Организация сбора фольклорно-этнографических материалов

Подписка на RSS - Организация сбора фольклорно-этнографических материалов

Одним из главных условий для реализации намеченного Н. И. Надеждиным пути развития Отделения этнография явилось создание собственной базы  этнографических, фольклорных и языковых материалов, на основе которых могли производиться исследования. 

Наука является только тогда, когда, во-первых, сбор материалов производится не набежно и урывочно, как где пришлось, как попало под руку, но систематически, в порядке, связи и полноте, требуемых Наукою; во-вторых, когда собранное, прежде нежели допустится в состав Науки, проходит сквозь чистительное горнило строгой, разборчивой критики, с тем чтоб всему определилась настоящая цена, подлинный смысл и надлежащее употребление. 

В Отделении этнографии практиковалось два пути накопления материалов: 1) составление и рассылка программ, с тем, чтобы активизировать собирательскую деятельность жителей губерний, и 2) работа членов-сотрудников Общества непосредственно на местах.

Создание этнографической программы явилось одним из главнейших проектов, реализованных Обществом, поскольку благодаря инструкции было собрано большое количество фольклорно-этнографических сведений, актуальных и востребованных фольклористикой, этнографией и лингвистикой по сей день. Помимо изучения жизни и традиций русского населения в сферу интересов Общества входило исследование быта инородцев, проживающих на территории Российской империи. В 1850-е годы П.С.Савельев и И.И.Срезневский работали над разработкой инструкции по собиранию сведений об инородческих племенах.

Еще одним источником получения фольклорно-этнографических материалов явились экспедиции с целью изучения народных традиций и быта непосредственно на местах. Инициаторами поездок выступало как само Общество, так и его отдельные сотрудники. Первым мероприятием, организованным Отделением этнографии, стала поездка академика А.М.Шегрена в Курляндию и Лифляндию для изучения остатков племен ливов и кревингов. Среди проектов Общества особо следует отметить задуманную в 1862 году Юго-Западную экспедицию с целью этнографического и статистического исследования Белоруссии, Малороссии и Литвы, материалы которой были опубликованы в «Трудах этнографическо-статистической экспедиции в Западнорусский край». Перед участниками экспедиции ставились следующие задачи:

  1. исследования народностей Западного края: сведения о языке, нравах, обычаях, численности племен, этнографических границах;
  2. вероисповедания и нравственная культура;
  3. хозяйственный быт и материальное благосостояние.

В некоторых случаях Отделением этнографии разрабатывались рекомендации или инструкции для сбора этнографических сведений для экспедиций, снаряженных другими Отделениями Общества. В 1852 году Н.И.Надеждиным была составлена этнографическая часть к "Своду инструкций для Камчатской экспедиции, предпринимаемой Русским Географическим обществом".

Основными задачами изучения Н.И.Надеждин выдвинул следующие: установление туземной этнографической номенклатуры и распределение этой номенклатуры в живом туземном употреблении, по исследуемому пространству. По мнению Надеждина, два изложенные предмета суть самые главные и основные в предстоящих экспедиции работах по части этнографии. Если на них будет обращено все должное внимание, то через это, на исследуемом пространстве, сами собой определятся положительные, так сказать, "этнографические пункты" – быт вещественный, быт житейский, быт нравственный и язык. Первые два пункта охватывают по существу тот круг явлений, который теперь принято называть "материальной культурой"; в раздел же третий входили, по его инструкции, явления нематериальной культуры во всей их совокупности, включая сюда и религиозные представления и народное творчество. Частично эти же вопросы затрагивались и в последнем разделе.

Более частный (конкретный) характер носили этнографические исследования на местах, организованные отдельными членами Русского географического общества. Маршрут и основные направления экспедиций выбирались и разрабатывались самими исследователями. Примером "частных" этнографических исследований может послужить поездка в Олонецкую губернию А.Ф.Гильфердинга. Результатом этого путешествия стал сборник, вышедший в свет уже после смерти собирателя, "Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года". Гильфердинг так объясняет причину своей поездки:

"В особенности манило меня в Олонецкую губернию желание послушать хоть одного из тех замечательных рапсодов, каких здесь нашел П.Н.Рыбников".

 По инициативе А. Ф. Гильфердинга, являвшегося председателем Отделения этнографии в 1870-1872 годах, начинаются выездные выступления сказителей на собраниях РГО. В 1871 году на заседании Отделения этнографии Трофимом Григорьевичем Рябининым, олонецким сказителем, были исполнены былины и исторические песни. В 1870 годах в Отделении выступают и другие народные исполнители: Иван Алексеевич Касьянов и Василий Петрович Щеголенок из Олонецкой губернии, украинский бандурист Остап Вересай.

В 1880-1900-е годы РГО в рамках работ Комиссии по собиранию народных песен с напевами и Сказочной комиссии организуются поездки с целью записи песенного и сказочного материалов. Результаты экспедиций были отражены в сборниках, опубликованных в серии «Записки Этнографического отделения» и в других изданиях Общества.