Дневник экспедиции: 1 июля 2015 года

Фото предоставлено участниками экспедиции

Счастливая семёрка

Тут весь вопрос – как считать. Строго говоря, Арктический плавучий университет – 2015 (АПУ–2015) на научно-исследовательском судне "Профессор Молчанов" отправился 1 июля сего года в свой шестой поход: одну из экспедиций прошлого сезона, которая была посвящена памяти норвежского исследователя Фритьофа Нансена, де-юре нельзя назвать университетом: там не было ни студентов, ни полевых работ. Тогда политики, учёные и бизнесмены обсуждали вопросы, связанные с различными аспектами жизни и изучения Арктики.

И тем не менее все, кто пришёл проводить участников похода к зданию Северного арктического федерального университета (САФУ), дружно называли нынешний поход седьмым по счёту. И были (как и приверженцы строгой учётности) по-своему правы. Прежде всего семь – число счастливое, здесь не поспоришь. И это очень символично: пожелать "семь футов под килем" седьмой по счёту экспедиции АПУ. Есть и ещё один довод: в 2015 году на "Профессоре Молчанове" кроме россиян собрались представители как раз семи иностранных держав – Финляндии, Германии, Дании, Испании, Исландии, Бразилии и Канады. С флагами этих стран девушки исполнили танец – там же, у памятника Ломоносову перед центральным корпусом САФУ.

А впрочем и здесь подсчёт оказался не совсем точен: в самый последний момент к АПУ присоединился студент из Университета штата Аляска. И если звёздно-полосатого флага в танце не наблюдалось, то это с нынешней политической конъюнктурой никак не связано. Просто, надо думать, в судовую роль поправки внести легче, чем в чётко продуманный (и отработанный на репетициях) хореографический рисунок.

В любом случае остановимся на счастливой семёрке. Потому что и во многих других отношениях АПУ–2015 уже стал счастливым. Для начала – это по составу самый многочисленный из семи рейсов. Только членов экспедиции – 60 человек. Плюс ещё 20 – команда и обслуживающий персонал. Надо сказать, что максимум выбран полностью. Две спасательных шлюпки на "Профессоре Молчанове" рассчитаны в точности на 40 человек каждая. К счастью (снова это слово!), на судне есть и запасные плоты. И как минимум в этом смысле безопасность обеспечена.

Участники представляют также и рекордное количество организаций и образовательных учреждений. Вот их примерный перечень: Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Мособлгеотрест, издательство Paulsen, специализирующееся на выпуске книг об Арктике, Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и Академию наук, Институт экологических проблем Севера Уральского отделения РАН, Институт географии, Институт проблем экологии и эволюции, Геологический институт, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Тюменский государственный университет, Северный государственный медицинский университет, Донской государственный технический университет, Университет Фарерских островов, Автономный университет Барселоны, Технический университет Фрайбургский горной академии, Университет Хельсинки, Национальный института космических исследований Бразилии...

Наконец, и планы у экспедиции масштабные. Предполагается 12 высадок на арктических островах (это тоже может стать своего рода рекордом), в том числе на Соловках, Колгуеве и далее на Новой Земле и островах архипелага Земля Франца-Иосифа, в полярном обиходе называемой попросту ЗФИ, если позволит ледовая обстановка.

qp8a0056_1.jpg


Фото предоставлено участниками экспедиции

Мотособака в подарок

Напутствовали участников экспедиции самые разные люди. И очень важно, что среди них появились молодые предприниматели. Причём не с пустыми руками. Юлия Фомичева, генеральный директор фирмы "Омела-Груп", занимающейся производством малогабаритной вездеходной техники, торжественно передала Виктору Кузнецову, советнику директора национального парка "Русская Арктика" мотобуксировщик POMOR. Нет, живьём машина не появилась на церемонии. Она даже не смогла отправиться по назначению на борту "Профессора Молчанов". Но лишь потому, что выгрузить её планировалось сразу на Мысе Желания, а там сейчас людей нет, как нет и собственных кораблей у парка "Русская Арктика", так что люди и грузы попадают туда только с оказией. Оказии POMOR придётся ждать до конца июля. Однако в любом случае прецедент создан.

