Путешественники Томского отделения Русского географического общества Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин завершили первый этап следования по маршруту русских кругосветных мореплавателей XIX века на тримаране «Russian Ocean Way». За 25 дней с момента старта экипаж побывал в Финляндии, Швеции и Германии, преодолев более 1500 км.
Кругосветная экспедиция "По пути русских кругосветных мореплавателей" стартовала из Кронштадта 1 июля. С того, момента, как тримаран "Russian Ocean Way" покинул берега России прошёл практически месяц. Руководитель экспедиции Евгений Ковалевский и капитан тримарана Станислав Берёзкин посетили три страны и провели в них несколько встреч. Трудности в подобных путешествиях дело житейское, но без эксцессов не обошлось. Во время перехода из Стокгольма в город Мальмё (Швеция) руководитель экспедиции Евгений Ковалевский получил травму ребра. Проверяя крепления на правом аутригере тримарана, он не удержался на волне и поскользнулся, упал правым боком на стрингер и сломал ребро. Позднее во время медицинского обследования в Мальмё местный доктор сообщил ему, что путешественник отделался только серьезным ушибом и назначил местное лечение. Похожую травму позднее получил капитан тримарана Станислав Березкин, работая с мотором во время перехода от Мальмё до Киля.
Кроме того, из-за ковидных ограничений экипажу не удалось посетить Данию, из-за чего маршрут экспедиции был скорректирован. Тем не менее, большая делегация русского ообщества из Дании приезжала специально в Мальмё для участия во встрече.
Вообще ситуация с ковидными ограничениями в странах Скандинавии оказалось совершенно разной. В Финляндии команда сдавала обязательный ПЦР-тест и проходила 3-дневный карантин, в Швеции же экипаж с жёсткими ограничениями не столкнулся.
Ещё одной из сложностей для команды стала нехватка сна во время движения из-за поочередных трёхчасовых вахт. Основной экипаж состоит из двух человек, это означает, что за ночь каждому приходилось нести по две вахты. По словам экипажа, подобный режим вводит в состояние предельной усталости и напряжения нервной системы, отоспаться получается лишь урывками во время остановок, потому что необходимо проводить береговые мероприятия народной дипломатии, передавать фото и видео материал в штаб экспедиции, заряжать батареи для всего оборудования, проводить постоянные ремонты судна.
"Финляндия и Швеция — обе прекрасные страны, чистые и зеленые, люди доброжелательные и приветливые. Отношения как финнов, так и шведов прекрасное. Мы стояли в гостевых маринах. Ежедневно на тримаран проходило от 100 до 200 человек. Все интересовались, задавали вопросы. Выяснилось, что о России местное население очень мало знает, про Сибирь — вообще единственное слово «холод». Все желают добра и радуются нашему флагу мира и миссии нашей экспедиции. Все расписываются на флаге. Финны — в зоне Финляндии, шведы — в зоне Швеции. Мы побывали в замечательных городах Котка в Финляндии, Стокгольм и Мальмё в Швеции. Нам везде помогали представители посольств и Россотрудничества, а также русскоязычные диаспоры. Им огромное спасибо! Огромная благодарность и соотечественникам в Финляндии. Особенно в Швеции нам сильно помогли соотечественники в городе Мальмё", — рассказал руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.
В рамках мероприятий народной дипломатии подписано около десяти соглашений о сотрудничестве между Томским отделением РГО и различными организациями Финляндии, Швеции и Дании, а также пяти с организациями Германии.
Как отметил капитан экспедиции Станислав Березкин, в Балтийском море экипажу везло. Было несколько холодных ночей, но, в основном, была жаркая погода. Не сильно ветрено, шквалов было немного, дождей тоже было мало. От перехода от Мальмё до Киля было очень холодно, жёсткая и короткая двухметровая волна, встречный ветер, поэтому команда сильно вымотались.
"Скандинавский этап прошли достаточно быстро. Скорость была как и запланировано примерно 100 миль в сутки. Но к сожалению, нам не удалось зайти в Копенгаген, надеюсь на обратном пути эпидемия коронавируса либо пойдет на спад, либо утихнет совсем. У судна хорошие ходовые качества, оно прекрасно ведет себя на волне, неплохо лавируется", — прокомментировал Станислав Березкин.
Однако по мере эксплуатации судна всплывают серьезные огрехи, требующие постоянных ремонтных работ, например, лопаются сварные швы, разбиваются болтовые и заклепочные соединения, в палатку попадает морская вода.
"У нас вышли из строя 2 узла, один из которых мы смогли отремонтировать, несколько элементов продольного набора, один из элементов поперечного набора мы отремонтировать пока не смогли. Будем решать этот вопрос далее по маршруту. Мы заготовили несколько материалов для следующих ремонтов. В общем, сильно страшных проблем с судном у нас не было. Надеюсь, дальше у нас также все будет несильно сложно, хотя возможно всё, море непредсказуемо", — отметил капитан судна.
Необходимые свароные работы помогли сделать два метсных специалиста. В Мальмё экипажу помог Стефан Нурден, а в Киле - Зонке Шмидт.
В Германии команда остановилась в марине Олимпийского центра немецкого города Киль и провела ряд мероприятий по народной дипломатии, в частности, 22 и 23 июля прошли встречи с участием представителей посольства России в Германии, администрации города Киль, Общества российско-немецкой дружбы, а также других организаций, связанных с добрососедскими отношениями между Россией и Германией.
25 июля утром экипаж тримарана отошёл от берегов Германии. Следующая остановка экипажа запланирована в Гааге, Нидерланды.
Напомним, старт беспрецедентной международной экспедиции «По пути русских кругосветных мореплавателей» состоялся 1 июля из Кронштадта, откуда отправлялись все первые российские кругосветные экспедиции XIX века. Итогом двухлетнего похода должны стать новые образовательные географические программы для российских школьников, инициирование сотрудничества с зарубежными организациями, а также мировой спортивный рекорд. Также будут получены новые научные данные о психических возможностях человека в экстремальных условиях длительного океанского плавания и проведены измерения радиационного фона планеты по маршруту длиной 60 000 км. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, Русского географического общества, партнеров и спонсоров и посвящен 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды.