Казалось бы, какой краеведческий интерес может представлять железная дорога? Рельсы да шпалы. Однако у действительного члена Русского географического общества Роберта Миносяна на этот счет свое мнение. Дорога имеет интересную историю. К укладке ее колеи приступили в 1908 году. Деньги на строительство собирали всем миром, организовав Акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги. Местным купцам и зажиточным казакам дорога была нужна. Выращенную пшеницу и прочую сельхозпродукцию вывозить надо, а до Владикавказской "чугунки" на конях далеко, да и транспортный тариф кусается. Решили строить свою. Стройка получилась самая что ни на есть народная. Акционерами общества становились даже крестьяне средней руки. Проложенной дороге дали ласковое прозвище – "Туапсинка".
Сегодня по сохранившимся документам Акционерного общества Армавир-Туапсинской железной дороги можно изучать социально-экономическую и производственно-краеведческую историю Кубани. Этим и занимается Роберт Миносян.
Краеведческий автопробег, приуроченный к 110-летию подписания устава Акционерного общества Армавир-Туапсинской железной дороги, состоялся при поддержке Открытого акционерного общества Российские железные дороги, Московского государственного института культуры, Армавирского государственного педагогического университета и лично декана исторического факультета Сергея Ктиторова. Финансовую помощь оказал автотехцентр "Bavaria-M". Информационным партнером проекта выступило информационное агентство "Регион online".
В пробеге участвовали депутаты городской Думы Василий Казьмин и Ольга Нефедова, члены Армавирской общественной организации "Культурный центр "Русский мир". Экскурсионное сопровождение обеспечил начальник железнодорожного вокзала Армавир-Туапсинский Сергей Эчмелян – владелец богатейшей коллекции исторических фотографий, технической документации, газетных публикаций, легенд и былей "Туапсинки".
Оксана Глебова