Детям о Кубани с любовью

В городе Хадыженске 30 октября состоялся зональный семинар-совещание, на который собрались педагоги из разных муниципальных образований края. Им предстояло обсудить, как повысить качество преподавания кубановедения в школах.

В работе семинара приняли участие учителя из Апшеронского, Белореченского, Кореновского, Курганинского, Мостовского, Лабинского, Северского районов – всего 60 человек. Он проходил на базе школы № 7 Хадыженска – опорной школы по кубановедению Апшеронского района.

В рамках семинара под руководством председателя Апшеронского районного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Марины Леонидовой прошел музейный урок «Жемчужина Кубани», приуроченный к Международному дню Черного моря, а также открытый урок «Моря Кубани», который провела Людмила Полубабкина, действительный член РГО.

Тема урока-проекта Людмилы Полубабкиной: «Черное и Азовское моря и их хозяйственное освоение». Учащиеся слушали звуки моря, рассматривали картины художников-маринистов, узнали много интересного об истории освоения Черного и Азовского морей, об их хозяйственном и стратегическом значении, создали целостную картину «образа» обоих морей с учетом их биологического разнообразия, географических и климатических особенностей.

Урок Марины Леонидовой «Самое синее Черное море» проходил в краеведческом музее Апшеронского районного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества. Она вместе с группой экскурсоводов-учащихся не только поведала общеизвестные факты о Черном море, но и рассказала о его значении для России, неблагоприятном экологическом состоянии, отметила ряд проблем – как природного характера, так и возникших в результате человеческой деятельности.

В частности, ежегодно происходит размыв береговой линии моря, обрушение скальных и глинистых пород, уничтожение пляжной полосы. А в связи с глобальным потеплением на побережье все чаще возникают смерчи.

Исчезли как промысловый вид осетровые, ставрида, скумбрия и пеламида. Спасти ситуацию могло бы сокращение отлова ряда промысловых пород рыб, создание ферм по их разведению, очистка акватории.

В несколько раз сократилась численность дельфинов. Например, по оценкам специалистов Южного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, только за одно десятилетие поголовье черноморской афалины уменьшилось с 56 до 7 тысяч особей. Исчезла бурая многолетняя водоросль цистозира, а соответственно и биоценозы этого морского растения – беспозвоночные и рыбы.

Изменение состава, мутация водного мира происходит также из-за появившегося в Черном море в 1947 году брюхоногого моллюска рапана, который уничтожает многих животных.

За последние 30 лет уровень сероводородного слоя поднялся на несколько десятков метров. Происходит сильное загрязнение впадающих в море рек, особенно стоками с полей, содержащими минеральные удобрения. Кроме того, воды загрязняются нефтью и нефтепродуктами, что приводит к гибели морских животных, загрязнению атмосферы.

Отмечались и такие проблемы, как изменение и упрощение пищевой цепочки из-за массового вылова рыбы. А развитие рекреационных зон, сопровождающееся увеличением объемов возводимых строений, приводит к необратимым изменениям береговой зоны. Не проходит бесследно и прокладка сотен километров шоссе, железнодорожных путей в непосредственной близости от берега. Эти шоссе нуждаются в постоянной защите от штормов и эрозии, для предотвращения этих процессов построены волнорезы, которые способствуют разрушению среды обитания животных и ландшафта. А запрещенное, но повсеместно используемое донное траление уничтожает донные биоценозы.

В ходе семинара состоялись и другие интересные внеурочные занятия, мастер-классы, выступления педагогов из других районов края.

Текст: Анна Панфилова

[gallery link="file" columns="5"]