Экология на дорогах

В Париже с 1 сентября 2023 года электросамокаты уже успели уйти в прошлое. Мэрия Парижа фактически обязалась не продлевать контракты с тремя частными операторами, которые развивают эти устройства в Париже. Таким образом, французская столица стала первым европейским городом, запретившим использование этих двухколесных транспортных средств.

Во время референдума почти 90% респондентов ответили "нет" электросамокатам. Однако это голосование подверглось критике, в первую очередь со стороны заинтересованных компаний. В связи с низкой явки (7,46%), что составило примерно 160 тыс. из более чем 2-х миллионов жителей Парижа. Но как с ними обстоят дела в России?

В России представлено три ключевых оператора аренды электросамокатов – "Яндекс Go", Whoosh и "Юрент". По итогам 2022 г. в парках российских операторов было 192 тыс. электросамокатов, на которых 15,5 млн. пользователей совершили 103,5 млн. поездок. Такую статистику предоставляет отраслевой портал о городских сервисах "Трушеринг". Также в 2022 году электросамокаты окончательно закрепили за собой статус "средства индивидуальной мобильности". Однако из-за постоянно-растущего спроса и, следовательно, увеличения случаев ДТП, в Госдуме предложили дать право местным властям ограничивать использование электросамокатов.

Как можно заметить, в последние годы электросамокаты стали предметом многочисленных дискуссий, не только с правовой точки зрения, но и особенно когда речь заходит об их воздействии на окружающую среду. Правда ли, что если мы пересядем с автобусов и машин на электросамокаты, то планете будет лучше? Давайте разберёмся.

Чтобы понять, какой ущерб экосистеме приносят электросамокаты, нам нужно взглянуть на весь их жизненный цикл: с момента производства и вплоть до утилизации. Производственный процесс включает в себя добычу полезных ископаемых, изготовление компонентов и сборку конечного продукта. Хотя эти процессы требуют гораздо меньше энергии, чем при производстве автомобиля, они по-прежнему могут приводить к высоким уровням выбросов CO2 в атмосферу.

Когда дело доходит до сырья, такого как алюминий, для каркаса или материалы для литий-ионной батареи, стоит учитывать, где были получены материалы, и как далеко им пришлось пройти, прежде чем начался производственный процесс. Это означает, что воздействие каждого электросамоката на окружающую среду будет разным. Также необходимо учитывать потребление энергии в процессе производства. Но главный вопрос: вызывают ли они большее загрязнение окружающей среды, чем автомобили?

При сгорании бензина в автомобильных двигателях выделяется целый ряд загрязняющих веществ, которые могут оказывать негативное воздействие, как на наше здоровье, так и на окружающую среду. Казалось бы, заменив поездки на автомобиле электросамокатами, мы можем улучшить качество воздуха, которым дышим, и уменьшить количество загрязняющих веществ, которым подвергаемся во время ежедневных поездок. При питании электричеством из возобновляемых источников электросамокаты производят нулевые выбросы выхлопных газов, которые являются основным источником загрязнения воздуха автомобилями, мотоциклами и автобусами, работающими на бензине. Но не всё так радужно!

На первый взгляд утверждение о том, что электросамокаты более экологичны, чем другие виды транспорта, кажется обоснованным. Они не выделяют парниковых газов, не увеличивают загруженность транспортных средств.

Однако исследование зарубежных экологов показало, что они не так экологичны, как может показаться на первый взгляд. Исследователи из Университета штата Северная Каролина обнаружили, что путешествие на электросамокате приводит к большему количеству выбросов парниковых газов на милю, чем путешествие на автобусе, велосипеде, мопеде или пешком.

Более того, учёные обнаружили, что материалы, необходимые для их изготовления электросамокатов, сборка, а также их подзарядка и  возвращение на улицы, оказывают значительное влияние на окружающую среду. В исследовании определили, что материалы и производство электросамокатов оказывают значительное воздействие на глобальное потепление, которое только усугубляется.

Как мы можем сделать электросамокаты более экологичными? Ведь результаты исследования – это не только обреченность и отчаяние; оно также подчеркивает экологический потенциал электросамокатов и содержит рекомендации по их более эффективному использованию.

Одна из больших проблем заключается в том, что электросамокаты просто недолго прослужат на улицах  города. Теоретически, они рассчитаны на срок службы в течение двух лет, но это не учитывает всех людей, которые выбрасывают их в реки и озёра, поджигают, выбрасывают в мусорные баки или иным образом разрушают их. Иногда люди делают это, потому что они разочарованы тем, что электросамокаты заполонили их улицы; в других случаях они просто хотят, чтобы трюк круто смотрелся в интернете.

Вот ещё одна проблема: в настоящее время в нескольких городах действуют правила, которые вынуждают компании убирать электросамокаты из общественных мест в ночное время. Это означает, что многие электросамокаты собираются и перевозятся — на автомобиле — для подзарядки, даже если они всё ещё заряжены на 95 %.

Для борьбы с этими проблемами исследователи рекомендуют городам и компаниям внести некоторые изменения, например:

  • Оставлять электросамокаты в общественных местах на ночь, что уменьшит нагрузку на водителя, связанную лишней перевозкой полностью заряженных или почти полностью не заряженных аккумуляторов.
  • Упростить процесс сбора и распределения электросамокатов, чтобы подрядчики не тратили бензин впустую, разъезжая зигзагами по городу на своих автомобилях в поисках электросамокатов.
  • Стимулировать или требовать использования эффективных транспортных средств для сбора и перераспределения электросамокатов.
  • Принять и обеспечить соблюдение мер по борьбе с вандализмом, чтобы уменьшить повреждения электросамокатов, которые могут привести к сокращению срока службы транспортных средств и, следовательно, к увеличению затрат на материалы и производство.

Источники:

Автор: Даниил Черяпкин, журфак МГУ

Тэги: