Формирование «зеленого щита» вокруг Махачкалы. К Международному дню леса

15 марта 2021 г. на заседании Общественной палаты Республики Дагестан обсуждался вопрос формирования "зеленого щита" вокруг Махачкалы. Следует отметить, что в 63 субъектах России уже приняты соответствующие постановления о создании лесопарковых зеленых поясов вокруг крупных городов. Учитывая, что вопрос является очень актуальным и вместе с тем непростым для дагестанской столицы, было предложено включить в «зеленый щит» столицы Дагестана 33 объекта. Его решение упирается в определение границ зеленых зон города, то есть в самый острый вопрос столицы РД – пользование городскими землями.

Создание лесопаркового зеленого пояса вокруг Махачкалы – это одна из самых важных задач для столицы Дагестана, учитывая ее географическое расположение на территории самого южного субъекта Российской Федерации, – так считает председатель Дагестанского отделения Русского географического общества, доктор географических наук Эльдар Эльдаров.

les2.jpg


Председатель Дагестанского отделения Русского географического общества, доктор географических наук Эльдар Эльдаров.

– Эльдар Магомедович, «зеленый щит» представляет собой совокупность многих объектов. Вы могли бы кратко обрисовать ситуацию, связанную с наиболее проблемными элементами этого «щита»?

– Ранее на сайте РИА «Дербент» мы уже освещали проблемы экологического обустройства пригородной зоны столицы Дагестана на примере весьма острого конфликта природопользования, который возник на склонах горы Тарки-Тау. Главной причиной этого конфликта стало то, что государство долгие годы не уделяло должного внимания назревающим экологическим проблемам, а потому к их решению вынуждена была приступить местная общественность.

Как мы помним, активисты поселков Тарки, Кяхулая и Альбурикента тогда громко и принципиально заявили о том, что не дадут территорию своей горы для вольного рекреационного использования жителями Махачкалы. Они, в частности, выступили против разведения на склонах этой горы костров, рытья ям – импровизированных мангалов, массовых пиршеств горожан на природе и т.д. Такого рода мероприятия должны, по их мнению, проводиться с разрешения джамаатов местных поселков.

На мой взгляд, надо только приветствовать строгий и решительный нрав в деле охраны родной природы, который продемонстрировали джамааты притаркинских поселков. Ведь эта природа оставлена им в наследство предыдущими поколениями. А противоборствующей в этом конфликте стороне – молодым ребятам из Шамильского района был преподан хороший урок того, как надо беречь свою землю у себя в районе от замусоривания и разрушения.

Нам нужно еще подумать о том, чтобы на уровне законодательной власти республики началось восстановление законов, адаптированных к нашему горскому менталитету, традициям и культуре. Пока же мы руководствуемся исключительно общефедеральными законами, часто не учитывающими местную специфику. Такая ситуация, поверьте, чревата очень серьезными последствиями для всей окружающей среды Дагестана.

les3.jpg


Очистка Самурского леса от мусора. Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО.

– Ведь, таркинцы правильно говорят, что одним из главных виновников возникновения их экологической беды является Агентство по лесному хозяйству РД, предоставлявшее в аренду лесные участки?

– Многие из этих участков еще в советское время были выделены данному лесохозяйственному ведомству с конкретной целью их облесения. А сейчас эти безлесные, но числящиеся за лесхозами участки отдаются за взятки в аренду всем желающим. Однако арендная плата, получаемая от арендаторов, в тысячи раз меньше того урона, который при этом наносится окружающей среде. Особенно это касается застройки оползнеопасных подгорных склонов.

Негативное отношение жителей Тарков, Кяхулая и Альбурикента – это отражение их безысходности. Ведь все их обращения в органы государственной и муниципальной власти оказывались до сих пор не услышанными. Поэтому важно, чтобы махачкалинцы знали истинные причины, приведшие к обострению не только природоохранных, но и этнопсихологических проблем. И они заключаются в том, что справедливые и не противоречащие существующему законодательству требования таркинского джамаата так и не получили конструктивного отклика со стороны властей.

