Экспедиция «Огненный пояс Земли» завершилась в Краснодаре

Кубанская столица встретила своих героев – участников кругосветного путешествия по вулканическому кольцу планеты. За плечами исследователей – более 65 тыс. км трудного и полного опасностей пути.

Организованная встреча Краснодарским региональным отделением Русского географического общества встреча путешественников в аэропорту Краснодара состоялась 5 июля 2013 года. Под звуки духового оркестра, с традиционными караваем и цветами встретить участников экспедиции пришли родственники, друзья, дети, молодежь, представители администрации Краснодарского края, краевого отделения Русского географического общества.

На пресс-конференции, посвященной окончанию экспедиции, со вступительным словом к собравшимся обратился председатель Краснодарского регионального отделения РГО Иван Чайка: «Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии. «Огненный пояс Земли» - не имеющее аналогов в мире путешествие, оно было организовано в рамках гранта Русского географического общества и посвящено 65-летию Краснодарского регионального отделения РГО, членом которого является Константин Сергеевич Мержоев уже более 25 лет. Мы следили за этой экспедицией и старались помогать ее участникам по мере сил. Приехавшие сегодня ребята - настоящие герои. Нам очень приятно, что эти люди имеют прямое отношение к нашему региону».

Руководитель экспедиции Константин Мержоев поблагодарил всех, кто в той или иной степени участвовал в подготовке экспедиции и оказывал помощь.

«Сама экспедиция удалась, мы на 80% выполнили то, что задумали. Пройдено 65 100 км. У нас к концу путешествия осталось 50% изначального состава. Это великолепный результат. Обычно остается 25-30%», - сказал Мержоев.

Поход стартовал от Мыса Принца Уэльского на Аляске. Оттуда путешественники начали свой путь на лыжах, далее воспользовались снегоходами и автомобилем. Центральную и Южную Америку от Гватемалы до Ушуая (город и порт на юге Аргентины) проехали на велосипедах. Потом перебрались в Новую Зеландию и Австралию, где получили надувной катамаран 12 м длиной и 5 м шириной, имеющий мачту, парус и палатку. На нем прошли более 15 тыс. км вдоль островов Индонезии, Папуа Новой Гвинеи, Филиппин и добрались до Японии. Далее, пересев на велосипеды, проехали острова Кюсю, Хонсю и Хоккайдо. Курилы перешли на лыжах, а Камчатку — снова на велосипедах.

Маршрут экспедиции пролегал по Тихоокеанскому Огненному Кольцу (вулканическому «поясу Земли») и был сопряжен с восхождением на действующие и наиболее активные вулканы мира.

Краснодарцы снимали материал для создания документального фильма, который, предположительно, будет состоять из нескольких серий. Кроме того, будет смонтирован отдельный фильм о самой экспедиции, изданы дневники и книга о ней.

Планируется также опубликовать серию научно-популярных статей, поскольку одной из главных целей путешествия было описание вулканов (их текущей температуры, последнего извержения и его последствий, путей захода и подхода, историй и легенд местных жителей о вулканах).

«Что касается состояния вулканического пояса: ничего экстраординарного здесь не происходит, идут нормальные геологические процессы. Пресса иногда накаляет обстановку и подогревает интерес людей к сенсациям, — сказал Константин Мержоев. — Многие спрашивают у нас: «Может быть, все извержения связаны между собой, и как только начинает «просыпаться» один вулкан, «подключаются» и другие?». Да, есть такие «узлы», когда один вулкан может спровоцировать другой, но они локальные и небольшие. Например, в районе Ключевской на Камчатке вулканы Толбачик, Безымянный, Крестовский стоят на стыке трех плит и иногда извергаются вместе».

Отвечая на вопрос о научном значении экспедиции, Мержоев подчеркнул: чтобы заниматься наукой, нужно большую часть времени проводить на одном месте. И привел пример самой старой вулканологической станции в России в поселке Ключи. «Мы хорошо познакомились там со всеми вулканологами. Они ведут наблюдения с 40-50-х годов прошлого века. Понятно, что они видят динамику развития вулканов», — сказал он.

Впрочем, кубанцы за короткое время пребывания в этом районе тоже сделали интересные выводы. Поднимаясь на Ключевской вулкан высотой около 5 тыс. м, они увидели, что реальная его высота значительно отличается от указанной на карте. За 20 лет он вырос почти на 100 м.

Одна из самых опасных стран, которые пришлось посетить кубанским исследователям, — Папуа Новая Гвинея. Ее столица Порт-Морсби считается самой опасной столицей мира. Здесь до сих пор нередки случаи каннибализма.

«Пока мы там были, у них проходили выборы. За это время местные жители съели шестерых депутатов и объяснили нам, что те были «нехорошими людьми». Ничего не изменилось со времен Кука, кроме того, что появились образованные папуасы. Да, там есть современные города, но в целом все осталось, как в древние времена», — поделился Мержоев.

Случались и пиратские нападения на пирогах, а порой краснодарским путешественникам, чтобы спастись, приходилось брать заложников, рубить лодки аборигенов – словом, делать все, чтобы выжить. «Другого варианта не было, потому что все проявления доброты, нормальные для цивилизованного общества, в тех диких племенах расцениваются как слабость. К примеру, вы даете кому-то майку, а через время этот человек приходит и говорит: «Давай еще!». Если не даешь, он выхватывает мачете», — с грустью вспоминал Мержоев.

