В конце апреля на базе краснодарской школы № 35 прошла V методическая конференция «Развитие географического образования в условиях изменения подходов к преподаванию и итоговому оцениванию: Формирование географической культуры», в рамках Дней учителя географии XI Краснодарского педагогического марафона. Мероприятие было организовано Краснодарским региональным отделением Русского географического общества и Краснодарским научно-методическим центром.
Ставшая уже традиционной конференция 2014 года была посвящена обсуждению актуальных проблем географического образования, демонстрации результативного педагогического опыта, обсуждению подходов к апробации Федерального государственного стандарта основного общего образования.
Открыл конференцию Алексей Александрович Оробец, руководитель комиссии географического и экологического образования Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра. Он поздравил всех присутствующих с Днями учителя географии и познакомил с порядком работы конференции.
Пленарная часть конференции состояла из двух сессий — «География и культура» и «Новый учитель в новой школе». Открыла первую сессию докладом «Роль школьного географического образования в формировании экологической культуры нового поколения» Нина Васильевна Витульская, руководитель природоохранной комиссии Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, кандидат технических наук, доцент. Она отметила, что благодаря географии мы можем узнать лучше свою страну, а главная задача учителя географии — формирование географической культуры на основе социоприродных элементов.
«Не стоит забывать, что все естественные науки (биология, физика, химия) вышли из географии. Пора выделить, кроме уже известных нам четырёх сфер (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера) и пятую сферу — энергоинформационную. И роль человечества в этой сфере огромна. Но если изучать географию формально, то человек может превратиться в георазрушительную силу».
Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, в своём выступлении «Формирование географической культуры как составной части общей культуры человека» рассказала о том, что содержание школьной географии помогает сформировать общую культуру через овладение знаниями, составляющими основу миропонимания, мировоззрения, дающими представление о современной географической картине мира как части общей научной концепции.
С новинками московского издательского дома «АСТ-Пресс» учителей географии познакомила специалист по информационной работе Ольга Александровна Парамонова. Она представила новинки издательского дома: атласы, контурные карты, учебные пособия, издания научно-популярной серии «Экстрим». Особый интерес у участников конференции вызвали задания, содержащиеся в атласах и контурных картах, позволяющие углубить и закрепить знания по изучаемым курсам.
«Контрольные задания дают возможность учителю оценить уровень подготовки учащихся, а учащимся — проявить свои знания и умение творчески работать с атласом и учебником».
В сессии «Новый учитель в новой школе» выступали учителя географии общеобразовательных организаций. Ирина Михайловна Кремза – учитель географии, заместитель директора школы № 6 – в докладе «Новые подходы в моей педагогической деятельности: методика построения урока с использованием учебно-методических комплектов издательского центра “ВЕНТАНА-ГРАФ”» представила своё видение успешного преподавания, важным условием которого является правильный выбор учебников для своих учеников.
«На смену учебникам, долгое время являвшимися почти единственными источниками знаний, пришли учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочие тетради, методические разработки, электронные образовательные ресурсы. Большую роль в формировании информационной географической культуры играют новые учебно-методические комплекты, которые формируют у учащихся новые умения и навыки».
Елизавета Андреевна Гришина, учитель географии школы № 78, в докладе «Изменение роли педагога в современной школе в условиях введения Федерального государственного стандарта основного общего образования» представила результаты собственного исследования, в ходе которого она пыталась найти ответ на вопрос «Каким должен быть новый учитель?».
Что же показал опрос учеников школы и их родителей?
«Вот каким видят учителя окружающие — умеющим общаться, ухоженным, интересным, с чувством юмора, справедливым, спортивным, творческим. Одним словом — профессионалом!»
Анжелика Владимировна Эсауленко, учитель географии гимназии № 54, финалист профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара — 2013», представила выступление «Профессиональный конкурс как форма обобщения опыта: Моя педагогическая лаборатория». Она рассказала о собственном участии в конкурсе, о том, как это помогает учителю в определении приоритетов в профессиональном развитии и систематизации опыта.
Лилия Павловна Казанцева, учитель географии гимназии № 18, председатель Ассоциации участников профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара», в выступлении «Использование блога учителя во внеклассной и внеурочной деятельности» рассказала о работе своего блога «Географочка». Интернет является огромным развивающим пространством, если его уметь правильно использовать, а для этого нужно учиться самим. Как учитель географии может использовать свой блог? Собственные путевые заметки, дополнительный материал к урокам, доклады и творческие работы детей, обмен опытом и профессиональное саморазвитие — вот далеко не полный перечень ответов, озвученных Лилией Павловной.
