head-bg-picture

Исследователи проникли в среднюю палубу линкора, затонувшего в 1918 году под Новороссийском

Исследователи проникли в среднюю палубу линкора, затонувшего в 1918 году под Новороссийском Исследователи проникли в среднюю палубу линкора, затонувшего в 1918 году под Новороссийском

В Цемесской бухте продолжаются подводные исследования линкора «Императрица Екатерина Великая».

Команда аквалангистов Краснодарского отделения РГО проникла на среднюю палубу судна, куда не ступала нога человека с момента затопления корабля в 1918 году. Сейчас исследования проводятся ниже уровня грунта, работать подводникам крайне сложно.

Эти кадры участники подводной экспедиции сделали несколько дней назад, когда, наконец, смогли проникнуть на среднюю палубу затопленного линкора. В водовороте пузырьков воздуха и практически полной темноте мало, что можно разобрать. Но именно эти кадры доказывают, что команда Краснодарского отделения РГО сделала практически невозможное. Исследователи проникли в помещения корабля, которые сейчас находятся ниже уровня грунта.

«Было решено пойти не традиционными путями — через проломы либо традиционные судовые проходы, а пойти, может быть, немножечко более сложным, но более прямым путем — путем экзотермической подводной резки», — говорит руководитель Центра подводных исследований Краснодарского отделения РГО Сумбат Александров.

К резке корпуса корабля аквалангисты готовилась больше месяца. Самое главное — наладить взаимодействие между всеми членами команды, чтобы на дне не возникало ни споров, ни вопросов, а каждый знал, что именно он должен делать.

Подводная экспедиция Русского географического общества рассчитана на три года. Этот сезон самый сложный по техническим работам. Главная задача — изучить среднюю палубу. Корабль лежит на глубине 42 метра вверх дном. Поэтому самые интересные для исследователей отсеки находятся ниже грунта. Под водой ужасная видимость: донный ил поднимается от малейшего движения. Да и находиться долго на глубине нельзя: опасно.

«Прорезав эту переборочку, мы попали на участок средней палубы в кормовой части корабля. Но мы промахнулись немного, мы попали не в шкиперское отделение и не в склад офицерских провизий, мы попали в цейхгауз — то помещение, где при жизни корабля хранились боеприпасы для стрелкового оружия. Ну, слава Богу, сейчас склад оказался пустой, и только пустые ящики нашему взору предстали, то есть, боеприпасов каких-то опасных там нет», — продолжает руководитель центра подводных исследований Краснодарского отделения РГО Сумбад Александров.

А уже из этих складов исследователи рассчитывают попасть в самые интересные помещения — это командирская каюта и шкиперское отделение. Там могут до сих пор находиться документы, которые дадут ответы ученым на множество вопросов о последних годах жизни линкора. К слову, историю российского дредноута в скором времени сможет узнать любой желающий. Краснодарское отделение РГО готовится издать книгу о самом линкоре и работе исследователей.

«Эта книга соберет все уникальные материалы, которые нам удастся найти как на самом корабле при проведении этих подводно-технических работ, которые ведутся нашими водолазами, так и в архивах в каких-то иных источниках», — рассказывает председатель Краснодарского регионального отделения РГО Иван Чайка.

Книга выйдет в свет в конце 2015 года, но до этого краснодарские географы выпустят документальный фильм о своей работе по изучению линкора.