Беседа с председателем Челябинского отделения РГО о миссии одного из старейших географических обществ в мире. А ещё – о познавательном интересе, топонимических загадках и неизбежных трансформациях.
Русское географическое общество отмечает 180-летие. Сегодня, как и все эти годы, представители разных профессий, объединённые энтузиазмом, стремятся узнать как можно больше о территориях своего Отечества, вносят вклад в сохранение историко-культурного наследия, оберегают природу.
Председатель Челябинского регионального отделения Русского географического общества, кандидат географических наук Мария Панина является действительным членом РГО с 1997 года. Мы беседуем о миссии одного из старейших географических обществ в мире. А ещё – о познавательном интересе, топонимических загадках и неизбежных трансформациях.
Даль и наши дали
Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: - Сейчас открывать новые земли уже, наверное, не приходится? В период становления Русского географического общества главная задача была описать. А теперь – объяснить?
Мария Панина: – Вообще всегда географическое общество и описывало, и объясняло. Эти задачи основные с момента основания организации. Цель – изучение огромной территории нашей Родины, включая неизведанные до сих пор уголки. На первых этапах деятельности РГО вопросов было больше, чем ответов. Исследователи открывали территории, описывали, пытались объяснить парадоксы. По-прежнему важными направлениями для изучения нашей страны остаются Север, Сибирь и Дальний Восток.
– Одним из основоположников Русского географического общества был выдающийся лингвист Владимир Даль. Могли ли предположить учредители организации, что альянс географии и филологии будет настолько продуктивен?
– Мы знаем Владимира Даля как составителя Толкового словаря, а ведь Владимир Иванович был ещё и военным врачом, этнографом. Личность многогранная, широкое поле деятельности. В его квартире в Санкт-Петербурге собирались выдающиеся учёные, знаменитые путешественники, естествоиспытатели. Они знали, что территория России разнородная, обменивались мнениями и сошлись на том, что её необходимо детально изучать. Благодаря таким встречам, собственно, Русское географическое общество и было основано. А ещё Владимир Даль наряду с филологической деятельностью долгое время исследовал этнокультурную составляющую Оренбургского края, традиции казачества. Так что непосредственное отношение имел к изучению Южного Урала.
Загадок ещё много
– Расскажите о необычных топонимах. Есть они в нашем регионе?
– Челябинская область – одна из самых удивительных с топонимической точки зрения. Территория транзитная для разных народов, и постоянно живущее население многонациональное.
Это взаимовлияние, собственно, и определило топонимическую силу и своеобразие. Достаточно много названий, у которых башкирский корень и русский суффикс. Башкиры обычно называли объекты, руководствуясь природными характеристиками. То есть, что вижу, о том и говорю.
Интересное название у реки в Ашинском районе – Сухая Атя. Первое слово топонима русское, второе – башкирское. По сути, это суходол. Благодаря карстующимся горным породам вода в летний период уходит под землю, практически нет русла. А в весенний период это полноводная река. Хотя и носит название Сухая.
Ещё один любопытный пример – озеро Еловое. На его берегах нет ни одной ели. И никогда не было, по мнению учёных. Этот топоним до сих пор не разгадан. Вероятнее всего, в основе башкирское слово, которое было не просто переформулировано, но ещё и как бы переделано на русский манер. Ну и, конечно, отдельный интерес представляют наши знаменитые сёла – Париж, Варна, Фершампенуаз, получившие название благодаря историческим событиям в жизни нашей страны.
Традиционно на географической карте возникают названия, которые имеют национальную принадлежность. Это позволяет не просто отслеживать перемещение народов, но и выяснять, кто и когда в данной местности проживал, какие имелись особенности, как формировалась языковая среда.
Конечно, география и филология тесно взаимосвязаны. Собственно, топонимика – это раздел, возникший на стыке географии, истории и лингвистики. В РГО есть даже специальная комиссия, которая занимается топонимами. Думаю, работы коллегам хватит на долгие годы.
Загадок ещё очень много даже в Челябинской области, сравнительно небольшой в масштабах нашей страны. А ведь есть ещё неисследованные территории. Огромные пространства Дальнего Востока, Северо-Восточной Сибири, Арктики, северные уголки Камчатского края, где нога человека практически не ступала, а только пролетала. Эти территории человек, возможно, видел пока лишь с высоты самолёта или вертолёта.
Изучить «своими ногами»
– Что по большому счёту объединяет членов Русского географического общества?
– Я бы сказала – высокий познавательный интерес к своему краю, к исследованию территорий «собственными ногами». В последние лет десять проявляется любопытная тенденция. Наша организация пополняется людьми разных профессий, а не только географами, историками и краеведами. Это даёт возможность обществу развиваться в новых направлениях, расширять свои границы. Я думаю, в связи с этим и задачи, прописанные в уставе, должны трансформироваться.
– А это хорошо для географического общества или…
– Здесь можно поспорить. Если говорить об устойчивости любой системы, то разнообразие – это хорошо. Есть группа исследователей, которые занимаются профессионально изучением территорий. А есть те, кто интересуется географией в широком смысле этого слова. Интересуется историей, культурой, духовным наследием. Я думаю, объединение усилий тех и других – большой плюс для нашей организации.
Много вопросов, касающихся историко-культурного наследия, задают специалистам члены Челябинского отделения, особенно недавно вступившие в РГО. Очень важно получать информацию именно от профессионалов во избежание домыслов и ложных представлений. Не секрет, что после взрыва болида многие были увлечены поисками фрагментов Челябинского метеорита. Так вот нам просто мешками приносили… обычную горную породу.
– И всё же какие задачи считаются первостепенными на современном этапе развития РГО?
– Если говорить об экспедиционной деятельности, то это, конечно, в первую очередь изучение северных территорий, где сконцентрированы полезные ресурсы. Это стратегическая задача для страны. Конечно, большое внимание уделяется развитию атомного морского флота, и члены географического общества принимают в этом непосредственное участие.
Челябинская область расположена далеко от морей и океанов. Территория у нас сухопутная. Основная задача состоит в изучении «транзитного» наследия и трансформаций природных ландшафтов нашей малой родины. Регион у нас промышленный. И это хорошо, с одной стороны. С другой стороны, мы должны отдавать себе отчёт, насколько уже ландшафты видоизменены и как они будут меняться с течением времени.
Что достанется будущим поколениям в плане историко-культурного наследия и ресурсов? Бережливое отношение, экологическая культура – эти аспекты очень важны сегодня. И, я думаю, будут важны всегда.
Татьяна СТРОГАНОВА
Источник: https://chel.aif.ru/society/persona/-zagadok-eshchyo-ochen-mnogo-v-chyom...
Фото: Мария Панина / Из личного архивa

