Экспедиция "Вайгач - 2011" на парусно-моторном катамаране

Подписка на RSS - Экспедиция "Вайгач - 2011" на парусно-моторном катамаране
Устье р. Алексеевка

Экспедиция «Вайгач - 2011» была задумана как первый этап проекта «Архипелаги Арктики», который включает в себя:

  1. Остров Вайгач (Баренцево и Карское моря);
  2. Архипелаг Норденшельда и Шхеры Минина (Карское море);
  3. Архипелаг Северная Земля (море Лаптевых и Карское море);
  4. Новосибирские острова (море Лаптевых);
  5. Земля Франца-Иосифа (Баренцево море);
  6. о. Врангеля (Восточно-Сибирское море);
  7. о. Шпицберген (Баренцево и  Норвежское моря).

Цель проекта - сбор различной фото и видео информации по всем основным островным скоплениям в Российском секторе Арктики. В рамках реализации проекта предполагается выпустить книги и документальный видеофильм, посвященные архипелагам Арктики. В этих материалах будет разносторонне представлена природа арктических архипелагов, побережье островов и их внутренние районы, животный и растительный мир и интересные объекты неживой природы. Каждый остров – своего рода замкнутый мир, в то же время не теряющий связи с материком. В результате реализации проекта будут описаны места стоянок поморов (остатки изб, крестов, гуриев), будут сделаны фотографии артефактов, а также будет создан фотоальбом «Природные и культурные достопримечательности островов и архипелагов Арктики).

Экспедиция «Вайгач – 2011» была приурочена к двум знаковым событиям - 125 лет со дня рождения Ильи Константиновича Вылка и 145 лет со дня рождения Александра Алексеевича Борисова – выдающихся личностей, исследователей Севера, первых живописцев Арктики. Подготовка к экспедиции была начата осенью 2010 года, практически сразу после успешно совершенной экспедиции на Архипелаг Новая Земля, которая являлась пробным звеном в представляемом проекте.

До момента старта экспедиции был решён ряд важных для её успешной реализации вопросов с различными структурами: согласование маршрута с Пограничным управлением ФСБ России, согласование с авиакомпанией перевозки экспедиционного снаряжения, согласование с ОАО «Газпром» возможности проезда по железной дороге от ст. Бованенково до ст. Обская в случае завершения экспедиции на полуострове Ямал.

Остров Вайгач — остров на границе Баренцева и Карского морей, административно относится к Ненецкому автономному округу и Архангельской области. Отделён от континента узким проливом Югорский Шар и от Новой Земли проливом Карские Ворота. Площадь — 3,4 тыс. км². Поверхность равнинная, с двумя параллельными грядами, максимальной высотой до 170 м. Сложен глинистыми сланцами, песчаниками и известняками. Растительность тундровая. Много озёр и болот. На острове есть посёлок Варнек, сохранилось несколько ненецких святилищ.

В течение года была сформирована команда, которая состояла из трёх человек: Литвинова Андрея Николаевича – руководителя экспедиции, Статейкина Ильи Александровича – помощника руководителя экспедиции и матроса Маслова Виктора Викторовича. В качестве судна был выбран парусно-моторный катамаран.

После продолжительной подготовки в течении восьми месяцев, утром 6 июля команда вылетела по маршруту г. Санкт-Петербург – г. Нарьян–Мар. Последующие два дня ушли на сборку катамарана и закупку продовольствия. Вечером второго дня экспедиция стартовала, двинувшись вниз по течению реки Печора в сторону Печорской губы Баренцева моря.

img_5326-300x199.jpg


Река Печора недалеко от устья

Печорская губа — крупный залив Печорского моря — юго-восточной части Баренцева моря, на территории Ненецкого автономного округа России. Длина залива около 100 км, ширина от 40 до 120 км. С севера ограничена полуостровом Русский Заворот и дугой низких песчаных островов Гуляевские кошки, которые вместе с полуостровом формируют дугу, завершающуюся в северо-восточной части губы. Залив мелководный (глубина до 6 м). Ледостав с октября по июнь. Часть губы входит в созданный в 1997 году Ненецкий заповедник.

