Двойное дно фильмов об экологических проблемах

Думать о проблемах экологии нынче модно. Грета Тунберг — лидер мнений и кумир поколения, хотя и весьма спорный. Однако тот факт, что молодежь предпочитает шопперы одноразовым пакетам и сортирует мусор — не заслуга Греты. Большую роль в этом сыграло и то, что проблемы экологии широко освещаются в медиа пространстве. В том числе и в различных фильмах.

Действительно, сегодня уделяется достаточное внимание вопросам экологии в медиа. Самыми известными фильмами на эту тематику являются "День, когда Земля остановилась" о необходимости прекратить уничтожать планету, "Глубоководный горизонт" о разливе нефти в океане, "Группировка "Восток"" о неразрешимой дилемме: отказаться от комфорта или продолжать уничтожать всё живое ради своего удобства.

Художественные фильмы с элементами фантастики, такие как "День, когда Земля остановилась", нацелены на широкую аудиторию, а значит их увидит большое количество людей. Это хороший ход и с моральной, и с маркетинговой точки зрения. Однако стоит учитывать, что чем больше в фильме фантастики и меньше фактов, тем сложнее зрителю перенести смыслы картины на реальную жизнь. Ему кажется, что до показанной катастрофы не доживёт ни он, ни даже его правнуки, а значит, и беспокоиться рано.

Другие, ранее упомянутые мной фильмы, основаны на реальных событиях или не имеют таких ярко выраженных элементов фантастики, как инопланетянин, прибывший на Землю ("День, когда Земля остановилась"). Эти фильмы тоже показывали в кино, и их сборы говорят о том, что довольно большое количество людей пришло в кинотеатры, чтобы посмотреть их. Из-за отсутствия обилия фантастики, и фразы, которая действует магическим образом на зрителей: "основано на реальных событиях", мораль таких картин проще перенести на ситуации реальной жизни. Значит, и те, кто посмотрят фильм, с большей вероятностью задумаются о вреде экологии, который причиняют ей сами люди.

Поговорим о "втором дне" этих фильмов. Нам кажется, что режиссёры делают доброе дело, снимая фильмы об экологических проблемах, ведь это должно поменять отношение многих людей к потреблению и внести посильный вклад в изменение ситуации к лучшему. Бесспорно, это представляет собой пользу для общества и природы. Только стоит учитывать, что при создании любого фильма тратится огромное количество невосполнимых ресурсов: строятся декорации, шьются костюмы, покупается масса вещей, которые впоследствии окажутся в мусорном баке.

Ярким примером фильма, в котором, желая показать, сколько невосполнимых ресурсов тратит человек за жизнь, художник-постановщик вынудил сам истратить огромное количество этих ресурсов, является картина "Экологический след человека". В ней описывается сколько и каких ресурсов потребляет человек. Для этого в кадре появляются тысячи разбитых яиц, килограммы хлеба, литры молока, ванна, наполненная консервированной фасолью и тому подобное. Безусловно, такие изображения вызывают бурю эмоций и немой вопрос: "Неужели я один столько потрачу?". В этом отношении фильм справляется великолепно. Вот только стоило ли это таких невосполнимых трат? Фильм вышел в 2007 году, а значит, что всех этих резиновых утят на пруду и литры пива в бассейне можно было бы заменить компьютерной (не менее зрелищной) графикой, технологии это уже позволяли. Остаётся лишь верить, что такое отчасти противное зрелище заставит зрителей задуматься над темой осознанного потребления и по возможности изменить свои привычки на благо природе.

Автор: Гундорова Анастасия, Журфак МГУ

Тэги: