Автору гипотезы Геи сегодня исполняется 101 год и 101 день

Джеймс Лавлок
Джеймс Лавлок

Сегодня 101 год и 101 день живому и здравствующему Джеймсу Лавлоку, написавшему гипотезу Геи – живой саморегулирующейся планеты. Геохимик, творивший в одно время с легендой РГО Марией Альфредовной Глазовской, добился не меньшего признания и в Королевском географическом обществе, и в мире. Писатель Уильям Голдинг был его соседом по даче, и вместе они прохаживались по равнинам Англии. Узнав о соображениях насчёт планеты, будущий лауреат нобелевки за «Повелителя мух» посоветовал учёному название «Гея». И всем понравилось! Когда в 2020-м вы указываете научные интересы, Gaia Hypothesis выпадает в одном списке с Aerospace Engineering, Ocean Biology или Ancient Civilizations.

Но, наверное, известной теория стала не только из-за заголовка. В самом коротком пересказе своих книг, сделанном самим автором для журнала Nature, он объяснил: вся живность и среда вокруг неё развиваются как одна саморегулирующаяся система, как единый организм. Скептики говорят, что давным-давно Зюсс назвал это дело биосферой, потом её описал Вернадский, и ничего тут нового нет. Но всё же и у Лавлока с его Геей тоже были десятки занятных соображений. Вот, например:

 

  1. Понятые и принятые миром идеи

–  метан и кислород сосуществуют в воздушной оболочке планеты, постоянно потребляются и заменяются, сохраняя атмосферу подходящей для дыхания

– нужные живому телу йод и сера избыточны в океанах, но недостаточны на суше, и Гея даёт нам их, синтезируя газы водорослями и выбрасывая иодистый метил и диметилсульфид

– в горных породах силикат кальция разрушается микроорганизмами быстрее, когда климат жарче и влажнее; высвободившийся кальций соединяется тут же с углекислым газом и превращает его в, скажем, известняк; вуаля, парникового газа меньше, планета сама себя остужает! (правда, этот геохимический цикл слишком медленный и Грету он не утешает)

  1. Мысли, в которых люди сильно сомневаются

–  живность нашей планеты постоянно обеспечивала 21±5% кислорода в воздухе в последние 200 млн лет

–  леса средней полосы откликаются на потепление, и быстрее прогревающиеся тёмные растения сменяются более светлыми, устойчивыми к солнечному прогреву; чем больше биоразнообразие, тем лучше температурное регулирование

– нынешняя межледниковая эпоха слишком динамичная, потому что это системный сбой регуляции в организме Геи

  1. Эксцентричные высказывания

–  права человека заканчиваются там, где начинаются потребности других живущих на планете существ (потрясающая для западной цивилизации мысль о том, что права человека стоит урезать)

–  как приказал Дарвин, обязательно будут проигравшие виды и вымирания, а победители могут выиграть в краткосрочной перспективе, но главным триумфатором всегда останется сама жизнь

 

Гениальность или нелепость гипотезы оценивают по книгам, а не статье. Но на русский ни одну из них не переводили. Быть может, это подсознательная обида российской науки на простодушное признание Лавлока пятидесятилетней давности, мол, труды Вернадского о биосфере я не читал. Пожалуй, мысли Владимира Ивановича до сих пор остались и масштабнее, и прогрессивнее. Но даже на родном языке не сыскать собрания сочинений, а иностранцам вообще доступны только две-три переведённых работы (судя по более свежим интервью, Джеймс их прочёл). Экземпляр Геи можно встретить буквально в первом попавшемся книжном в Лондоне, где Лавлок стоит в уголке с Хокингом, Докинзом, атласами и детскими энциклопедиями. А Вернадского там не увидишь. Будем надеяться, что знания будут распространяться и иноземцы прочтут больше о биосфере, а русскоязычный читатель познакомится с Геей. И все земляне сами смогут решать, верят они в саморегуляцию планеты или не верят.

vernadskii.jpg

Владимир Иванович Вернадский
Владимир Иванович Вернадский

Об авторе: Алексей Алексеенко, член РГО, выпускник географического факультета МГУ, защитивший диссертацию доктора-инженера (Dr.-Ing.) во Фрайбергской горной академии в Германии, преподаёт на кафедре геоэкологии Санкт-Петербургского горного университета, ведёт телеграм-канал «Эколёха» с обзорами самых известных иностранных научных статей.

 

Фото Джеймса Лавлока взято из источника, фото Владимира Вернадского – из архива АН СССР