Александр Беспалов: География как первая наука

Накануне церемонии вручения Национальной премии «Хрустальный компас» мы задали несколько вопросов члену экспертного совета премии, начальнику департамента ПАО «Газпром» Александру Беспалову.  

— Александр Дмитриевич, а давайте сузим тематический круг вопросов. Расскажите, как проекты промышленных предприятий и бизнеса попадают на рассмотрение экспертного совета Национальной премии «Хрустальный компас» и по каким критериям их рассматривает профессиональное жюри? 

— Критериев для рассмотрения таких проектов несколько. Основным  является вклад того или иного предприятия в сохранение экологии и приумножение природного достояния России. В качестве примера хочу привести проект автостроительного гиганта КАМАЗ. С целью выполнения важной государственной задачи по расширению использования газомоторного транспорта в апреле 2015 года на Камском автомобильном заводе открыли специальную линию по сборке грузовиков и автобусов с газовым оборудованием. Стоит ли объяснять, насколько остро стоит проблема загрязнения воздуха выхлопными газами? В Москве доля автомобильных выхлопов составляет более 70% от совокупных выбросов загрязняющих атмосферу веществ. А там  вся таблица Менделеева в одном вдохе: двуокись свинца и серы, окислы азота и углерода, твердые частицы. Природным же газом мы пользуемся на кухне ежедневно без какого-либо ущерба для здоровья. КАМАЗ первым заявил о начале серийного выпуска автомобилей с газовой топливной системой. Достойна такая ярко выраженная экологическая инициатива внимания географического сообщества? Ответ очевиден.

Обратите внимание: это произошло в апреле 2015-го. Года не прошло, как экспертный совет Национальной премии «Хрустальный компас» уже обсуждал проект камских автомобилестроителей. В итоге КАМАЗ стал победителем этой престижной и авторитетной международной награды.

Хочу обратить ваше внимание на второй момент. Использование газа в качестве моторного топлива кроме чистого выхлопа дает ощутимый экономический эффект. Сложите одно с другим —  и вы получите полноценную международную экологическую программу. Кто стал ее информационным флагманом? «Хрустальный компас».

 Иными словами, Александр Дмитриевич, вы видите предназначение «Хрустального компаса» в донесении миру флагманской информации по самым значимым проектам. В их числе  прогрессивные инициативы бизнеса. Мерилом же ценности таких проектов является общественное признание, подтвержденное выводами экспертного совета премии.

— Это вижу не только я. Это очевидный факт. За минувшие пять лет победителями премии стали соискатели из Беларуси, Украины, США, Китая, как в национальном авторстве, так и в соавторстве с российскими коллегами. Являясь единственной в своем роде общественной инициативой по выявлению лучших проектов, «Хрустальный компас» уже пять лет выполняет важную задачу: демонстрирует стремление общества к решению наиболее важных проблем современного мира. Проблем, которые могут и должны решать структуры большого бизнеса и органов власти.

Русское географическое сообщество благодаря своему научному потенциалу способно не только выявлять проблемы, но и находить пути их решения. География — всеобъемлющая наука. Ни одна другая не собирает вокруг себя такого количества ученых и представителей прочих областей человеческих знаний. Возможности географии, ее влияние на общество, ее место в обществе сегодня недооценены. Географию необходимо изучать в школе как первую науку. Я не хочу принижать математику, физику, химию. Эти науки важны, но для освоения данных дисциплин ученик должен в первую очередь постичь географию — науку о Земле, самый большой участок суши которой — Россия, прекраснейшая страна на свете. Через постижение географии ученик становится патриотом. А что может быть важнее?

 «Хрустальный компас» знает примеры патриотического отстаивания родной земли в буквальном смысле этого слова. Помните проект Уфимского института биологии Российской академии наук по сохранению шиханов?

— Помню. Шиханы — морские скалы в Башкирской степи, сформировавшиеся 250 миллионов лет назад на дне огромного протоокеана,  символы эпоса башкирского народа.

 Руководитель проекта Александр Мелентьев сообщил, что им удалось приостановить планы по разработке сырья для производства соды на месте шиханов Тратау и Юрактау.

— Отрадно, что «Хрустальный компас» своей информационной поддержкой способствовал этому. Для выхода на большую бизнес-арену крупным предприятиям сегодня необходимо выполнять достаточно жесткие экологические требования. Это закон и за рубежом, и в России. Волей-неволей руководители предприятий обращаются к ученым, заказывают соответствующие исследования, которые, в свою очередь, продвигают и развивают географические дисциплины. Но, что греха таить, это делается далеко не всегда в полном объеме. Чем  аукнется выход США из «Киотского протокола» по противодействию глобальному потеплению? Об этом могут судить единицы. Один из таких ученых — почетный президент Русского географического общества, лауреат Нобелевской премии мира в составе Межправительственной группы экспертов по проблемам изменения климата, академик Котляков. Владимир Михайлович возглавляет экспертный совет «Хрустального компаса». В России прислушиваются к мнению ученых такого уровня, а органы власти следят за тем, чтобы их рекомендации были правильно поняты и исполнены.

 Александр Дмитриевич, а можно ли считать деятельность «Газпрома» примером для подражания?

— «Газпром» — крупнейшая в мире энергетическая компания. На «Газпром» приходится 11% мировой и 66% российской добычи газа. Кому, как не нам, быть примером? «Газпром» реализует крупнейшие транснациональные газотранспортные проекты, ведет активное освоение ресурсов северных и восточных территорий нашей страны, ее Арктического шельфа. Экосистемы в этих регионах очень уязвимы и требуют крайне бережного отношения. Поэтому на ранних стадиях проектирования наши специалисты закладывают самые строгие природоохранные ограничения, а все проекты и программы модернизации действующих производственных объектов предусматривают использование новейших прогрессивных технологий, позволяющих минимизировать экологические риски.

 Пример тому  проект «Промышленная и экологическая безопасность добычи нефти на Приразломном месторождении», удостоенный звания победителя Национальной премии «Хрустальный компас» в 2014 году.

— Совершенно верно. Уникальность «Приразломной» в том, что впервые в мире добыча углеводородов на Арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы в сложных условиях дрейфующих ледовых полей. Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных условиях Заполярья, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. Таких платформ не строил еще никто. Добыча нефти на месторождении началась в 2013 году. Этому предшествовала многолетняя работа огромного числа специалистов: от сотрудников ПАО «Газпром» и «Газпром нефть шельф» до специалистов российских предприятий ПО «Севмаш», научного центра «Курчатовский институт», предприятий  «Рубин» и «Малахит». Обратите внимание, в реализации «приразломненского» проекта участвовали ведущие предприятия российского оборонного комплекса. Где еще вы видели такую интеграцию разноплановых ультрасовременных разработок, направленных на обеспечение экологической безопасности Арктики?

Однако любой техникой управляет человек. И этот человек должен понимать меру своей ответственности в процессе строгого исполнения природоохранных требований. А это значит,  человека необходимо воспитывать в духе экологической сопричастности. «Газпром» участвует в просветительских проектах и поддерживает общественные инициативы, направленные на воспитание уважительного отношения к родной природе и любви к родному краю. Самым ярким и массовым мероприятием я бы назвал корпоративный фестиваль «Факел». Привлекая к участию в фестивальном движении самодеятельных  исполнителей, мы стремимся сохранить самобытные и глубокие корни традиций многонациональной культуры России. Мы стремимся не просто предоставить сцену артистам из народа. Во главу угла мы ставим  популяризацию народного творчества огромной страны.

— Структурные подразделения «Газпрома» действительно расположены на всей территории бескрайней России. Александр Дмитриевич, часто вам по роду деятельности приходится бывать там, куда только вертолетом можно долететь? Дневник личных открытий не ведете?

— На полуострове Таймыр мне довелось однажды побывать на кладбище мамонтов. Более десяти тысяч лет уже там лежат. Дело было летом. Река подмыла берег, и на размыве обнаружились останки очередной громадины. Так вот, представьте: мамонт слегка оттаял, и его мясо с удовольствием ели собаки. Получается,  огромная туша, весом 10 тонн, замерзла совершенно невероятным образом, практически моментально. Что должно было произойти, какое событие вселенского масштаба? Я уже не спрашиваю, почему так много мамонтов погибло именно на полуострове Таймыр? А сколько еще тайн лежит у нас буквально под ногами?

— Например, у нас, в Краснодарском крае…

— Вы невероятно счастливые люди. Жить на Кубани и не быть путешественником просто невозможно. Только в таком чудесном крае мог родиться «Хрустальный компас». У меня до сих пор стоит перед глазами замечательная презентация  регионального проекта «Западный Кавказ — горная страна тысячи озер», который мы рассматривали в минувшем году. Какая заповедная чистота, какое единение неба, льда и воды…

 Александр Дмитриевич, успехов в делах и спасибо за интересную беседу.