После небольшого перерыва работа конференции продолжилась в трёх секциях. В секции «Воспитательный потенциал географии» выступили: Ольга Николаевна Киселёва, учитель географии школы № 65 («Внеурочная деятельность в рамках Федерального государственного стандарта основного общего образования — средство повышения интереса к предмету географии»); Наталия Николаевна Воробьева, учитель географии гимназии № 44 («Культурологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности»); Ирина Аркадьевна Гоева, учитель географии гимназии № 40 («Развитие универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по географии»); Надежда Петровна Богаткина, учитель географии школы № 89 («Организация внеурочной экологической деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования»); Екатерина Александровна Владимерец, учитель географии школы № 20 («Экологическое воспитание школьников в профильном отряде школьного летнего лагеря»); Иван Владимирович Каммерлохер, учитель географии школы № 100 («Спортивный туризм как один из видов внеурочной деятельности по реализации требований Федерального государственного стандарта основного общего образования»); Нина Николаевна Бегова, учитель географии гимназии № 18 («Нравственные аспекты в преподавании географии России (8-9 классы)».
В секции «Новые стандарты и учебно-методические комплекты» свои доклады представили: Марина Анатольевна Благинина, учитель географии школы № 100 («Применение современных образовательных технологий на уроках начального курса географии по Федеральному государственному стандарту основного общего образования»); Марина Владимировна Волкова, учитель географии школа № 24 («Развитие географического образования в условиях изменения подходов к преподаванию (учебно-методические комплекты под редакцией В. П. Дронова издательства «Дрофа»)»); Наталья Геннадьевна Мелихова, преподаватель географии Краснодарского президентского кадетского училища («Учить легко, учиться интересно» (учебно-методические комплекты «Сферы» издательства «Просвещение»)»); Виктория Александровна Серебрякова, учитель географии, заместитель директора лицея № 12 («Реализация требований ФГОС основного общего образования (учебно-методические комплекты под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева издательства «Дрофа»)»); Оксана Викторовна Ташкинова, учитель географии школы № 50 («Методические приемы формирования универсальных учебных действий в обучении географии»); Антонина Анатольевна Гурьянова, учитель географии школы № 51 («Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: первые результаты»).
В третьей секции «Новые технологии и проекты» выступили: Елена Валерьевна Мещерякова, учитель географии школы № 89 («Современный урок географии — средство формирования научной картины мира, развития творческих способностей учащихся»); Елена Петровна Благовещенская, учитель географии школы № 83 («Дистанционное обучение: с новыми информационными технологиями к новым образовательным результатам»); Надежда Григорьевна Косякина, учитель географии лицея № 4 («Современные приёмы работы с одарёнными детьми»); Алиса Николаевна Параскевова, учитель географии школы № 16 («Использование электронных образовательных модулей на уроках географии»); Анастасия Викторовна Марухно, учитель географии лицея № 64 («Исследовательский проект «Наблюдение за погодой» (начальный курс географии)»); Марина Геннадьевна Прохорова, учитель географии школы № 50 («Проектная деятельность на уроках географии в рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»).
Участники секций познакомились с новыми образовательными технологиями и проектами, рассмотрели и оценили воспитательный потенциал уроков географии, поделились опытом работы по новым образовательным стандартам и учебно-методическим комплексам. Учителя поделились своими «секретами», позволяющие им работать эффективно и результативно.
По окончании этого, в ходе работы круглого стола, участники конференции обменялись мнениями о выступлениях. Представители от каждой секции — Надежда Борисовна Лысенко, Елизавета Андреевна Гришина и Ольга Николаевна Киселёва поделились своими впечатлениями от выступлений. Они отметили высокое качество работы большинства учителей, применяющих новые стандарты, использующих разнообразные формы и методы активизации познавательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
«Особенно интересным оказался опыт проектной деятельности, позволяющей в комплексе реализовывать предметную, метапредметную и личностную составляющие географического образования».
В ходе работы круглого стола была проведена глубокая рефлексия деятельности современного педагога. Участники пришли к выводу, что учителю сегодня необходимо развивать в себе те умения, которые помогут ему быть более гибким и профессиональным в меняющихся условиях.
В завершении работы конференции Алексей Александрович Оробец вручил всем выступавшим в этот день дипломы. Авторы докладов и участники конференции получили в подарок атласы и брошюры издательского дома «АСТ-Пресс». Учителям, подготовившим лучшие доклады предыдущей конференции, были вручены авторские экземпляры седьмого «Вестника Краснодарского регионального отделения Русского географического общества».
Все участники конференции выразили глубокую благодарность администрации школы № 35 города Краснодара в лице директора Ирины Владимировны Захаровой за внимание, доброжелательное отношение и постоянное сотрудничество с географами города.
Наталья Маратовна Овсянникова, член комиссии географического и экологического образования Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, ведущий специалист Краснодарского научно-методического центра
[gallery link="file" ids="4815,4814,4813,4812,4808,4809,4810,4811,4807,4806,4804,4805,4803,4802,4801,4800,4798,4799"]