Особенно хочется подчеркнуть проблему провоцирования непродуманным строительством на склонах Тарки-Тау оползневых процессов. Ведь будущие изменения климата Прикаспия в сторону его похолодания и увеличения влажности закономерно приведут к оползням, которые погребут дома, расположенные на подгорных территориях. Это может стать причиной гибели большого числа людей.

les4.jpg


Искусственные лесонасаждения на горных склонах у с. Леваши – хороший пример предупреждения оползневых процессов. Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО.

 

Раньше люди никогда не строили дома, как на затапливаемых приморских территориях, так и на оползнеопасных склонах дагестанских гор. Сейчас для нас неприемлема народная мудрость, мы полностью утратили преемственность экологического опыта.

– Мы знаем, что под благими намерениями «обустройства территорий общественного пользования» недобросовестные чиновники и связанные с ними предприниматели зачастую стремятся реализовать свои бизнес-проекты, которые порой наносят непоправимый экологический и эстетический ущерб природоохранным территориям. Другими словами, при решении природоохранных проблем города всегда возникают «подводные камни», преодолеть которые одной муниципальной власти без помощи общественности бывает трудно.

– Потому-то и должны действия руководителей муниципальных структур всегда согласовываться с интересами и инициативами общественно-экологических движений в городе. Давайте вспомним, как группа махачкалинских чиновников и предпринимателей настойчиво пыталась протащить проект возведения церкви на берегу озера Ак-Гель. Но махачкалинцы сразу поняли истинный смысл намечаемого дела: построить православный храм, чтобы морально оправдать активно ведущуюся с грубыми нарушениями Водного кодекса РФ застройку водоохранной зоны и прибрежных защитных полос озера. А потому в городе моментально сформировалось сообщество неравнодушных людей, вставших на защиту берега озера от мошеннической застройки. Их открытые протестные акции  остановили этот «высокодуховный» по форме и совершенно кощунственный по своему социально-политическому и экологическому содержанию проект. 

– Теперь о другой проблемной территории пригородной зоны Махачкалы – Эльтавском лесе, судьба которого сейчас беспокоит многих жителей столицы республики. Директор Ботанического сада Загирбег Асадулаев утверждает, что сам лес обречен, так как его жизненный ресурс исчерпан. В то же время, по его же словам, данные обстоятельства не снимают проблему сохранения и восстановления парковой зоны.

– Затрагивая проблему Эльтавского леса, надо бы вспомнить 2014 год, когда по рассматриваемой экосистеме был нанесен самый сильный удар. Тогда на его опушке стал возводиться многоэтажный дом для расселения владельцев аварийного жилья. Это тоже весьма яркий пример того, как благородные цели ловко используются в корыстных интересах охотниками за наживой. На основании серии подложных документов махинаторы урвали под строительство значительный кусок природоохранной территории.

les5.jpg


Эльтавский лес – март 2021. Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО.

К той ситуации активно подключились журналисты, которые выяснили, что в ряде случаев действия городских властей и природоохранных органов, направленные, якобы, на сохранение Эльтавского леса, на самом деле носили чисто имитационный характер. В учреждения правопорядка подавались иски о признании прав собственности на лесные участки. Но на судебных разбирательствах по ним представители администрации города практически никогда не присутствовали. В итоге судебные процессы заканчивались в пользу самостройщиков, которые сразу приступали к нещадной рубке лесного массива.

Убежден, что без публичного общественного противодействия изощренным мошенническим формам землепользования, к которым нередко прибегают чиновники, сложно добиться экологического благополучия городской среды.

– Но в то же время нам нужно уметь справедливо и по достоинству оценивать конструктивную роль нашей власти в таком деле…

– Конечно! Например, следует признать, что первый за всю историю дагестанской столицы опыт установления режима особо охраняемой природной территории в пределах Эльтавского леса – это реальная заслуга нынешней мэрии. О необходимости строгой охраны лесного массива говорили многие из числа прошлых руководителей как столичного муниципалитета, так и республиканских природоохранных ведомств. Однако ничего путного ими так и не было сделано. В конечном итоге, площадь насаждений в пределах Эльтавского леса за истекшие десятилетия сократилась в три раза, а именно – на 48 га земель.

les6.jpg


Эльтавский лес – авиаснимок. Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО.

