Дневник экспедиции: 4 июля 2015 год

Фото предоставлено участниками экспедиции

Посвящение в полярные исследователи

– Соблюдать морские законы!

– Хранить воды Мирового океана!

– Почитать начальника экспедиции как отца своего!

– Не ходить под лебёдкой!

– Не гладить белого медведя!

…Эти заповеди выкрикивали две прекрасные русалки (две Анны из САФУ, Николайчик и Трофимова, обе – в лёгких платьях и багряных накидках из шерстяных покрывал, чтобы всё-таки не слишком мёрзнуть на пронизывающем ветру). А участники экспедиции, в тёплых куртках и шапках, встречали каждый новый императив дружным "Клянёмся!" После чего Нептун в сапогах-броднях и плаще, с бумажным трезубцем и в короне (тоже бумажной) торжественно поздравил собравшихся с прохождением Полярного круга.

Эта традиция существует с момента рождения Арктического плавучего университета: люди поднимаются на пеленгаторную (самую верхнюю палубу корабля), чтобы причаститься водой Белого моря. Сегодня первая русалка зачерпывала её ковшом из ведра с надписью "Морской компот", а вторая подавала в плошке с надписью "Десерт" закуску – рубленую ламинарию. Нептун, обмакивая в ту же баренцевоморскую воду малярную кисть, кропил причастника, норовя из озорства брызнуть прямо в лицо. В общем, было весело. Обряд посвящения в полярные исследователи – а называется это именно так – всегда радует даже тех, кто проходит его уже не в первый раз. И в очередной раз получает от капитана сертификат, подтверждающий, что такой-то (или такая-то) действительно пересекли Северный полярный круг с координатами 66º 33'44º.

Праздник стал главным событием 4 июля на судне "Профессор Молчанов". Его ждали. Он несколько раз откладывался. Сначала рассчитывали пересечь круг утром. Потом в полдень. Долгожданное событие произошло только в 15.00. Так что даже грозный бог морей веселился как ребёнок. Впрочем, очень быстро выяснилось, что радуется он скорее по другому поводу – своей предстоящей двухмесячной работе  на Новой Земле!

Заброска на берег

Тут нет ошибки. Потому что в миру Нептун – это Видас Кряучюнас Винанто, кандидат геолого-минералогических наук, учёный секретарь Института экологических проблем Севера. В экспедиции АПУ он уже в третий раз (но впервые – в роли владыки морей). И если погодные условия не изменят маршрут движения судна, 9 июля вместе с молодым коллегой по институту Виталием Спицыным Нептун высадится в Малых Кармакулах на Новой Земле. Через два месяца их заберёт в Архангельск совсем другое судно, тоже научно-исследовательское, – "Михаил Сомов". Жить исследователи будут на метеостанции вместе с двумя военными (те уже давно на месте). Запас продуктов – с собой. Ружья есть, но стрелять в белых медведей всё равно нельзя (только для отпугивания, в воздух).  

– Есть опасность? Конечно! – смеётся Видас. И добавляет: – Но зато как там интересно!

– Новая Земля – до сих пор белое пятно на научной карте мира, – с жаром подхватывает разговор Виталий Спицын. – С тех пор, как там высаживались настоящие учёные, прошло уже больше века! Лично я намерен изучать сразу всё: пресноводных моллюсков, арктического гольца, жужелиц, шмелей... И хотя мой главный научный интерес – высшие разноусые бабочки. Там, на Новой Земле, я собираюсь даже леммингов ловить. Потому что это уже изолированная популяция. И надо выяснить, что с ней произошло за последнее время. Может быть, степень мутаций такова, что часть леммингов уже перешла в ранг нового подвида!

Видас намерен сосредоточиться на моллюсках. Главная задача их изучения – комплексная реконструкция палеосреды, в которой они обитали в ту или иную эпоху, например, в галоцене (ближайшие к нам 10 000 лет). Такая реконструкция позволяет гораздо точнее предсказывать изменения климата в будущем.

Даже страшно подумать, как отнеслись домашние к этой поездке. Особенно родители Виталия, которому всего 21 год! Но с другой стороны, домашние должны же понимать: настоящие исследователи редко проводят лето по-другому. Сами учёные жалеют лишь о том, что на Новую Землю их не забросили раньше – хотя бы недельки на три.

Высокоширотные тесты

Если не считать прохождения Полярного круга, то день 4 июля для экспедиции прошёл довольно буднично. Снова лекции. Отработка очередных точек на вековых разрезах. "Разборы полётов" внутри каждого из блоков. Поздним вечером – небольшой творческий вечер и мини-доклад Надежды Воробьёвой из Северного государственного медицинского университета об эндотелии (внутренней выстилке сосудов).

Главным событием научной программы, пожалуй, стал запуск нового медицинского блока во главе с заместителем директора Института медико-биологических исследований Северного арктического федерального университета Артёмом Подоплёкиным. По программе развития университет в последние три года сумел приобрести много современного оборудования, часть которого представили здесь, на АПУ–2015, в формате медико-биологической лаборатории. Для её развертывания понадобилось даже частично задействовать каюту руководителя экспедиции Константина Зайкова – там установили "Симону 111", самую современную систему интегрального мониторинга функционального состояния организма.    

Эта система – российская разработка. Изначально она предназначалась для палат реанимации и интенсивной терапии, однако быстро нашла применение и в спортивной медицине. Например, перед Зимней Олимпиадой в Сочи многие наши команды по самым разным видам спорта закупили эту систему, чтобы понимать, каких спортсменов нужно, а каких, напротив, не следует выставлять для участия в соревнованиях. Активно интересуются "Симоной" и нефтегазовые компании, где наконец-то поняли, что прежде чем вкладывать деньги в обучение специалистов, нужно убедиться в том, что по состоянию здоровья они действительно могут работать вахтовым методом в условиях Севера.

"Симона 111" — это восемь датчиков для верхней части туловища, также используется пульсооксиметрия: накладывается ещё один датчик на фалангу среднего пальца правой руки с целью изучения сатурации (процесса насыщения гемоглобина кислородом).

Помимо "Симоны" в медико-биологической лаборатории есть ещё несколько приборов для проведения мониторинга состояния организма. Например, спирография (следит за функциями внешнего дыхания), нейроэнергокартирование (определяет уровень метаболизма мозговой ткани), аппараты "ВНС-Спектр", анализирующий вариабельность ритмов сердца, и "Психофизиолог", предназначенный для контроля функционального состояния и работоспособности уже непосредственно человека-оператора, а также для тестирования его личностных особенностей и акцентуации характера. Ну, и, конечно, была предложена, как говорят специалисты, целая батарея психологических тестов – включая тесты тревожности, социально-психологической адаптации, опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Неудивительно, что при таком обилии методик на обследование одного человека в судовой лаборатории уходит порой до двух часов! Тем не менее Артём Подоплёкин с ассистентами в первый же день смогли принять сразу семерых "пациентов". В фоновом режиме 20 участников экспедиции уже были осмотрены на берегу за неделю до выхода в рейс. Экипаж в данном случае медиков не интересует. Им важна групповая выборка по представителям наиболее трудоспособного возраста – от 20 до 40 лет.  

Несмотря на трудоёмкость, группа Подоплёкина планирует провести свои обследования трижды – в начале, середине и в конце экспедиции. Кульминационным моментом станет тестирование в самых высоких широтах рейса, в районе Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. Именно за этими уникальными данными медики отправились в экспедицию.

Теперь важно, чтобы судно благополучно (и вовремя) достигло заветных широт. И так же благополучно вернулось обратно – как минимум для того, чтобы люди смогли закончить обследование...

Фото предоставлено участниками экспедиции