Не только новый образец техники чуть ли не впервые за постсоветские годы приходит в Арктику. Главное, регионом всерьёз начинают интересоваться не только учёные, но и предприниматели. Виктор Кузнецов от души поблагодарил за подарок, сказав, что инициатива эта в высшей степени полезная: Арктику нельзя освоить усилиями какой-то одной группы специалистов, нужно подключать и людей бизнеса, в особенности молодых, мыслящих свежо и нестандартно.

Возможно, для стороннего взгляда один-единственный мотобуксировщик – не бог весть какой прорыв. Но не всё так просто. Во-первых, изобрел агрегат ещё дед Фомичевой в далёком 1975 году. Затем эту мотособаку (так в шутку называют машину) усовершенствовал и запатентовал отец Юлии – это произошло в 2012-м, в тот самый год, когда стартовал и Арктический плавучий университет. Наконец, теперь проект воплощается в жизнь и практически полностью финансируется самой "Омела-Груп" (во главе с Юлией). Мало того, мотособака победила на федеральном конкурсе "Молодой предприниматель" в номинации "Инновационный бизнес". А сама Фомичева стала на том же конкурсе ещё и лучшим молодым предпринимателем России. И как результат – среди 65 регионов-участников стала лучшей и вся Архангельская область!

Но изобретателей интересуют не регалии и награды. Их интересует бизнес. К осени планируется запустить новый проект по выпуску морозоустойчивого пластика для нужд Севера. И ещё: в следующем году в составе АПУ должна будет отправиться и делегация молодых предпринимателей, чтобы на месте ознакомиться с тем, где придётся развивать бизнес.

qp8a0061_1konstantin_zaykov.jpg


Фото предоставлено участниками экспедиции

Горизонты адаптации

А пока в Арктику не пришли эти самые молодые предприниматели, туда в рамках АПУ в очередной раз отправляются студенты и учёные. И от похода к походу их задачи становятся всё более масштабными.

Для начала: чем больше иностранцев на судне, тем лучше. Потому что одной из целей всей экспедиции, как считает её бессменный руководитель, директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков, является популяризация русской Арктики. И хотя по площади она занимает до 60% всего региона, на Западе он известен в основном через Норвегию и Канаду. "Я сам пять лет проработал в университете Тромсё и знаю, о чем говорю, – признаётся Зайков. – Но кому же, как ни нам, единственной образовательной экспедиции на территории русской Арктики, постараться переменить ситуацию?".

Понятно, что голословной популяризация быть не может. Уже на мысе Белый Нос предполагается осмотреть метеостанцию, переоборудованную по последнему слову техники. Больше не должно в отношении Арктики возникать ассоциаций с бесчисленными ржавыми бочками и брошенной техникой ещё тех, советских, времен.  

Но даже если говорить об этом тяжком наследии, то и здесь предусмотрены серьёзные научные исследования – анализ почв в районах, уже очищенных от мусора. Да, бочки увезли, но горюче-смазочные материалы, в них хранившиеся, так или иначе попали в грунт, и теперь нужно понять, как это поменяло его состав. Работы будут проводиться впервые совместно с национальным парком "Русская Артика", который сейчас по линии Минприроды реализует программу очистки арктических регионов. АПУ подключается именно на стадии анализа нанесённого ущерба. И пришло время проработки методик его ликвидации и восстановления почв до нормы, которую, впрочем, тоже ещё только предстоит определить для этих мест.

В связи с глобальным потеплением продолжается таяние вечной мерзлоты, а значит надо определить, какие химические элементы попадают в моря и меняют химический состав воды, что в свою очередь влияет на всю биосистему.

Продолжится изучение того, как адаптируется растительный и животный мир к последствиям роста температур. На судне находится группа исследователей из Института проблем эволюции, которая специально займётся изучением адаптивных механизмов у арктических гусей.

Меняются и районы миграции рыб, в том числе промысловых, всем известных трески и сельди. Сельдь уже уходит из Норвегии в Россию, что в будущем может означать настоящие геополитические войны за квоты вылова. Так что с этим лучше начать разбираться уже сейчас.