Обидно констатировать эту негативную тенденцию еще и потому, что в период 1930-х годов наши предки провели огромную работу по расширению естественной площади этого лесного массива в рамках благородного советского проекта по защите столицы автономной республики от пыльных и песчаных бурь с северо-западной стороны. Много лесополос в тот период было создано и в северном направлении от Махачкалы, вдоль тогда еще существовавших дюнных массивов Каспийского побережья. К сожалению, судьба этих песчаных массивов оказалась трагичной: за последние десятилетия их практически полностью сравняли с землей.

За период 2019-2020 годов, благодаря масштабной работе новой команды столичной власти в пределах и окрестностях столицы Дагестана было возвращено городу в общей сложности 165 га земель кадастровой стоимостью свыше 1 млрд рублей. Только в деле по Эльтавскому лесу к настоящему времени подверглись тщательной юридической проработке документы на правообладание более 80-тью земельными участками. По 30-ти из них предъявлены иски и по 22-м вынесены решения судов. В итоге, в собственность муниципалитета было возвращено 20 участков общей площадью 3,4 га и кадастровой стоимостью 19,6 млн рублей.

– Из Ваших слов понятно, что для преодоления того правового беспредела, который за три последних десятилетия укоренился в сфере землепользования и охраны природной среды столицы Дагестана, без особого механизма согласования интересов, с одной стороны, общественных активистов города, а с другой, – его муниципальной власти, обойтись просто невозможно.

– Такие механизмы успешно утверждаются только в тех странах, где действуют единые Законы для всех их граждан. Для того, чтобы показать, что есть и успешно работает такой Закон в нашей республике, мне представляется, не обойтись без показательных, то есть публично освещенных уголовных наказаний наиболее злостных нарушителей природоохранного законодательства из числа чиновников и предпринимателей. Не помешают демонтажи крупных построек, сооруженных с вопиющими нарушениями природоохранного законодательства. Необходимо возвратить в собственность столичного муниципалитета довольно крупные площади, незаконно распроданные частным лицам и, в первую очередь, в зонах размещения эстетически и экологически ценных природных объектов. Такие правовые действия нужно осуществлять решительно, дабы внушить людям, независимо от занимаемых ими должностей, что в нашей стране, во-первых, имеется природоохранное законодательство, а во-вторых, оно едино для всех российских граждан. Следует также подумать и о существенном ужесточении штрафных и прочих санкций по отношению к нарушителям природоохранного законодательства.

les7.jpg


Предновогодняя Махачкала – угол проспектов Шамиля и Гамидова. Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО.

Мы живем в федеративном государстве. А потому учет региональных и местных особенностей среды проживания населения должен лежать в основе политики обустройства территории нашей страны. Это один из основополагающих принципов федерализма. Учитывая, что Дагестан является самой многонациональной республикой, у нас вопросы землепользования должны быть особенно строго регламентированы. В нашей многонациональной республике не должны нарушаться интересы в области охраны природы всех его народов. И конечно же, решением возникающих проблем природопользования и охраны окружающей среды должны заниматься профессионалы.

В частности, поэтому нашей республике как воздух нужны компетентные специалисты-географы, способные профессионально вести исследования по обоснованию проектов охраны и воспроизводства природной среды. К великому сожалению, в этом плане у нас сложилась просто жуткая ситуация: в республике нет ни одного института, даже отдела географии; отсутствуют географические факультеты в вузах; нет ни одной профессиональной картографической службы и других учреждений, способных с помощью современных геоинформационных технологий моделировать пространственные процессы природопользования в региональном и локальном масштабах.

– Большое спасибо за интервью. Хочется верить, что за первыми подвижками в деле формирования «зеленого щита» Махачкалы последуют новые и новые шаги. В конечном счете, столица нашей республики, подобно другим центрам субъектов Федерации, со временем обзаведется красивым и полезным для здоровья людей экологическим щитом. А опыт его возведения пригодится для практики экологического проектирования и во всех других городах нашей республики.

 

Авторы: Мурад Селимов, РИА "Дербент"; Зарема Гасанова, секретарь Дагестанского отделения РГО, к.б.н.