"По следам полярных экспедиций"

Подписка на RSS - "По следам полярных экспедиций"

Воплощение в жизнь программы "По следам полярных экспедиций" стоит в основе общественной деятельности Норильского экспедиционного Клуба им. В.А. Троицкого во главе с Веселянским Юрием Ивановичем совместно с "Полярной экспедиционной компании". Задачей программы является поиск и сохранение памятников освоения Таймыра (стоянки первопроходцев, места зимовок и гибели выдающихся мореплавателей, уникальных памятников природы и т.д.). А основополагающей целью является создание на востоке Таймыра - экспедиционного центра - универсальную площадку "для всех" - туристско-исследовательский форпост Таймыра.

Планы на 2015-2016 года 

Исследовательский этап

Собраны и продолжают пополняться архивные материалы, литература, сведения по истории и природе Таймыра. Составлена карта исторических мест, написаны поисковые версии и планы исследований, издаются познавательные календари. Организуются экспедиции.

Экспедиционная деятельность

Учитывая, что предполагаемый район исследований Восточный Таймыр), имеет очень протяженные маршруты и труднодоступные участки, мы намерены каждый год разворачивать в бухте Прончищевой исследовательский полевой лагерь. Он призван сыграть ключевую роль в организации общественных и научных исследований, в обеспечении развития историко-краеведческого, экстремального и экологического туризма. Создаваемый комплексный полевой лагерь, на территории Таймыра должен стать - инфраструктурным узлом и универсальной платформой, технической базой и научной станцией.

Экспедиция 2015-2016

Авторам проекта представляется, что исследовательскую деятельность по поиску и сохранению исторического наследия региона необходимо начать с экспедиции по обнаружению затонувшего корабля Великой Северной экспедиции.

Наиболее подходящим местом старта экспедиции являться с.п. Хатанга. Следующее звено - полевой лагерь, предстоит организовать в бухте Прончищевой, находящейся в 560 км от базового поселка Хатанга.

Исследовательская деятельность в 2015 году будет сконцентрирована в бухте Прончищевой и нацелена на поиски д/ш "Якутск", корабля Великой Северной экспедиции затонувшего в 1740 году, и аварийного лагеря (лагуна Медвежья).

Экспедиция будет проходить в три этапа - мобилизационный (апрель-май), экспедиционный (август-сентябрь) и демобилизационный (январь).

К апрелю месяцу 2015 года должны быть определены участники, сформирован состав комплексной экспедиции. С этого момента начинает свою работу Полярная экспедиционная компания – встречает и накапливает грузы, проводит закупку недостающего снаряжения, производит  завоз генерального груза (топливо, снаряжение, ТС, сопутствующие материалы) по зимнику в бухту Прончищевой. Задача поисковой группы весенней экспедиции заключается в проведении рекогносцировки на местности, определении вероятного места аварийного лагеря экипажа дубель – шлюпки "Якутск" и первый этап поиска со льда, затонувшего в 1740 году корабля ВСЭ. Предположительно,  во второй половине июля на вертолете по маршруту Хатанга бухта Прончищевой забрасываются участники  экспедиций (12 человек). Экспедиция проводит поиски судна в акватории бухты и археологические раскопки в районе лагуны. Ротация исследователей производится в августе – сентябре, предположительно двумя рейсами вертолета.

Отправляясь в путь, по следам Полярных экспедиций, мы намерены сохранить формат и основные черты российской традиции полярных исследований. В русской традиции (в отличие от западной) не существовало идеала героя-одиночки, несмотря на то, что в отечественных исследовательских кругах было много ярких личностей, все они работали на общее дело, и их личный вклад рассматривался как часть коллективной работы. В тяжелых условиях полярных экспедиций русские люди не забывали о таких основных христианских добродетелях, как способность к самопожертвованию, милосердие и взаимопомощь.

С 2010 года участники Норильского экспедиционного клуба являются членами Русского географического общества. Начальник отряда хатангской гидрогафической базы, краевед Сергей Владиленович Троицкий, вступил в ряды РГО намного раньше. На юбилейной конференции, посвященной 110-летию Русского географического общества в Красноярске, экспозиция, представленная Норильским экспедиционным клубом, пользовалась особым вниманием у гостей. Полярная экспедиционная компания стала членом РГО в 2015 году, а научно-экспедиционную деятельность ведет с 2008 совместно с НЭКТ.