Совместно с МАКЭ – Морской арктической комплексной экспедицией Петра Боярского – планируется провести оценку состояния культурно-исторических памятников Арктики, уже зафиксированных ранее, в 1980–1990 годы. Как правило, эти памятники находятся в прибрежной зоне, подверженной сильной эрозии. Памятники разрушаются или уходят под воду. К эрозии добавляются и последствия потепления, приводящие к активизации микробов. Пока Арктика была морозильником, деревянный дом, построенный несколько веков назад, прекрасно сохранялся. Теперь всё по-другому.  

Отдельная тема – устные памятники и фольклор и межэтнические отношения. Намечено посещение исконно ненецкого поселка Варнек на острове Вайгач и исконно поморского острова Сосновец. Планируется посмотреть, как на этих территориях уживаются люди разных национальностей, и провести социологический опрос.

qp8a0007_1.jpg


Фото предоставлено участниками экспедиции

Что сказал старпом

Как бы ни была обширна научная программа экспедиции, первый её день всегда посвящён большей частью знакомству, а главное – инструктажу по технике безопасности. На море это вопрос особенно серьёзный. Старпом судна Сергей Хохлов сразу преподал несколько уроков.

Не расходовать зря воду в душе. "Если нужно пошоркаться мочалкой, – заметил он не без юмора, – выключите на время кран. Потом снова включите и ополоснётесь. Иначе на обратном пути придётся мыться морской водой".

Немало времени ушло на тренировочную примерку гидрокостюма (это такой оранжевый скафандр, позволяющий, если что, продержаться в холодной воде арктических морей до 6 часов; без него человеку там не протянуть и 10 минут!). Надеть костюм можно только в положении лёжа. И перед тем как окончательно застегнуть клапан на груди и капюшон, нужно присесть на колени – чтобы вытолкать их костюма лишний воздух. В противном случае ноги потом окажутся вверху, а голова внизу, в воде, так что не поможет даже специальная подушка на затылке, задача которой как раз поддерживать вашу голову над уровнем воды, даже если вы уже в отключке. Гидрокостюмы в предыдущих экспедициях иногда надевали на скорость, и конкурс даже имел свое название: "Молчан". Но тут как-то сразу стало понятно, что у слабого пола все получается быстрее, и соревноваться не стали.

qp8a0013_1.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Перешли к учебной загрузке в спасательные шлюпки, те самые, на сорок человек каждая. Надо было по сигналу тревоги (семь коротких звонков и один длинный, затем объявление по голосовой связи) покинуть свою каюту в полной экипировке, с надетым спасательным жилетом, и направиться в точку сбора. Жилеты оказались жёсткие и неудобные: доведись в них прыгать за борт, нужно всеми силами оттягивать грудные пластины вниз, иначе при ударе о воду они пойдут резко вверх и могут запросто свернуть вам шею.

Рассадка по лодкам прошла не без путаницы (куда – кому), но в целом старпом Хохлов одобрил. И велел сразу же сообщить ему, у кого в жилетах не нашлось свистка (подать сигнал о спасении, когда голос осип уже окончательно, вспомним "Титаник") или фонарика. У кого-то не оказалось ни того, ни другого. Оплошность, впрочем, исправили в течение часа.

Ближе к вечеру Белое море слегка заволновалось. Но у многих хватило сил на то, чтобы полюбоваться закатом. Это действительно красиво. Вот только солнце садится словно бы по касательной к горизонту, всё никак не желая уйти под воду. Такой закат может длиться до полутора часов, а энергия любования расходуется быстро, и вскоре становится уже не до заката: просто хочется спать. Тем более что уже глубоко за полночь. И пусть день уходящий от наступающего тут никак не отделён привычным провалом ночи, всё равно – завтра уже наступило. И к шести утра "Профессора Молчанов должен будет подойти к Соловкам!

Фото предоставлено участниками экспедиции

Проводы "Профессора Молчанова"
Инструктаж на судне
Инструктаж на судне
Инструктаж на судне
Инструктаж на судне

Материалы по теме: