Дни природной фотографии

Фото: Алексей Харитонов
Фото: Алексей Харитонов

Третий год подряд Штаб-квартира Русского географического общества в Санкт-Петербурге становится площадкой, собирающей под одной крышей фотографов, специализирующихся в различных видах природной съемки. C каждым разом Дни природной фотографии привлекают все больше внимания – как партнеров (в поддержку фестивалю Зоологический музей открыл выставку «Наедине с природой»), так и зрителей – по оценке организаторов, 11-12 марта экспозиции и семинары посетили около тысячи человек.

imgp2113.1.jpg


Дни природной фотографии, 11 марта 2017 года. Фото: Александр Кузнецов

«Загадочный мир Льюиса Кэролла»

Фестиваль, по традиции состоял из двух частей – научной и выставочной.  В этом году организаторы – Штаб-квартира Русского географического общества и Клуб фотоохотников – решили изменить формат и провести мероприятие вместо будних дней в выходные. Решение оказалось удачным и привлекло на фотопраздник семьи с маленькими детьми, школьников, студентов – группами и поодиночке – они провели в Штаб-квартире не один час, переходя из одного выставочного пространства в другое. Пятнадцать фотохудожников из разных концов страны и ближнего зарубежья представили гостям фестиваля свои работы: пейзажные панорамы, таинственный мир подводных обитателей морей, макросъемка, превратившая цветы и растения в причудливые создания из произведений Льюиса Кэролла – самому взыскательному зрителю было на что посмотреть.

mimgp2133.1.jpg


Слева направо: Андрей Стрельников, Константин и Михаил Шатеневы. Фото: Александр Кузнецов

Малыши с восторгом разглядывали бурых медведей на презентации Константина и Михаила Шатеневых, греющуюся на зеркальном льду ондатру фотографа Сергея Урядникова, анималистические работы воспитанника мультицентра Дениса Лысенко (9 марта в рамках Попечительского совета Ленинградского областного отделения РГО губернатор Александр Дрозденко вручил ему набор для занятий профессиональной фотосъемкой). Их родители обсуждали колористику пейзажных полотен, молодежь интересовала техническая часть работы фотографа. Дискутируя, в одном были единодушны – каждый снимок, из представленных на фестивале – высокохудожественное произведение, созданное профессионалом высочайшего класса.

2imgp1108.1.jpg


Выставка "Заповедная природа Ленинградской области" в Большом зале РГО в Петербурге. Фото: Александр Кузнецов

Интересно, что все участники на самом деле фотографы-любители. Однако опыт, накопленный за много лет и интуитивное понимание настроения природы, позволили им встать на одну ступень с профессионалами – если не подняться выше.  Президент Санкт-Петербургского клуба фотоохотников Ленинградского общества охотников и рыболовов Сергей Кузнецов замечает – профессиональных фотографов-анималистов в стране не так много:

- Для всех остальных фотосъемка по сути хобби. Если на Западе есть профессиональные фотографы, которые работают в этом направлении, то у нас пока это не так востребовано. Тем ни менее, наши любители вполне могут поспорить с профессионалами.

1489067678vds_2333_razmer_dlya_sayta.jpg


Фотограф Сергей Кузнецов. Фото: Пресс-служба Губернатора Ленинградской области

Языком съемки

Возможность поспорить о профессиональном на «съемочном языке» традиционно предоставила площадка научной секции, развернувшаяся в Центральном лектории имени Ю.М.Шокальского.

– В этом году фестиваль посвящен Году особо охраняемых природных территорий, – подчеркнул Сергей Кузнецов. – И во многих прозвучавших докладах акцент был сделан именно на этот момент.

