Порог Сухой на реке Тулома

Закат на Туломе. Фото А. Бобкова
В отражении Туломы. Фото А. Бобкова
Спокойная Тулома. Фото А. Бобкова
Закат на Туломе. Фото А. Бобкова
Закат на Туломе. Фото А. Бобкова
Часть от старого судна. Фото А. Бобкова

Река Тулома - одна из основных "водных артерий" Кольского залива. Неспешная прогулка по ее водам на лодке доставляет одно удовольствие. Разнообразие здешней флоры оживляет путника и дарит вдохновение для дальнейшего путешествия. Крутые и могучие скалистые берега впечатляют. Но, несмотря на безобидную красоту этой зеркальной реки, за считанные минуты можно познакомиться с бушующей Туломой. Погода тут непредсказуема и меняется очень быстро. Поэтому следует учитывать этот момент и придерживаться ближе к берегу, не забывать про технику безопасности и правила поведения на открытой воде.

Мы направились по Туломе на "Сухой" порог с пос. Мурмаши, чтобы своими глазами узреть всю красоту и найти отпечаток былой старины. Порог расположен на правом берегу реки Тулома, 15 км вверх по течению от г. Мурманск. Мало кто знает, почему порог называется "Сухой", а ведь порогом там совсем и не пахнет, тем более сухим. Со времен развития энергоструктуры на Кольском полуострове, в 1937 году в районе п. Мурмаши была построена Нижнетуломская гидроэлектростанция. Как известно, данные строения очень круто меняют уровень береговой зоны акваторий, на которых расположены. Но, несмотря на изменения уровня воды в р. Тулома, часть ее географических названий остались прежними и несут за собой былую историю. Интересное путешествие проделал по р. Тулома в 1877 году русский театральный режиссёр В. И. Немирович-Данченко, который позже оставил свой очерк о естественной акватории реки в книге "Страна Холода". По рассказам двух проводников автора, финна Матшкуты и лопарки Натальи, "Сухой" порог был настоящим препятствием для тех, кто пытался его преодолеть на отливе. "Бревна" с делянок, которые отправляли по течению в Колу, по пути часто разбивались в щепки о камни или застревали между ними. Лесорубам приходилось отправляться на поиски своих специально сколоченных плотов из бревен, и вызволять их из бьющей речной пучины, чтобы хоть как-то оправдать свой малооплачиваемый труд. Многие не выживали. Та же участь ждала торопливого путника. Застрявшие между камней шняки  или карбасы (парусные промысловые гребные судна средних размеров), разбивалась в щепки. А на берегах Туломы до сих пор лежат деревянные остатки былого прошлого - части разбитых судов и бревен, которые сплавляли вниз по течению. А вместе с ними дошли и мрачные истории о "Сухом" пороге.

"Однажды лопари проплывали через "Сухой" на тройнице; волны бросили их между двумя скалами, так что лодка застряла в них, как в клешне. Снизу начало бить, волны вышибли дно. Трое погибло, а женщина с грудным ребенком как-то успела выбраться на вершину ближайшего камня… …Планка за планкой — рассыпалась вся лодка и обломки, уже искрошенные в порошок унесло по течению дальше. Несчастная двадцать часов высидела на утесе. Начался прилив и ее до колен залило водою. Уже в воде таким образом, сопротивляясь течению и высоко держа плакавшего ребенка, она простояла четыре часа, когда ее сняли коляне, проплывавшие мимо к острову Юркину".
(Из книги "Страна Холода", 1877г. В. И. Немирович-Данченко).

От того порог и назвали "Сухим" - о своем присутствии он заявлял только во время отлива.

Автор материала: Андрей Бобков (Андрей "Северянин"), член Мурманского областного отделения РГО