Спустившись по Печоре и дойдя до устья, мы направились на восток в сторону полярной станции «Мыс Константиновский», далее, пройдя его, к вечеру, были в устье реки Алексеевка. Погода стала портиться, начал усиливаться ветер и подниматься волна, поэтому было решено переждать непогоду в устье реки.

Ближе к вечеру следующего дня ветер стал стихать, а мы стали неспешно готовиться к ночному выходу. Дождавшись полного прилива, около полуночи мы двинулись в сторону посёлка Варандей. На следующий день к полудню у нас на траверзе сияли красивые здания поселка на фоне хмурой северной погоды. Было желание зайти в посёлок, однако решили всё-таки идти дальше, поскольку погода этому не препятствовала. К вечеру погода стала портиться, однако от цели на этот переход мы не отказались, и поздним вечером достигли южных берегов острова Долгий.

img_5501-300x199.jpg


Триангуляционный знак на о.Долгий

Остров Долгий — длинный и узкий остров в Печорском море на юго-востоке Баренцева моря. В административном отношении принадлежит к Ненецкому автономному округу Архангельской области. Его протяжённость составляет 38 км, а ширина — 4 км. Южный конец острова расположен в 12 км от северного побережья материка. Ландшафт плоский, характеризован тундрой с многочисленными небольшими озёрами и прудами.

Следующим пунктом маршрута являлось посещение северной оконечности острова, где планировалось исследовать места, на которых располагалось сибирское кладбище. Это была первая из двух научных частей экспедиции. Для достижения запланированной точки нам хватило дневного перехода по отличной погоде. К вечеру мы были на месте – север острова Долгий на его восточном берегу. Место оказалось хорошо защищенным длинными песчаными косами от возможного шторма. Ясное ночное заполярное солнце позволило приступить к полному комплексу фотосъемки этого исторического места.

img_5475-300x199.jpg


Север острова Долгий

Утро наступившего дня выдалось ветреным, в связи с чем, переход на остров Вайгач было решено отложить как минимум до вечера. Днём, перед довольно непростым переходом, были проведены профилактические и небольшие ремонтные работы на судне. Анализ метеоданных в течение дня позволил запланировать переход на остров Вайгач на поздний вечер. При этом перед переходом была выполнена прогулка на остров Голец, который находился в нескольких милях севернее нашей стоянки. После его двухчасового осмотра мы направились на остров Вайгач в бухту Лямчина.

Переход протяженностью около 32 морских миль, получился непростой, хотя и занял всего около 8 часов. В первую половину перехода море было довольно спокойное, однако 15 оставшихся миль нам дались непросто. Стал подниматься ветер и начало разгонять довольно приличную волну. На подходе к острову Вайгач ветер окреп, и море стало стремительно покрываться барашками. Благо до острова оставались считанные мили, миновав которые мы скрылись от разбушевавшегося моря за скалистым мысом.

img_5619-300x199.jpg


Каньон реки Юнояха на острове Вайгач

Там нас ждал сюрприз: на 16 канале мы были вызваны на связь экипажем парусно-моторного катамарана «Борей», который находился от нас в нескольких сотнях метров. Это туристы-путешественники из Харькова, с которыми мы по предварительной договоренности должны были пересечься как раз на острове Вайгач, однако с момента выхода на маршрут между нами связь прекратилась. Поэтому неожиданной встрече мы были рады вдвойне. После гостеприимного приёма наших товарищей мы вместе с украинцами решили перебраться в более глубокую и защищенную бухту, находящуюся в 5 милях отсюда, в устье реки Юнояха.