Фотограф дикой Природы Андрей Пекач рассказал про способы управления национальным парком «Беловежская пуща» – первобытным лесом в центре Европы – и поделился опытом фотосъемки на этой территории.  Юлия Втюрина, специализирующаяся на макрофотографии, продемонстрировала как с помощью фотокамеры создать мир сказочных историй, опутанных паутиной тайны и наполненных волшебством, Константин и Михаил Шатеневы – о встрече с бурыми медведями, Андрей Сухинин, опытный дайвер – о том, как снимать морских животных и сохранить здоровье. Некоторые из обитателей глубин обладают повышенным темпераментом, некоторые – смертельно ядовиты. К слову, Андрей Сухинин с недавних пор   возглавляет международный фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейшее в России международное культурно-экологическое мероприятие, чествующее красоту дикой природы.

imgp2100.1.jpg


Андрей Сухинин. Фото: Александр Кузнецов

Фестиваль «Золотая черепаха» не имеет аналогов в мире – он является одним из самым посещаемых выставочных событий Москвы и Санкт-Петербурга, одним из самых значимых эколого-просветительских мероприятий России. Фестиваль проводится в рамках десятилетия сохранения биоразнообразия ООН, под патронатом Совета Федерации, Министерства культуры, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также при поддержке Правительства РФ и Правительства Москвы».

В перерыве между докладами вручили призы победителям фотоконкурса Санкт-Петербургского Клуба фотоохотников Ленинградского общества охотников и рыболовов «Охота с фотоаппаратом», на «съемочном языке» обсудили специфику работы в различных направлениях, дискутировали о том, как выстроить взаимодействие фотографов с заповедниками, чем и как помочь в организации фотопроектов. Причем, слушатели – зачастую фотографы со стажем – не отставали от спикеров. Делясь впечатлениями, заместитель директора Департамента Исполнительной дирекции Русского географического общества в Санкт-Петербурге Андрей Стрельников заметил, что Дни природной фотографии из фестиваля превратились в, своего рода, форум специалистов высокого класса:

imgp1886.2.jpg


Андрей Стрельников. Фото: Александр Кузнецов

– Обсуждались вопросы, связанные не только с художественной и технической стороной фотосъемки дикой природы, но и различные организационные моменты, в частности, проблемы оптимизации работы фотографов.

Создавать вместе

Оптимизации процесса должен помочь вновь возродившийся «Союз фотографов дикой природы» – преемника союза фотографов-натуралистов. Его Председатель Александр Мясков специально приехал из Москвы, чтобы рассказать   о развитии кооперации с ООПТ разного уровня, обсудить с фотохудожниками, как лучше построить систему юридической и иной поддержки своих членов. Одним из первых значимых событий для Союза, подчеркнул Мясков – станет разработка и публикация Кодекса поведения фотографа в дикой природе.

mimgp2151.1.jpg


Александр Мясков. Фото: Александр Кузнецов

С тем, что фестиваль давно перерос свой формат, превратившись в площадку для постановки серьезных фотографических задач, согласен и Сергей Кузнецов. Он привел в пример выступление Михаила Скрипкина о Соловках:

В рамках своего выступления он предложил фотографам объединяться для всестороннего решения поставленных задач при съёмках отдельных территорий. Природные фотографы, работающие в различных направлениях, могут вместе с фотографами, работающими в других жанрах, создать более многогранную картину, показать объект с самых различных сторон.  

imgp2354.1.jpg


Участники Дней природной фотографии в РГО, 11-12 марта 2017 года. Фото: Александр Кузнецов

Подобная «фотокооперация» – как и множество подобных проектов – как раз и закладывают основы съемок первозданной природы как профессионального направления.

– «Союз фотографов дикой природы» будет помогать организовывать работу фотографов не только в нашей стране, но и за рубежом, – добавил Сергей Кузнецов. – В Москве активно обсуждается проект проведения совместных выставок в России и Японии. Думаю, что уже через год мы его организуем.

Что касается проведения фестиваля в будущем году, то у организаторов большие планы. Андрей Стрельников отметил, задача – сделать мероприятие еще более масштабным, в частности, задействовать выездные площадки, проводить выставки под открытым небом. Сергей Кузнецов в свою очередь пообещал предоставить возможность выступить тем, кто не смог принять участие в нынешнем году – двухдневный формат просто не смог вместить всех желающих.  

Текст: Ирина Данилова

Фото: Александр Кузнецов