Дневник автоэкспедиции Владимира Яхно. 9 июля

Накануне Алексей Олегович Дурынин, заместитель генерального директора АО СОРК, привез радостную весть - утром идёт катер на Нельму. Быть готовыми к 7 часам.

Ура! В Гроссевичи уже возникло чувство, что мы живём тут минимум месяц.

В назначенное время собираемся на причале.  Скоростной катер ожидает на рейде. Берём с собой все вещи - не известно, получится ли зайти в Гроссевичи на обратном пути. Море оно такое - непредсказуемое.

Тепло прощаемся с инспектором заповедника - Владимиром Николаевичем Шкредовым. За эту неделю стали родными людьми.

С огромной благодарностью говорим до свидания Алексею Олеговичу - его заботами едем смотреть ещё один маяк.

Грузимся в деревянную лодку, выходим из устья реки Ботча в море. Сегодня с утра вода в проливе низкая, катеру не зайти.

Капитан Дмитрий принимает нас на борт. В Нельму он везёт продовольствие рабочим и посылки от родных.

- А вы зачем в Нельму?

- Нам надо побывать на маяке.

- В Нельме есть маяк?

Мы уже привыкли к таким вопросам. Многие жители Хабаровска удивляются, узнав, что в Хабаровском крае есть маяки. Максимум, вспоминают о Красном Партизане.

Такие вопросы ещё раз подтверждают, что мы взялись за правильное дело - рассказать о маяках и профессии маячников.

- Да, маяк есть, на мысу севернее поселка.

Первые документальные упоминания о Нельме относятся к 1926 году, когда здесь проживало всего 63 человека.

1932 год стал важной вехой в истории поселения — оно получило статус посёлка городского типа.

1939 год ознаменовался значительным развитием: был построен консервный завод, который выпускал продукцию из местных морепродуктов — горбуши, краба, копчёной корюшки и камбалы в масле. По воспоминаниям местных жителей краб выпускался в больших квадратных банках.  В этом же году открылось почтовое отделение.

Население стремительно росло: если в 1939 году здесь жили 2279 человек. Но к 1959 году численность немного снизилась до 1776 жителей. В 1975 году посёлок теряет статус посёлка городского типа и становится сельским поселением. Нельминский поселковый Совет преобразован в сельский Совет.

В 1981 году Нельминский и Гроссевичский сельские Советы объединяются в один Гроссевичский сельский Совет с центром в селе Гроссевичи.

Начиная с 1970-х годов население посёлка стало стремительно сокращаться:

• 1970 год — 747 жителей

• 1992 год — 26 человек

• 2011-2012 годы — 7 человек

• 2021 год — посёлок официально признан нежилым.

Несмотря на официальный статус заброшенного населённого пункта, в Нельме сохранилась некоторая жизнедеятельность. На реке функционирует база с причалом и новыми домиками. Посёлок остаётся важным местом для стоянки небольших судов и катеров, ищущих укрытия от штормов.

До сих пор бывшие жители Нельмы, переселённые в Советскую Гавань, возвращаются на лето в родной посёлок.

На подходе к Нельме Дмитрий внимательно всматривается в отвесный высокий берег и первым замечает маяк.

Он стоит на высоте 69 метров над уровнем моря, практически на краю обрыва. Это маяк 1962 года постройки. Левее в 1989 году установлен новый маяк - белая стальная цилиндрическая башня типа "Колонна 8-Э", высотой 8 метров.

Маяк работал до 1992 года, когда был переведён в автоматический режим работы из-за невозможности найти в посёлке хоть одного специалиста.

Известно, что начальниками на маяке работали женщины - Ершова и Малюкова, а последним начальником был Царенков. Пока для нас это просто фамилии. Удастся ли ещё что-то узнать об этих людях?

Сейчас нам предстоит пройти путь, которым они ходили ежедневно на работу.

- Как же вы туда пойдёте? - удивляется Дмитрий.

- Сколько у нас времени?

- Два часа.

Жаль, что так мало. Не получится пообщаться с местными жителями, приезжающими в родные дома на лето. Дмитрий швартуется у причала на реке. Передаёт нас заботам Артура, который на лодке перевозит на другой берег и вручает радиостанцию.

Идем через поле, заросшее высокой травой и по еле заметной тропе начинаем подниматься на мыс. Как обычно громогласным "Эге-гей! " предупреждаем мишек о нашем походе.

Тропинка еле угадывается, порой теряется совсем. Нас принимает в свои объятия настоящая тайга, с высокими елями, буреломом. Через полчаса выходим к Колонне - автоматическому светящему навигационному знаку Нельма.  Наверху башни имеется площадка с фонарём. Установлены солнечные панели. С маяка открывается вид на самую красивую бухту Хабаровского края - бухту Демби. Нам хорошо видны выстроившиеся одна за другой каменные арки. Еще одно место, где хочется побывать.

Рядом с маяком останки аккумуляторной и жилого дома. По нашей информации работники маяка приходили из поселка. Делаем предположение, что дом относится к воинской части, располагавшейся здесь же.

Идем дальше к старому маяку.  Углубляясь в лес, обходим обрывающиеся в море распадки.  По времени должны бы уже дойти. Рассматриваем видео, снятое с борта катера и предполагаем, что прошли мимо. Спускаемся круто вниз. Здесь лес отходит от моря, уступая место высокой траве. В поисках маяка чуть не наступаем на щитомордника, греющегося на камне. Вскоре на карнизе склона находим старую башню. Она стоит так близко к обрыву, что обойти её со стороны моря мы не решаемся. Здесь тоже установлена солнечная панель, из чего делаем предположение, что маяк используется как резервный.

Ровно через два часа возвращаемся на берег реки, о чем сообщаем по рации. Подходит лодка, пересаживаемся на борт катера и немедленно отправляемся в обратный путь.

С заходом в Гроссевичи и приглашением на вкусный обед на заводе АО СОРК.

Путь домой занял четыре часа.

Мы уже так долго в Советской Гавани, что говорим - поехать домой.

Текст, фото: Галина и Владимир Яхно