Дайверы РГО установили памятный знак на затонувшей барже "Гордипия"

Дайверы и члены Русского географического общества установили памятный знак на затонувшей барже "Гордипия". Она находится на дне Чёрного моря, близ мыса Большой Утриш. В мероприятии также приняли участие местные кадеты и съёмочная группа "Первого канала". Вся работа реализована в рамках проекта "Память на дне Чёрного моря".

Установка знака происходила в тяжёлых условиях: на море начался сильный дождь и небольшой шторм, мешавший участникам мемориальной акции. При втором погружении водолазы обнаружили баржу, она лежит на глубине 18 метров. Активисты установили памятный знак в носовой части баржи по левому борту. Они также провели фото- и видеофиксацию баржи и изучили состояние корабля. Затонувший корабль стал своеобразным искусственным рифом и местом обитания черноморских рыб и крабов.

Интересно, что в акватории мыса лежит несколько затонувших судов времён Великой Отечественной войны, например, транспорт "Фабрициус". Но наиболее сохранившимся и доступным для погружений является шаланда "Гордипия".

В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Краснодарское региональное отделение Русского географического общества проводит подводный проект "Память на дне Чёрного моря". Активисты устанавливают мемориальные таблички на погибших во время Великой Отечественной войны кораблях и самолётах. Идея проекта принадлежит члену Усть-Лабинского районного отделения Краснодарского регионального отделения РГО Эрнсту Антонову.

На знак наносят историческую или архивную информацию и схематическое изображение объекта-шаланды, танкера, баржи, самолёта. Первую мемориальную табличку установили в акватории урочища Широкая Балка в городе Новороссийске.

Историческая справка:

В мае 1920 года "Гордипию" затопили белогвардейцы в Ейске при отступлении, но вскоре её подняли и в качестве транспорта включили в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (Красная армия). В годы Великой Отечественной войны в составе Азово-Черноморского техфлота "Гордипия" обеспечивала воинские и народно-хозяйственные перевозки по Азовскому морю. 25–31 декабря 1941 года она участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции.

В начале февраля 1943 года "Гордипия" обеспечивала высадку десанта в районе долины реки Сукко. Десантную операцию сорвали сокрушительным огнём артиллерии при поддержке авиации противника, а десант разгромили. По всей видимости, хорошо "сработала" вражеская разведка, так как немецкая оборона была организована именно в том месте, где планировалась высадка десанта. Самоходную землеотвозную шаланду "Гордипия", предположительно, потопили самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии — большие пробоины.

Безвозвратные потери Черноморского флота в Великой Отечественной войне составили более 80 тысяч человек. Черноморский флот начал войну в самый первый день, отражая налёт вражеской авиации на город-герой Севастополь.

В 1982 году шаланду обнаружили водолазы научно-экспериментального комплекса марикультуры, который расположен на о. Большой Утриш. Судно было заполнено боеприпасами. В передних отсеках трюма находились снаряды, в средних — винтовки и пулемёты Дегтярёва, в задних — гранаты, цинки с патронами и ящики с тротилом. Был поднят сейф капитана. Внутри обнаружили трудовые книжки 13 членов экипажа и документы, из которых следовало, что паровая шаланда входила в состав каравана судов под общим названием "Ленинград".

В 1983 году по заданию КГБ СССР из Феодосии вызвали военных водолазов. Обеспечение спусков проводилось с помощью водолазного бота и сухогруза. В трёхболтовом снаряжении на объекте были проведены водолазные работы по разгрузке грузовых отсеков от взрывоопасного груза. При этом для облегчения задачи полностью убрали надстройки судна. Подняли около 6 тонн взрывчатых веществ, которые подорвали в щели Отмачёва.


При подготовке материала использовалась информация из книги А.В. Елкина "Черноморские катастрофы", а также информация сайта — http://stardiving.ru.
Фото: Дьяченко А., Ковальчук С., Антонов Э.