Последняя стычка с папуасами произошла недалеко от города Мананга, в той деревне, где жил Миклухо Маклай. Возник конфликт, аборигены начали стрелять из рогаток, один камень пролетел в сантиметрах от головы Мержоева.

«Они уважают силу, и ты должен быть способен на самые радикальные действия. Причем блефовать нельзя, если они увидят, что ты врешь, тебе конец», — утверждали участники экспедиции.

Путешественники мечтали пройти Индонезию, посетить около десяти вулканов, в том числе один из самых знаменитых – Кракатау, но этим планам не суждено было осуществиться.

Индонезию они охарактеризовали как страну коррупции и бюрократии. «Нам просто не захотели дать визу. Потребовали бумагу, на которой стоят печати пяти министерств. Я позвонил в наше посольство. Там сказали, что такой бумаги не существует и добавили: «Скорее всего, они хотят от тебя денег», — продолжал Константин Мержоев.

В одном из индонезийских портов путешественников, зашедших пополнить запасы воды и продуктов, задержали. Константина Мержоева забрали в миграционную службу и продержали 12 часов. Там им устроили настоящий допрос, отобрали паспорта. Все окончилось небольшой потасовкой, поскольку сотрудники службы собрались домой, так и не отдав документы краснодарцам. Только силой им удалось вернуть паспорта.

«После этого случая я решил, что даже если будем тонуть, к Индонезии не причалим. Мы бы так и сделали, но попали в тайфун, у нас сломало мачту и порвало паруса. Мы вынуждены были остановиться на одном из индонезийских островов и подремонтироваться», — сказал Мержоев.

В районе Филиппин членов экспедиции преследовали то штили, то тайфуны. Причем штили казались самым страшным наказанием, потому что не позволяли продвигаться вперед.

При переходе от Филиппин в Японию в команде осталось три человека. «Ни один нормальный яхтсмен в это время года там не ходит даже при полном составе команды, поскольку нередко случаются шторма от шести до девяти баллов. И мы попали как раз в такой шторм, у нас начало ломать катамаран. Приходилось, связав друг друга, прыгать в воду и чинить его», — поделился Мержоев.

В планах было также исследование Антарктиды, вулкана Эребус. Кубанцы признают: чтобы попасть туда, они уделили меньше внимания Южной и Центральной Америке. Однако им не выдали разрешения на посещение ледяного континента.

«Нас часто спрашивают: «Вы столько стран прошли, где бы вы хотели остаться?». Однозначно могу сказать: не в США. Это далеко не страна грез, за которую она себя выдает. Мы смотрели на нее немного со стороны и бывали в таких местах, куда многие не заезжают, потому что путешествовали не как туристы», - поделился Константин Мержоев.

Отношение к кубанским путешественникам хорошее было практически во всех странах. Они с сожалением отметили, что в России люди общаются друг с другом совсем по-другому, и этот контраст сразу бросается в глаза по пересечении границы. «Есть страны очень опасные, такие как Гватемала и Мексика, где люди убивают друг друга. И хотя у них кровопролитие – довольно распространенное явление, они в обыденной жизни уважают друг друга и не унижают. Но ведь и у нас люди хорошие, только очень взрывные и конфликтные на пустом месте», - считает Мержоев.

В заключение пресс-конференции он сказал, что очень благодарен министерству иностранных дел РФ: «Нам много помогали все – и посольства, и консульства. Там работают очень интеллигентные, доброжелательные, высокопрофессиональные люди. Мы даже отмечали вместе Новый год и другие праздники».

Все участники путешествия, кроме Константина Мержоева, признались, что зная заранее тяготы пути, наверное, не решились бы на такое приключение: «Когда мы стартовали, то шли на энтузиазме и о многих вещах не думали. Но зная их на данный момент, если б мне дали время подумать, я бы отказался», — пояснил каждый из ребят.

Константин Мержоев ответил так: «Когда работаешь над экспедицией, учитываешь многие вещи, в том числе, где подстерегает опасность, поэтому процентов на 50 я предвидел, что нас ждет».

По его мнению, главный «рецепт» успеха любого предприятия, а такого сложного в особенности, заключается в отсутствии сомнений. Если возникла проблема, ее надо решать, а не отступать, уверен Мержоев. «У нас в пути было много различных трудностей, в том числе финансового характера. Но у меня и мысли не было досрочно завершить экспедицию. Мы свято верили, что все благополучно преодолеем, и уверенно шли вперед», - утверждает он.

Иван Чайка, председатель Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, подчеркнул, что этот уникальный проект заслуживает уважения и признания, поэтому он достоин быть номинированным на национальную премию «Хрустальный компас» в номинации «Путешествия и экспедиция».

Анна Панфилова

ТВ-Репортажи

Путешественники спустились с огненных вершин

Чтобы рассказать о своих приключениях этим людям не хватит и недели

Участников экспедиции \"Огненный пояс земли\" встретили в аэропорту Краснодара

В Краснодар прилетят участники экспедиции «Огненный пояс Земли»