После небольшого отдыха двое участников нашей экспедиции (И. Статейкин и В.Маслов) собрали минимальный комплект вещей, и пошли вглубь острова к «сакральным местам», которые являлись вторым научным этапом данной экспедиции. А. Литвинов остался в устье р. Юнояха. Через сутки катамаран «Борей» с экипажем покинул наш лагерь и пошёл на запад, в сторону острова Долгий и дальше на запад к Белому морю. Ребят не было чуть менее трое суток, пришли они сильно уставшими, ведь намотали по тундре пешком не менее 60 км. Ещё около трёх суток мы выжидали погоду, а потом, дождавшись улучшения и приняв метеопрогноз, к ночи вышли в сторону северной части острова Вайгач.

img_5660-300x199.jpg


Север бухты Лямчина

Переход этот длиной в 30 миль выдался очень непростым. Спустя два часа начался подниматься ветер. Ничего плохого не предвещавшая двухметровая пологая зыбь начала стремительно превращаться в ломающиеся штормовые волны, и море быстро покрылось барашками. Периодически пена от волн захлестывала рубку катамарана, и экипаж судна окатывало сполна. В случае выхода ситуации из-под контроля, и значительном усилении высоты волн рассматривались различные крайние варианты схода на берег, вплоть до выброски на прибрежных волнах на галечный пляж. Однако спустя час хода, побережье стало представлять длинную скалу. Другого выхода, как идти вперёд до ближайшей бухты, не было. Это заняло около 5 часов, под конец перехода ветер начал переходить в штормовой, однако вскоре нам удалось зайти в бухту, где царил полный штиль. С большой радостью мы сошли на землю, и часть экипажа пошла на отдых, другая часть заступила на «медвежьи» вахты. В этой бухте мы провели около полутора суток. Дождавшись хорошей погоды, мы направились в сторону пролива Карские ворота. Погода стояла блестящая, и наш катамаран на легкой полутораметровой зыби держал курс на север, а войдя в пролив – взял курс на восток.

img_5786-300x199.jpg


Юго-западная часть пролива Карские Ворота

Пролив Карские Ворота - расположен между островами Новая Земля и Вайгач. Пролив соединяет Баренцево и Карское море. Длина пролива Карские ворота составляет 33 км, глубина до 119 м. Берега высокие, каменистые. Большую часть года пролив покрыт льдом.

Пройдя пролив Карские ворота, мы вошли в Карское море и остановились на полярной станции Болванский Нос. Здесь несколько веков назад самоеды поклонялись своему идолу. До принятия самоедами христианства северная оконечность острова Вайгач, Болванский мыс, служила им одним из двух главных мест общественного богослужения. Бури, завывающие в пещерах Болванского мыса, наводили суеверный страх на самоедов и внушали особое благоговение к стоящему на мысе главному идолу Весаку (старик). Он был деревянный, трехгранный, высокий, тонкий, о семи лицах, которые были вырезаны на двух отлогих, узких гранях. С южной стороны этого идола были поставлены в полукружие, в несколько рядов 20 средней величины идолов и 400 маленьких деревянных, а затем саженях в пятидесяти от главного идола стояло 20 разнообразных каменных идолов. Все они составляли как бы свиту главного идола. Английский капитан Барро, приставший к Вайгачу в 1556 году, нашел на Болванском мысу множество идолов с окровавленными глазами и ртами; это происходило оттого, что самоеды во время жертвоприношений намазывали оленьей кровью глаза и рты идолам. По закону самоеды приносили жертвы Весаку не только по прибытии, но и перед отъездом с острова. Против Болванского мыса находилось 4 каменных идола и 356 деревянных, большей частью маленьких идолов. Самоеды приняли христианство в 1826—1828 гг., и тогда миссионеры сожгли идола Весака.

img_5814-300x199.jpg


Морская гидрометеорологическая (полярная) станция имени Е.К. Федорова

Полярная станция Болванский Нос - морская гидрометеорологическая (полярная) станция имени Е.К. Федорова. Открыта 15 сентября 1950 года. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 января 1983 года № 18 станция переименована в "Имени Е. К. Федорова."