В 2005 году специалисты Норильского экспедиционного Клуба им. В.А. Троицкий совместно с Полярной экспедиционной компанией исследовали побережье Таймыра от мыса Папанина до мыса Амундсена, где был обнаружен борт шхуны иностранной постройки, металлический фланец которого датирован 1891 годом. По предположению НЭКТа, это может быть фрагмент зверобойной шхуны "Геркулес" - судна выдающегося русского исследователя Арктики Владимира Русанова. Найдены также образцы продовольственной тары со склада экспедиции Рауля Амундсена 1918-1919 гг.

 

 

В следующем, 2006 году, НЭКТ и Полярная ЭК организовали экспедицию по случаю 270-й годовщины плавания на дубель-шлюпки "Якутск" Василия Прончищева, Харитона Лаптева и Семена Челюскина (этой команде принадлежит честь открытия огромного, протянувшегося между Леной и Енисеем на тысячу километров к северу полуострова Таймыр, о существовании которого ранее не знали). Последние серьезные исследования стоянок первопроходцев Таймыра до этого проводились в 1970-х годах В.А. Троицким. Для восстановления полной картины движения отрядов Великой Северной экспедиции потребуется еще не одна "вылазка", а для начала члены НЭКТа исследовали уже найденный ранее В.А. Троицким поселок Харитона Лаптева в районе устья реки Блудная. По итогам выявились места расположения шести домов, были определены их точные размеры, составлена карта-схема поселка, а также определены и зафиксированы его графические координаты.

Троицкий Владилен Александрович (1925–1994 гг.), имя которого носит организация, с 1954 по 1966 год работал на Диксоне инженером – гидрографом, начальником партий, отрядов, экспедиций, затем на гидрографическом предприятии ММФ. С 1974 года вновь в Арктике – главный инженер Хатангской гидрографической базы. Выступал в газетах и журналах со статьями по истории освоения Арктики. Автор книг "Остров Диксон", "Хатанга", "Записки Харитона Лаптева" и "Топонимика морей советской Арктики" (совместно с С.В. Поповым). Опубликовал более 40 научных и научно-популярных статей.

После экспедиции члены клуба забили тревогу: через 10–15 лет поселок может быть стерт с лица северной земли природной стихией. Сейчас НЭКТ призывает власти и общественность сохранить эти места, которые в 70-х годах прошлого века по инициативе хатангских гидрологов были внесены в реестр исторических памятников. На обсуждение общественности НЭКТ выносит идею переноса одного из домов в Норильский музей и создание экспозиции "Стоянка отряда Харитона Лаптева".

В 2008 году команда обследовала восточное побережье и акваторию полуострова Таймыр от мыса Сибирского до мыса Цветкова. В ходе этой экспедиции установлено местонахождение зимовья "Отъезжее" в устье реки Чернохребетной, открытого в 1736 году отрядом Великой Северной экспедиции под руководством В. Прончищева. Найдены остатки зимовья "Конечное" в устье реки Цветкова, собраны данные о климатических особенностях исследуемой территории, его инфраструктуре и, наконец, заложена основа для будущих исследований – создан экспедиционный центр в Хатанге (один из самых северных населенных пунктов России).

 

 

В статусе неформальной общественной организации активисты Норильского экспедиционного клуба, между тем, накопили серьезную базу краеведческих данных, фото- и видео материалов, а собранные артефакты передали в музейные фонды. За прошедшие годы установлены тесные контакты с работающими на территории геологоразведчиками, научными исследователями, охотниками-промысловиками, оленеводами, разработаны новые туристические маршруты и программа по поиску и сохранению исторического и природного наследия. В интернете открыт новый ресурс – интерактивная карта исторического и природного наследия Таймыра

 С 2011 года экспедиционная деятельность Полярной ЭК и НЭКТа развернулись по двум направлениям: Западный и Восточный Таймыр.

Западный Таймыр

В полевой сезон (июль–сентябрь) 2011 года проведены первые поисковые экспедиция в районе озера Пясино, с целью определения местонахождения зимовий Норильское (река Норильская) и Введенское (река Пясина), а также проведены археологические исследования исторических объектов.

Первым проникновением людей через северные моря вглубь полуострова Таймыр можно считать плавание двинянина Кондратия Курочкина, который в 1610 году спустился вниз по Енисею до его устья и прошел морем на р. Пясину. Таким образом, с Енисея морским побережьем, а также реками и волоками русские проникли на р. Пясину, а оттуда и на р. Хатангу. Память об этом хранят названия рек и речек, например "Волочанка", "Вологочан" и "Волочок", кое-где дошедшие до наших дней. Русские землепроходцы постепенно стали проникать все дальше и дальше на восток в пределы собственно Таймырского края. Тогда и стали появляться на побережье и на берегах рек их опорные базы – зимовья: Норильское, Введенское, Паленое, Черное, Спиридоновское, Петимское, Сухановское, Верхнее и Нижне-Пясинское, Моржовое, Убойное, Зверово. Эти старинные поселения упоминаются во многих документах: в таможенных мангазейских книгах, в отчетах Х. Лаптева, Ф.Минина и А. Миддендорфа. Через "станки" проходил водный путь из Енисея на р. Хатангу. Известно лишь их приблизительное местонахождение (кроме зимовья Введенского).

