Река Тулома - одна из основных "водных артерий" Кольского залива. Неспешная прогулка по ее водам на лодке доставляет одно удовольствие. Разнообразие здешней флоры оживляет путника и дарит вдохновение для дальнейшего путешествия. Крутые и могучие скалистые берега впечатляют. Но, несмотря на безобидную красоту этой зеркальной реки, за считанные минуты можно познакомиться с бушующей Туломой. Погода тут непредсказуема и меняется очень быстро. Поэтому следует учитывать этот момент и придерживаться ближе к берегу, не забывать про технику безопасности и правила поведения на открытой воде.
Мы направились по Туломе на "Сухой" порог с пос. Мурмаши, чтобы своими глазами узреть всю красоту и найти отпечаток былой старины. Порог расположен на правом берегу реки Тулома, 15 км вверх по течению от г. Мурманск. Мало кто знает, почему порог называется "Сухой", а ведь порогом там совсем и не пахнет, тем более сухим. Со времен развития энергоструктуры на Кольском полуострове, в 1937 году в районе п. Мурмаши была построена Нижнетуломская гидроэлектростанция. Как известно, данные строения очень круто меняют уровень береговой зоны акваторий, на которых расположены. Но, несмотря на изменения уровня воды в р. Тулома, часть ее географических названий остались прежними и несут за собой былую историю. Интересное путешествие проделал по р. Тулома в 1877 году русский театральный режиссёр В. И. Немирович-Данченко, который позже оставил свой очерк о естественной акватории реки в книге "Страна Холода". По рассказам двух проводников автора, финна Матшкуты и лопарки Натальи, "Сухой" порог был настоящим препятствием для тех, кто пытался его преодолеть на отливе. "Бревна" с делянок, которые отправляли по течению в Колу, по пути часто разбивались в щепки о камни или застревали между ними. Лесорубам приходилось отправляться на поиски своих специально сколоченных плотов из бревен, и вызволять их из бьющей речной пучины, чтобы хоть как-то оправдать свой малооплачиваемый труд. Многие не выживали. Та же участь ждала торопливого путника. Застрявшие между камней шняки или карбасы (парусные промысловые гребные судна средних размеров), разбивалась в щепки. А на берегах Туломы до сих пор лежат деревянные остатки былого прошлого - части разбитых судов и бревен, которые сплавляли вниз по течению. А вместе с ними дошли и мрачные истории о "Сухом" пороге.
"Однажды лопари проплывали через "Сухой" на тройнице; волны бросили их между двумя скалами, так что лодка застряла в них, как в клешне. Снизу начало бить, волны вышибли дно. Трое погибло, а женщина с грудным ребенком как-то успела выбраться на вершину ближайшего камня… …Планка за планкой — рассыпалась вся лодка и обломки, уже искрошенные в порошок унесло по течению дальше. Несчастная двадцать часов высидела на утесе. Начался прилив и ее до колен залило водою. Уже в воде таким образом, сопротивляясь течению и высоко держа плакавшего ребенка, она простояла четыре часа, когда ее сняли коляне, проплывавшие мимо к острову Юркину".
(Из книги "Страна Холода", 1877г. В. И. Немирович-Данченко).
От того порог и назвали "Сухим" - о своем присутствии он заявлял только во время отлива.
Автор материала: Андрей Бобков (Андрей "Северянин"), член Мурманского областного отделения РГО