На полярной станции мы провели около двух суток. За это время добродушные полярники истопили нам баню, дали нам недостающие продукты, пополнив наши запасы продовольствия, а также рассказали множество интересных историй про Арктику.

С полярной станции мы двинулись на юг вдоль восточного побережья острова Вайгач. Восточный берег изрезан незначительно, крутой, местами обрывается в море, образуя утесы, губы для стоянок практически отсутствуют, а места впадения рек отгорожены барами, что свело на нет наше большое желание встать на восточном побережье Вайгача. В результате следующей нашей стоянкой была губа, находящаяся, в 20 км севернее от посёлка Амдерма, откуда через день мы вышли на финишный переход нашего маршрута до посёлка.

img_5964-300x199.jpg


Центральная часть поселка Амдерма

Поселок Амдерма. Посёлок был основан в июле 1933 году в связи с началом строительства рудника по добыче плавикового шпата (флюорита), месторождение которого было открыто в 1932 году геолого-поисковой партией П.А. Шрубко. Добычи флюорита на амдерминском руднике позволили СССР отказаться от импортных закупок. В 1936 году посёлку был присвоен статус посёлка городского типа. После окончания Великой Отечественной войны, когда были разведаны другие месторождения плавикового шпата, более выгодные по добыче, амдерминский рудник был закрыт. Однако посёлок продолжил развиваться как база по освоению Арктики. В 1980-е годы добыча флюорита была возобновлена, но ненадолго. Население Амдермы резко сократилось за последние годы в связи с отъездом жителей. Максимальное число жителей проживало в посёлке в 80-е годы. Согласно переписи 1989 года в посёлке проживало около 10 тыс. жителей. К 2011 году проживает около 500 человек.

Последние дни пребывания в Амдерме порадовали нас ясной и тёплой, по северным меркам, погодой. Несколько дней стояла практически полностью безоблачная погода, что позволило нам полюбоваться незаходящим Амдерминским солнцем. Амдерму окружают необычайно живописные окрестности: с правой стороны от реки Амдерминки в Карское море обрываются черные скалы с белыми прожилинами; с левой стороны тянется длинная и ровная песчаная коса, отделяя лагуну от моря.

img_6028-300x199.jpg


Августовская ночь на Карском море в посёлке Амдерма

Выводы: экспедиция решила поставленные перед ней задачи, ещё раз доказав возможность хождения в Арктических морях на надувных разборных парусно-моторных судах. Данная экспедиция была первым этапом реализации глобального арктического проекта – Архипелаги Арктики. В 2012 году планируется реализовать следующий этап – посещение шхер Минина и Архипелага Норденшельда, расположенных вблизи северо-западной части Таймырского полуострова. Этот этап будет также выполняться при поддержке экспедиционного центра «Арктика» Русского географического общества.

Данный проект направлен, в том числе, на укрепление российского суверенитета в Арктике, на международную популяризацию достижений русских первопроходцев в Арктике и международное признание ведущий роли русского населения, в первую очередь поморов, в освоении Арктики.

В заключение автор хотел бы выразить огромную благодарность:

- за помощь и пристальное внимание в процессе подготовки экспедиции, за постоянное курирование экспедиции в рамках специального организованного штаба экспедиции во время её проведения, Почётному полярнику России, Чукову Владимиру Семёновичу;

- за спонсорскую поддержку фирму ООО «Сателлит Телеком», которая предоставила средства спутниковой связи.

- за спонсорскую поддержку фирму «Снаряжение», которая предоставила экспедиционное снаряжение.

Материал подготовил руководитель экспедиции, действительный член Русского географического общества, кандидат физико-математических наук, Литвинов Андрей Николаевич, e-mail: andrey.litvinovatmail.ru