Экологическая и вопиющая угроза для мишек

В некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии: Китае, Вьетнаме, Южной Корее, Мьянме - для туристов проводят экскурсии на фермы, где из живых медведей выкачивают желчь. Обычно это происходит два раза в день без использования наркоза и в условиях антисанитарии. Непонятно только, как находятся желающие наблюдать за столь вопиющим, жестоком и бесчеловечном зрелищем. Каждая капля желчи продаётся и приносит большую прибыль фармацевтическим компаниям, зарабатывающих на альтернативной медицине: местные жители верят, что медвежья желчь наряду с когтями и усами тигра.

Проблема одновременно является экологической, поскольку речь идёт о браконьерстве (убийстве медведей, живущих в дикой природе) и содержании их в неволе, что резко сокращает популяцию и, по некоторым данным, ставит под угрозу исчезновения в странах Азии отдельные виды (например, очень страдают гималайские медведи), правовой (в одних странах фермы уже давно запрещены, но продолжают функционировать, а власти закрывают на это глаза, в других – к сожалению, до сих пор полностью легализованы) и лежащей в нравственной плоскости (придумать пример более жестокого и антигуманного обращения с животными едва ли получится, а работникам этих ферм и их владельцам, как представляется, в принципе чуждо всё человеческое, раз они способны на такое).

Когда я впервые узнал о существовании этих ферм, то был очень сильно подавлен, а сначала пришёл в ужас. В итоге родилось стихотворение, особенно страшное тем, что все, в нём описанное, - правда.

Рев, терзающий ухо, теряет привычную форму
И вонзается в мозг микрометрами острых углов.
Запах гнили в ноздрях, сладковатый душок хлороформа,
Клетки корчатся1, бьются буграми медвежьих голов.

Свет от лампы бежит тараканами, мягкий и липкий,
По шершавой стене и затем упирается в пол.
Лязг засовов – они на манер растревоженной скрипки
В сердце делают серой тоски нестерпимый укол.

В тесной клетке неделю уже медвежонок распластан2,
Ни подняться, ни сесть не давали ни разу ему.
Он посмотрит в глаза, так надеясь на помощь и ласку,
Только вряд ли при жизни покинет медвежью тюрьму.

Клетка справа пуста, потому что за месяц от рака3
Там скончался нестарый медведь еще в прошлом году.
Сразу лапы отрезали4, тело отдали собакам,
Им же бросили прежде лежавшую в миске еду.

Беспощадным предчувствием вывернут мир наизнанку,
Боль – зловонная жидкость, добытая желчь или кровь –
В магазине она превратится в товар и в приманку5,
А пока заболевшую смерть поднимает за бровь.

Смерть мертва. Объясняется так продолжение муки,
Разъедающей тело, зверей заставляющей выть,
И в перчатках стальные, холодные, цепкие руки
Начинают ходы в затхлом воздухе заново рыть.

Показалась игла точно ржавая злая заноза,
Трубки-черви ползут ближе к ране, впиваясь в нее.
Забирают здесь желчь дважды в день и всегда без наркоза,
Каждый новый разрез – и сверкает ножа лезвие6.

Молчаливы рабочие. Лица на маски похожи.
Даже дышат они монотонно и чуть тяжело.
Сероватый оттенок их грубой, обветренной кожи
Поначалу казался болезненным. Это прошло.

________
Медвежонок смотрел в пустоту, желчь сочилась по капле из брюха,
Привлекали объедки уже насекомых и крыс.
И стонал, и ревел безнадежно, бессильно и глухо,
И зубами переднюю лапу в отчаянье грыз.

Рев теперь навсегда потерял свою прежнюю форму
И остался в мозгу микрометрами острых углов.
Запах гнили в ноздрях, сладковатый душок хлороформа,
Клетки в память вросли как десятки медвежьих голов.

Декабрь 2022

Примечания:

1. На фермах обездвиженные медведи годами содержатся в тесных клетках, зачастую не имея даже возможности выпрямиться в полный рост, что, как считается, облегчает процесс добычи желчи.

2. Попыткой помочь таким животным и вызволить их из неволи, а также борьбой с медвежьими фермами занимается основанная в Гонконге в 1998 году зоозащитная организация Animals Asia Foundation. Многие из выкупленных и спасённых защитниками животных медведей попадали на фермы ещё в детстве, будучи медвежатами. Медведей держат там, пока они способны вырабатывать желчь, обычно лет десять, иногда больше. Когда желчь заканчивается, зверей убивают, после чего части их тела идут на нужды медицины и кулинарии, а шкуры становятся украшениями интерьера.

3. Нередко медведи мучительно умирают из-за заражения крови, образования незаживающих язв и свищей, тяжёлых инфекций; у них выпадают зубы, когти и волосяной покров.

4. Приготовленные медвежьи лапы в Китае считаются деликатесом и подаются во многих дорогих ресторанах. В Китае ферм по добыче желчи особенно много, количество находящихся на них медведей может превышать тысячу. Поскольку в Китае охота на тигров и на многие виды медведей запрещена, часто их нелегально вывозят из России.

5. Традиционная медицина стран восточной и юго-восточной Азии считает медвежью желчь целебным средством, помогающим против многих болезней. Современная наука это полностью опровергает. Желчь продаётся в аптеках и магазинах, где её покупают как местные жители, так и туристы в качестве сувенира. О "примарке" для туристов, стремящихся привезти из Китая и стран Юго-Восточной Азии нечто экзотическое, идёт речь в стихотворении. Фармацевтические компании, владеющие фермами по выкачиванию желчи из живых медведей (что в некоторых странах абсолютно легально), получают огромную прибыль.

6. Здесь примерно описан один из методов добычи желчи. Всего их известно несколько, все они чрезвычайно болезненны, причиняют медведям страдания и наносят вред их здоровью.


Источники:

Автор: Зимин Алексей, Журфак МГУ

Материалы по теме:

Тэги: