Активисты Молодежного клуба РГО в Новороссийске нашли первое упоминание о родном городе в путеводителе

В рамках интеллектуального клуба «Новороссийск: от укрепления к губернскому городу», работу которого организовали активисты Молодежного клуба Русского географического общества, ребята занимались изучением научно-публицистической литературы и периодики электронных фондов городов Краснодар, Севастополь, Одесса, Москва и Санкт-Петербург и смогли найти новые подробности об истории развития родного города. Так, 120 лет назад, в 1899 году, описание Новороссийска впервые попало в «Путеводитель по Крыму, Кавказу и Востоку».

Юные географы установили, что на рубеже XIX и XX веков техническое и промышленное развитие Новороссийска достигло своего апогея благодаря открытию в 1888 году железной дороги Тихорецкая – Новороссийск. Железная дорога помогла оживить и деятельность городского порта. Увеличилось число пароходов, его посещающих. Новороссийск, соединенный железной дорогой с богатыми зерновыми районами Кубани и нефтепромыслами, стал «окном в Европу» как для Кубани, так и для всего Северного Кавказа. Хлебный экспорт способствовал появлению в городе большого числа отделений различных банков: Государственного, Азово-Донского коммерческого, Русского для внешней торговли, Городского общественного и других.

Стала быстро расти промышленность города. Появился завод «Товарищества Макларен, Фрейшист и Ко», который начинал с производства различных металлических изделий и довольно скоро перешел к выпуску небольших судов. В 1899 году был пущен чугунно-литейный и механический завод «Миллер и Лампе и Ко». Успешно действовала паровая мельница братьев Асланиди, маслобойный, пивоваренный и другие заводы. Новороссийск начал привлекать ученых, инженеров, агрономов и путешественников.

«Новороссийск – в сущности имя собирательное. Тут два и даже три города, имеющих каждый свою физиономию, - приводит цитату из путеводителя под редакцией Н. Н. Лендера руководитель новороссийского Молодежного клуба Русского географического общества Артем Литвинов. - На берегу около пароходных пристаней кипит деятельность; здесь сосредоточился хлебный экспорт. Вы увидите громадные зернохранилища, элеватор, в море вдается длинная эстакада для быстрой нагрузки зерна на иностранные пароходы, работа идет иногда даже ночью при электрическом освещении. Порт – это главный нерв Новороссийска. На берегу – агентство и механический завод товарищества Макларен и Фрейшист. Близ порта – так называемый Французский городок, выросший около завода «Русский Стандарт» (выделка из нефти минеральных масел), и завод Черноморского цементного производства. Во французском городке или Стандарте находится вокзал железной дороги и тут же есть гостиница для приезжих…»

Указанное выше описание впервые в истории города дает наиболее полное описание Новороссийска в путеводителе, который читали на всей территории Российской империи.

Напомним, что в работе интеллектуального клуба «Новороссийск: от укрепления к губернскому городу» принимают участие мальчишки и девчонки из школы № 40, ЧОУ СОШ «Личность» и гимназии № 4. Большую помощь в исследовательской работе подросткам оказывают специалисты городского Управления образования, Центра развития образования, Новороссийского музея-заповедника, городской библиотеки им. Э. Баллиона и других образовательных организаций. Ребята уже опубликовали в городских, краевых и федеральных электронных изданиях свои материалы, рассказывающие об основании завода Новороссийского Портландского цемента в 1889 году и посадке первых десятин винограда в имении Абрау в 1874 году. Дальнейшие исследования будут посвящены изучению истории форта, заложенного между крепостью Анапа и укреплением Новороссийск 11 сентября 1839 года.