Журнал "Живая старина"

Подписка на RSS - Журнал "Живая старина"

В 1890 году по инициативе В.И.Ламанского Отделение этнографии начинает издавать собственный ежеквартальный научный журнал "Живая старина", на страницах которого публиковались исследования и материалы по этнографии и фольклору народов, проживающих как на территории Российской империи, так и за ее пределами. Мысль об издании журнала была обусловлена содержанием самих материалов, имевшихся в распоряжении Общества: небольшие по объему научные исследования и публикации, которые в силу своей специфики не могут быть помещены в "Записках" Отделения, где печатаются объемные труды посвященные характеристики того или иного жанра или региона.

Современное развитие изучения внешних и внутренних особенностей рас, племен, народностей и их взаимодействия в далеком прошлом и в настоящем изучения народных языков, наречий и говоров, народной поэзии, быта, вообще живой народной старины, вызвавшее в западной Европе и в Америке массу специальных повременных изданий по антропологии, народной психологии, диалектологии, этнологии и этнографии, вызывает и у нас в России необходимость таких изданий, посвященных критическому и библиографическому обзору быстро растущей литературы народоведения и частным научным исследованиям и пересмотрам разнообразных вопросов антропологии, этнографии, исторической географии и этнологии России и соплеменных нам народов, – всех предметов, входящих в круг занятий Отделения Этнографии.

("Живая старина", 1890)

С помощью нового журнала Отделение планировало установить контакты с представителями образованной интеллигенции в губерниях и инициировать собирание фольклорно-этнографических материалов. 

Вообще «Живая старина» имеет главнейше в виду служить органом общения Этнографического отделения Императорского Русского Географического Общества и богатой научными пособиями, не скудной и живыми учеными силами столицы с нашею провинциею, с уездными городами и уездами по преимуществу.

("Известия ИРГО", 1890)

С первых лет существования журнал приобретает авторитет в научных кругах. По протекции А. И. Соболевского его включают в списки обязательных изданий для вузов.

На страницах журнала помещались статьи известных ученых-исследователей, являвших членами Общества, также активными корреспондентами выступали собиратели из различных губерний. Некоторые из выпусков посвящены наследию и описанию научной деятельности выдающихся ученых – В.В.Радлова, В.И.Ламанского, братьев Гримм, Д.Н.Анучина и др.

Журнал состоял из пяти отделов: 1. "Исследования, наблюдения, рассуждения". 2. "Памятники языка и народной словесности" (с 1903 г. – "Памятники языка, народной словесности, живой старины"). 3. "Критика и библиография". 4. "Вопросы и ответы". 5. "Смесь".

В отделе "Исследования, наблюдения, рассуждения" печатались научные статьи по этнографии, фольклору и лингвистике различных народностей, как славянских, так и других стран. Статьи по этнографии русского населения касались описаний семейных обрядов и праздников. Из фольклорных материалов преобладали публикации текстов былин, сказок и песен. Особое внимание среди лингвистических исследований было уделено истории старославянского языка и специфике великорусских говоров. Ряд статей касается описания религиозных практик и течений русского и украинского населения страны.

В разделе "Памятники языка и народной словесности" публиковались необработанные, научно неосмысленные и небольшие по объему фольклорно-этнографические материалы, собранные членами-сотрудниками во время этнографических поездок или присланные в Общество членами-корреспондентами. По своему содержанию печатаемые здесь сведения имели такой же разнообразный характер, как и статьи из первого отдела.

В "Критике и библиографии" помещались рецензии на российские и иностранные издания, библиографические обзоры этнографической  литературы, списки работ известных ученых, специальные библиографические указатели периодических изданий или этнографической литературы различных народностей.

В рубрике "Вопросы и ответы" печатались программы и письма с просьбой о доставки сведений по тем или иным этнографическим проблемам.

Отдел "Смесь" вмещал в себя краткие заметки фольклорного, этнографического или лингвистического содержания, некрологи, информацию о деятельности фольклорных и этнографических учреждений страны, в том числе с 1904 года протоколы заседаний и годовые отчеты Отделения этнографии.

В 1911 году деление на разделы практически исчезает, остается только отдел "Критика и библиография", а  протоколы и годовые отчеты Отделения публиковались в начале каждого выпуска.

В 1915 году в журнале создается новый дополнительный раздел – "Приложение", с тем чтобы привлечь новых корреспондентов и удержать старых, поскольку в Отделении накапливалось большое количество сведений, присланных из различных губерний, которые невозможно публиковать в журнале без дополнительной обработки. На заседании Отделения этнографии 1 мая 1915 года было создано Бюро, которое занималось подготовкой к изданию нового раздела журнала. В его состав вошли: М. К. Азадовский, В. М. Ионов, А. А. Макаренко. Бюро была разработана структура нового раздела, по которой напечатали два первых выпуска "Приложения": 1. Материалы по этнографии, как русского населения, так и прочих народностей России. 2. Доклады о новых работах в области этнографии. Сообщения о поступающих материалах. Краткие рецензии и отзывы о новых книгах и крупных статьях в этнографических журналах. 3. Хроника. Отчеты о докладах, читанных в Отделении Этнографии, и о прениях, вызванных ими. Научные экспедиции. Выставки и пр. 4. Вопросы и ответы. 5. Программы и практические указания собирателям. В ноябре 1915 года состоялось обсуждение пробных выпусков, где было отмечено, что план издания во многом дублирует содержание самой "Живой старины", за счет чего "получается непонятный журнал в журнале". В последующих четырех выпусках "Приложения" исчезли рубрики, касающиеся библиографии и обзора текущей работы этнографических обществ. Среди публикуемых материалов преобладали, как и в первых выпусках, статьи по этнографии народов Востока. Кроме того, значительное место занимали инструкции по собиранию фольклорно-этнографических сведений. Всего было опубликовано 6 выпусков "Приложения".

 

В 1916 году в связи со сложившейся политической ситуацией в стране Отделение этнографии вынуждено было приостановить, как и многие другие свои проекты, издание "Живой старины" по причине отсутствия финансирования: "Отделение Этнографии Русского географического Общества постановило временно прекратить издание "Живой старины" ввиду чрезвычайного вздорожания цен на печатание и на бумагу".