Также исследован западный участок древнего (Южно-Таймырского) водного пути Дудинка–Хатанга.

В XVII веке водный путь проходил по рекам Дудинке и Боганидке до Боганидского озера и по его притоку Вологочан вверх до волока. Таким образом, путешественники попадали в реку Вологочан, бегущую уже в озеро Пясино, откуда по реке Пясине и ее притокам Дудыпте и Аваму добирались до второго волока. По нему переваливали в реки Волочанка и Хета бассейна Хатанги.

В планах провести рекогносцировочное обследование поселка Диксон для сбора сведений о месте расположения будущей научно-туристической полярной станции.

Сам по себе поселок расположен в очень удобном, перспективном для развития месте. В свое время он играл роль ключевого инфраструктурного центра Арктики. В ходе предварительной экспедиции инициаторы проекта обсудят с администрацией поселка возможность создания станции и место ее расположения.

Полярная станция "Диксон". Базовый полевой лагерь в поселке Диксон может стать центром общественных и научных исследований на западе Таймыра, подтолкнуть развитие историко-краеведческого, экстремального и экологического туризма. Предполагается, что на основе станции удастся осуществить программу генеральной уборки в центральном секторе российской Арктики, за счет привлечения молодежи и студентов. Месторасположение станции выбрано не случайно. Географическое положение поселка Диксон позволяет максимально "приблизить" территории относительной недоступности – берег и острова Енисейского залива, шхеры Минина, Пясинский залив, берег Харитона Лаптева.

Планируется масштабная экспедиция по маршруту Норильск – озеро Пясино – река Пясина – Пясинский залив – Диксон. Ее задачи не менее масштабны: поиск и исследование зимовий первых русских землепроходцев Севера (Паленое, Черное, Крестовское, Верхнее и Нижне-Пясинское, Моржовое, Убойное, Зверово).

Пока известно лишь их приблизительное местонахождение. На карте 18 века, на двухсоткилометровом участке Таймырского побережья от поселка Диксон до устья реки Пясина, отмечены 18 зимовий. Их необходимо выявить на местности, установить точные координаты и задокументировать.

В эту же экспедицию норильчане планируют найти и исследовать место установки маяка Великой Северной экспедиции (Маяк штурмана Минина, 1740 год), знак «переправы Бегичева» и другие исторические места.

Во время совместного путешествия к устью Пясины в 1741 году Харитон Лаптев и Семен Челюскин увидели, что на южном входном мысе нынешней бухты Рыбной "поставлен маяк штурмана Минина в 1740 году", как записано в их журнале. Эта запись свидетельствует о наличии на маяке доски с надписью, которая, очевидно, аналогична доске, найденной на мысе Полынья и хранящейся ныне в Эрмитаже. Хотя никто прежде не находил "маяк штурмана Минина".

Кроме этого, члены НЭКТ нацелены найти следы пропавшей без вести экспедиции Владимира Русанова на шхуне "Геркулес" в 1912–1913 годах и, наконец, собрать данные, по которым будет принято решение о месторасположении полевой базы полярной станции "Диксон".

Восточный Таймыр

В 2011 году исследовательская деятельность на Восточном побережье Таймыра осуществлялась двумя экспедициями:

1. Разведочная экспедиция клуба "Казанская экспедиция" - нашего партнера, под руководством Дмитрия Мурзина. Отчет и видео по итогам экспедиции можно прочитать на сайте Клуба. Задачей экспедиции стояло - сбор информации о состоянии и местонахождении исторических объектов: гурия Великой Северной экспедиции на мысе Феддея, аварийного лагеря отряда ВСЭ под руководством Харитона Лаптева (1740 г), знака Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1914 г) и многих других, а также поиск и обследование зимовий XVIII-XIX вв на всем протяжении маршрута.

2. Археологические исследования зимовья отряда Великой Северной экспедиции Харитона Лаптева (1739-1743 гг) на реке Хатанга. Задача экспедиции - раскопки и реконструкция памятного знака на месте зимовья Х.Лаптева.