10 апреля 2025 г. состоялся научный семинар "Север и Арктика глазами урбанистов" Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского, в котором приняли участие представители Ямало-Ненецкого отделения Русского географического общества.
На семинаре шла речь о введении всеобщего школьного обучения, что является из важнейших элементов советского модернизационного проекта. Начиная с 1920-х гг. центральные власти начинали вводить формальное образование и для коренных малочисленных народов Сибири и Севера. При этом советская политика в области образования всегда представлялась как единая и последовательная, на самом деле она несколько раз радикально менялась.
Участники мероприятия затронули основные этапы этой политики, о том, как она воплощалась конкретно на полуострове Ямал, какую роль интернаты играют в сегодняшней жизни коренных народов. В постсоветское время интернаты во многих других местах на Севере закрылись, а на Ямале они не просто продолжили работу, но и увеличили число обучающихся. Сейчас самый большой интернат в нашей стране находится сегодня именно здесь в Яр-Сале.
Елена Лярская рассказала о своём опыте работы на полуострове Ямал, а также выступила с расширенным докладом о северных интернатах и жизни оленеводов. Николай Пчёлкин предложил в рамках семинара озвучить для всех присутствующих несколько слов по-ненецки и растолковать в каких именно случаях их желательно применять, что было поддержано участниками мероприятия и в качестве примера было сделано Еленой Лярской. Руководитель Службы радиообеспечения Эдуард Прудкий дополнил доклад Елены Лярской своим рассказом на примере его взаимодействия с оленеводами в районе мыса Марре-Сале, о жизни на полярной станции "Марресаля" и деятельности Ямало-Ненецкого отделения Русского географического общества.
Между тем, Эдуард Прудкий обратил внимание участников семинара на важность привлечения внимания к накопившимся проблемам в Заполярных населённых пунктах. "Кроме того, важнейшим аспектом современности является именно человечность каждого из нас", - отметил он.
Людям должно быть комфортно не только в плане тепла, света, но и в человеческом отношении, в плане общения, чтобы они не испытывали чувства, что это далекая периферия, оторванная. Тут должна быть разработана масса каких-то социальных технологий, которые потом выливаются в создание особых схем управления арктическими территориями, - добавила Надежда Замятина после своего рассказа о работе с коренными народами Севера.
Участники научного семинара.
Лярская Елена Владимировна - Доцент факультета антропологии и старший научный сотрудник Центра социальных исследований Севера Европейского университета в Санкт-Петербурге, кандидат исторических наук. Участник многих практических работ с коренными народами Севера. Автор диссертации и автореферата "Северные интернаты и трансформация традиционной культуры: На примере ненцев Ямала".
Замятина Надежда Юрьевна - Доцент географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, известный специалист по урбанистике Заполярья, кандидат географических наук. Участник многих арктических конференций, совещаний и научных семинаров. Автор около 90 научных, учебных и научно-популярных работ.
Прудкий Эдуард Николаевич - Руководитель службы радиообеспечения, действительный член АСПОЛ, координатор проектов по обеспечению технической поддержки полярников и коренных народов Севера, участвует в испытаниях техники и средств связи российской разработки созданных для условий Арктики. Автор экологического проекта "Марресаля" и комплексной экспедиции на остров Жохова.
Пчёлкин Николай Иванович - Помощник руководителя Службы радиообеспечения, независимый эксперт по линиям электропередач и дизельным электростанциям в проектах по отстаиванию интересов жителей Заполярья, осуществляет техническую помощь на различных объектах в сложных климатических условиях. Автор многих проектов по автономной энергетике.