Экспедиционный центр Русского географического общества обследовал Романовскую дорогу в Крыму

фото предоставлено Краснодарским отделением РГО

Члены экспедиционного центра Краснодарского регионального отделения Русского географического общества проехали по горным дорогам Крыма и знаменитой Романовской дороге. Участниками автопохода стали 14 человек на шести машинах. Они изучили возможность включения Романовского шосего в разрабатываемые центром автомобильные маршруты для массового посещения.

Средний пробег составил 1300 км. Романовское шоссе — красивейшая дорога Крыма. Его протяженность — 77,4 километра, из которых 45 проходят по национальному парку Крымский, имеющему статус заповедника. Сейчас дорога курируется Управлением делами президента РФ и проезд по ней разрешён после получения пропуска в администрации заповедника в Алуште и в сопровождении его сотрудника.

По дороге находится множество природных и исторических объектов. Как сообщил руководитель экспедиции, член экспедиционного центра Краснодарского регионального отделения РГО, председатель маршрутно-квалификационно комиссии автомото Федерации спортивного туризма Краснодарского края Владимир Пухов, первый перевал на пути — Кебит-Богаз. Его высота над уровнем моря — 590 метров. Следующими пунктами стали форелевое хозяйство в Крымском национальном парке и источник Савлух-Су рядом с Косьмо-Дамиановским монастырем.

"Вода в источнике Савлух-Су действительно целебная. При практически нейтральной кислотности и крайне низкой минерализации она содержит очень много ионов серебра. Водных источников с подобными характеристиками — всего несколько в мире. До монастыря дорога — в свободном доступе", — добавил Владимир Пухов.

От монастыря начинается основная часть Романовского шоссе — та, которая как раз и была построена по указу Николая II в 1910—1913 годах. После короткого подъема дорога выводит на следующий перевал — Чучельского. Он отделяет хребет Синаб-Даг от Бабуган-яйлы. Историческое название перевала — Савлух-Богаз, а его высота над уровнем моря — уже 1157 метров. От ворот кордона Верховина начинается тропа на Роман-Кош, самую высокую гору Крыма. Сейчас выход на вершину наивысшей точки Крыма невозможен.

img-20210719-wa0044.jpg

фото предоставлено Краснодарским отделением РГО

На обрывающимся отвесной скалой вниз краю Гурзуфской яйлы на высоте 1426 метров над уровнем моря установлена белоснежная ротонда. Это — Беседка ветров. Её построили в 1950-х годах во время последней реконструкции Романовской дороги, по одной из версий — специально к приезду Никиты Хрущёва. Последний перевал на пути — Никитский. Он отделяет Гурзуфскую яйлу от Никитской. Последняя — единственная из всех крымских яйл, которая расположена перпендикулярно черноморскому побережью. Высота Никитского перевала над уровнем моря — 1448 метров. Это — самая высокая точка Романовского шоссе, и самый высокогорный автомобильный перевал в Крыму.

Еще одна остановка — на кордоне "Красный камень". В дореволюционные времена здесь жили егеря, отвечавшие за организацию императорской охоты. В годы Великой Отечественной войны — укрывались партизаны. Несколько лет назад здесь открыли музей Партизанской славы. Тут же, на краю обрыва находится смотровая площадка с красивейшими видами.

img-20210719-wa0043.jpg

фото предоставлено Краснодарским отделением РГО

"Последний участок Романовского шоссе петлями серпантина устремляется к Массандре, проходит по благородному древнему сосновому бору. Так как маршрут пересекает сразу несколько климатических зон, природа за окном автомобиля меняется как в калейдоскопе. Вишенкой на торте стал проезд группы от Ялты через Ай-Петри и Танковое на Севастополь и далее через Байдарские ворота и Севастопольское шоссе по южному берегу Крыма до Керчи", — рассказал о финале маршрута Владимир Пухов.

index1.jpeg

фото предоставлено Краснодарским отделением РГО

Для справки: царский охотничий домик был построен в начале 1880-х годов по желанию императора Александра III недалеко от Косьмо-Дамиановского монастыря. С 1910 г. к ниму начали прокладывать грунтовые дороги от Ялты, Алушты и главных охотничьих мест. Сюда неоднократно приезжал Николай II, а императрица Александра Федоровна привозила на источник больного царевича Алексея. В 1911 г. Министерство императорского двора поручило Лесному ведомству соорудить шоссейную дорогу, пригодную для автомобильного движения от Красного Камня до царского охотничьего домика. Дорога должна была стать кратчайшим сообщением имения "Ливадия" с районом царской охоты. Строительство началось в мае 1912 г. Романовская дорога протянулась из Ялты до Косьмо-Дамиановского монастыря мимо самых высоких крымских горных вершин. 23 октября 1913 г. состоялась первая поездка Николая II от Южнобережского лесничества до царского охотничьего домика. После этого Романовская дорога была открыта для сквозного проезда.