глухих и слабослышащих подростков.

12.

#TransSibChallenge bloger tour

ООО «Своя Тропа Туристик»

Авдиев Ярослав Игоревич

Создание 14 видео на youtube, ежедневные посты в Instagram и Facebook, в Snapchat и Twitter. Более 20 записей в блогах, а также видеоматериалы – публикации и телепрограммы в традиционных СМИ: Huffington Post, BBC, Discovery. Главная цель проекта – развитие въездного туризма. В рамках проекта команда приглашает иностранных блогеров международного уровня увидеть Россию своими глазами, составить непосредственное мнение и изложить полученные впечатления о посещении России.

13.

Цикл телекроссвордов

«Где-то в мире»

ЗАО «МГТРК «МИР»

Самборский Владимир
Геннадьевич

Создание телевизионного проекта в виде телекроссворда, хронометражем 1 мин. Цель проекта – обучение в игровой форме (будет рассказано о великих исследователях и географии родной земли). Предполагается ежедневный эфир в течение трех месяцев (порядка 60 выпусков).

14.

Документальный фильм «Новые горизонты Корабелов Прионежья. Соловецкие острова»

АНО «Редакция Телеканала Совета Федерации»

Чумикова Ирина Александровна

Летом 2018 года юные мореплаватели покорят Соловецкие острова. Участники не только отработают навыки управления деревянным парусно-моторным судном, устройства полевых лагерей и мест стоянок, проведения занятий по оказанию помощи на воде, но и познакомятся с природным и культурным наследием архипелага Белого моря, станут участниками экологических мероприятий в местах стоянок, посетят и благоустроят места боевой славы и мемориалы.

15.

Научно-популярный фильм «Грибная страна Россия»

Тихомиров Дмитрий
Владимирович

Создание научно-популярного фильма хронометражем 52 минут. Фильм расскажет о многообразии мира грибов, о биологии и природе их происхождении, развеет многочисленные мифы и опасные заблуждения. Кроме того, планируется создание сайта и проведение в Москве выставки грибов.

16.

Мультимедийный проект «Путешествие по России»

Региональный благотворительный общественный фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»

Деген Александр Герасимович

Данный проект является продолжением грантового проекта РГО 2016 года «Путешествие по России с «Читающим карандашом» – победителя в номинации «Просвещение» национальной премии «Хрустальный компас» (2017). Это и сборник сказок, и пособие по географии, и книга-игра, которая была создана специально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Появление веб и мобильного приложения для эффектной демонстрации интерактивного комплекта книг «Путешествие по России» на экранах компьютеров, планшетов и смартфонов, ролика для youtube, привлечет внимание интернет-аудитории к популяризации природного, исторического и культурного наследия России, а также деятельности РГО.

17.

Серия программ «Клуб знаменитых путешественников»

на радио «Комсомольская правда»

АО «Издательский дом «Комсомольская правда»

Фарзутдинов Рамиль Исламгирович

Создание серии еженедельных программ «Клуб знаменитых путешественников» (1 программа 25 минут) на радио «Комсомольская правда» в течение года с 15 мая 2018 г. по 15 мая 2019 г.

18.

Географическая книга «Шантарские острова – уникальный архипелаг на географической карте России»

АО «Издательский дом «Комсомольская правда»

Фарзутдинов
Рамиль Исламгирович

Иллюстрированный научно-популярный альбом, изданный типографским способом, на русском и с дублированием ключевых статей на английском языке. Тираж – не менее 1000 экз. Альбом представляет географические особенности Шантарских островов, разнообразие флоры и фауны, а также историю их открытия русскими первопроходцами и последующего изучения отечественными учеными, в том числе, и членами РГО.

19.

Иммерсивный аудиовизуальный гид

«Владей Кавказом!»

Северо-Кавказский
филиал ГМВЦ «РОСИЗО»

Галазова Лилия Борисовна

Мультимедийный проект, основной идеей которого является создание аудиовизуального гида, содержащего информацию об основных историко-археологических, культурных и этнографических достопримечательностях Северной Осетии.

20.

Документальный фильм «Остров Буромского»

ООО «Кинокомпания
«Лекс фильм»

Стефанова

Ольга Владимировна

Документальный фильм, сюжетной основой которого станет процесс реставрации кладбища полярников в Антарктиде. Фильм расскажет о героях освоения шестого континента глазами их родных и друзей-очевидцев событий. В рамках реализации проекта планируется создание базы данных «Антарктический некрополь» с информацией о том, где, когда и при каких обстоятельствах погибли полярники.

21.

Документальный фильм «Русская Антарктида»

Грачева
Екатерина Игоревна

Создание документального фильма «Русская Антарктида» о 1-ой Советской антарктической экспедиции (1-КАЭ 1955-1957 гг.). Кроме того, будут завершены работы по созданию портала firstrussians.com, который позволит в доступном формате ознакомиться с дневниками участников 1-КАЭ, а также фото- и видеоматериалами.

22.

Документальный фильм
«Северный ветер бывает теплым»

ООО «ЭОН ФИЛЬМ»

Головков
Алексей Владимирович

Документальный фильм об оленеводе-философе хронометражем 50 мин. Рассчитан на привлечение общественного внимания к «альтернативной» жизни кочевых народов Севера и их промыслу – оленеводству.

23.

Документальный фильм «Ремесла Русского Севера»

Мыльников Александр
Игоревич

Основной идеей проекта является сохранение нематериального культурного наследия малых и коренных народов России, а так же популяризация традиционных ремесел и быта через создание фильмов и статей.

24.

Серия фильмов «Народные промыслы и ремесла Восточной Сибири»

ИП «Селезнев Иван
Александрович»

Гомбоева
Маргарита Ивановна

Создание серии фильмов о традиционных ремеслах Восточной Сибири: авторские куклы, традиционная обувь скотоводческих народов Севера и Сибири, ножи, национальная одежда и украшения семейских агинских бурят (3 фильма по 15 минут).

 

СОВМЕСТНАЯ ГРАНТОВАЯ ПРОГРАММА С РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Название проекта

Организация /

Город

1.

Комплексная оценка вариантов формирования опорной транспортной сети Азиатской части России: ресурсные и социально-экономические возможности.

ИЭОПП СО РАН

Новосибирск

2.

Мониторинг процессов деградации прибрежных геосистем Прибайкалья в условиях рекреационного воздействия

ИГ СО РАН

Иркутск

3.

Механизмы и условия формирования техногенных геохимических аномалий в городских ландшафтах

МГУ

Москва

4.

Формы миграции металлов в южнотаёжных ландшафтах

МГУ

Москва

5.

Геоинформационное картографирование ледниковых систем на территории России для оценки ресурсного потенциала и возможных рисков при хозяйственном освоении ледниковых районов.

ИГ РАН

Москва

6.

Географические предпосылки и ограничения формирования сетевых многофункциональных транспортных структур в Дальневосточном макрорегионе России

ТИГ ДВО РАН

Владивосток

7.

Транспортно-коммуникационный фактор развития Сибири: возможности, ограничения, перспективы

ИГ СО РАН

Иркутск

8.

Геоинформационный анализ индикаторов эколого-экономической безопасности и оценка ландшафтно-экологической устойчивости природно-хозяйственных систем регионов степной зоны России

ИС УрО РАН

Оренбург

9.

Геолого-экономические факторы развития транспортно-коммуникационных сетей Сибири и Дальнего Востока (на примере крупных месторождений стратегических металлов)

ИГЕМ РАН

Москва

10.

Разработка инновационных решений по оптимизации и унификации экологического мониторинга нефтегазовых месторождений в северных регионах России

СПбГУ

Санкт-Петербург

11.

Геоинформационное обеспечение региональных систем медико-экологического мониторинга крупных промышленных центров

ФГБОУ ВО «ВГУ»

Воронеж

12.

Разработка пилотного проекта проблемно-ориентированной геоинформационной системы муниципального уровня

СарГУ

Саратов

13.

Создание геоинформационной системы «Экстремальные погодно-климатические явления в России в условиях меняющегося климата» с применением картографических веб-сервисов

ИГ РАН

Москва

14.

Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока

МГУ

Москва

15.

Современное состояние и динамика опасных природных процессов влияющих на существующую и перспективную транспортную сеть Сибири и Дальнего Востока

МГУ

Москва

16.

Геоинформационное картографирование речного стока и его изменений в условиях нестационарного климата (на примере Северо-Запада России)

СПбГУ

Санкт-Петербург

17.

Разработка новых методов оценки природных рисков для транспортно-коммуникационных сетей Сибири и дальнего Востока на базе дистанционных съемок

ИГЭ РАН

Москва

18.

Изучение трансформации среды и биоты Цимлянского водохранилища и Нижнего Дона в условиях изменения климата

ЮНЦ РАН

Ростов-на-Дону

19.

Комплексная оценка природно-климатических условий и ресурсных возможностей создания транспортной системы на территории Красноярского края и Южной Сибири

СПбГУ

Санкт-Петербург

20.

Создание веб-атласа доступной ветровой и волновой энергии для прибрежной зоны морей России

МГУ

Москва

21.

Почвенный покров полярных областей: зонально-провинциальное строение, классификация, генезис, эволюция, функционирование

ИГ РАН

Москва

22.

Зональная мультимодальная транспортная система как основа новой комплексной схемы размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока

СОПС

Москва

23.

Геохимические барьерные зоны в пресноводных дельтах рек России

МГУ

Москва

24.

Транспортная связность и изолированность территории Сибири и Дальнего Востока

ИГ РАН

Москва

25.

Оценка и картографирование изменений состояния Великого Евразийского природного массива как фактора глобальной экологической стабильности и источника экосистемных услуг

ИГ РАН

Москва