Географическое и экологическое образование: проблемы и опыт

Четвёртая ежегодная конференция краснодарских географов-преподавателей средней и высшей школы состоялась 25 апреля. Организованная Краснодарским региональным отделением Всероссийской общественной организации Русское географическое общество и Краснодарским научно-методическим центром, конференция объединила более 50 профессиональных географов.

Впервые конференция прошла в стенах Академии маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ. Академия входит в число двадцати крупнейших негосударственных вузов Российской Федерации, на шести факультетах обучаются более 7000 студентов, а высокий уровень подготовки специалистов подтверждён российскими и международными наградами.

На базе академии ежегодно проводятся такие научно-практические форумы, как «Экономика Северо-Кавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях», «Научно-историческое наследие Ф. А. Щербины и современность», «Экономика, курорты и туризм стран Черноморского бассейна». В 2013 году их число пополнила научно-методическая Началась конференция с приветственных слов представителей оргкомитета. Ольга Валентиновна Климовец, первый проректор Академии ИМСИТ, доктор экономических наук, профессор, отметила, что знания, необходимые для обучения по таким направлениям подготовки, как менеджмент, экономика, туризм, сервис, регионоведение закладываются в школе, и, прежде всего, на уроках географии. Ольга Валентиновна также передала пожелание достижения творческих успехов от ректора академии, доктора экономических наук, профессора, Раисы Левоновны Агабекян.

От руководства Краснодарского регионального отделения РГО собравшихся приветствовал заместитель председателя по научной работе, доктор географических наук, профессор, Юрий Васильевич Ефремов. Он отметил, что экологизация образования в целом — очень актуальная тема, она требует всестороннего анализа и новых подходов к формированию экологической культуры.

Конференция, посвящённая проблемам географического образования, является главным событием Дней учителя географии, проводимых Краснодарским научно-методическим центром совместно с Краснодарским региональным отделением РГО в рамках X Краснодарского педагогического марафона. О Днях учителя географии и о программе работы конференции рассказал начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, член Совета Краснодарского регионального отделения РГО Алексей Александрович Оробец.

Пленарную часть конференции докладом «Культурные и духовные традиции — основы почитания и охраны природы» открыл доктор географических наук, профессор кафедры региональной и морской геологии Кубанского государственного университета Юрий Васильевич Ефремов. На примере Гималайских гор Юрий Васильевич показал, как ценности и убеждения в значительной степени определяют, какие природные объекты и ресурсы можно использовать, а какие следует защищать. Политика, проводимая в интересах сохранения природы и устойчивого развития, должна учитывать эти культурные и духовные факторы. Будучи участником пяти гималайских экспедиций, Юрий Васильевич хорошо изучил традиции местных жителей и мотивы путешественников — объединяет их отношение к горам, как источнику вдохновения, благословления и общего благосостояния.

Продолжила тему формирования экологической культуры методист образовательного издательско-полиграфического центра «Перспективы образования» Ирина Анатольевна Терская, представившая историко-географический обзор «Изменение облика природных комплексов на территории Кубани с момента заселения до настоящего времени». Начиная с древнейших времён народы, населявшие территорию Кубани, оказывали значительное преобразующее воздействие на природные комплексы, формируя современный облик ландшафтов. О том, как это происходило, можно будет прочитать в новом учебном пособии, готовящемся «Перспективами образования». Среди других новинок издательства — «Памятники природы Кубани», «Имена на карте Кубани», «Краснодар: география, история».

Ирина Николаевна Геращенко, кандидат географических наук, доцент кафедры сервиса и туризма Академии ИМСИТ в докладе «Интерактивные занятия в системе преподавания курса «Экология» представила опыт внедрения интерактивных методов и форм обучения. В ходе интерактивных занятий студенты проводят визуальные и инструментальные наблюдения, получают практические навыки анализа и оценки состояния городских экосистем. Новые подходы к организации учебного процесса позволяют Ирине Николаевне повысить качество образования студентов.

Завершила своим выступлением пленарную часть конференции Лилия Павловна Казанцева, учитель географии гимназии № 18 города Краснодара, победитель конкурса лучших учителей 2012 года, председатель ассоциации участников конкурса «Учитель года города Краснодара». В докладе «Ведение блога и использование интернет-ресурсов как приоритетные направления работы современного учителя географии» Лилия Павловна представила свои авторские интернет-проекты, рассказала, чем они могут быть полезны коллегам, как найти актуальную для педагога информацию. Сюрпризом для некоторых участников конференции стал обзор блогов краснодарских учителей географии, в котором прозвучали добрые пожелания в адрес начинающих блогеров.

Во второй части конференции работа была организована в двух секциях: «Новые технологии на уроках географии. Проектная деятельность» и «УМК нового поколения. ФГОС ООО. Организация внеурочной занятости».

Доклады участников первой секции были посвящены современным подходам к преподаванию в условиях модернизации географического образования. Так, Оксана Григорьевна Катюжанская, учитель географии школы № 2 города Краснодара главной целью своей работы считает формирование географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. В докладе «Метапредметное содержание в современном преподавании географии» она рассмотрела основные дидактические принципы построения метапредметного урока и на конкретных примерах продемонстрировала способы активизации мыслительной деятельности учащихся.

В докладе «Компетентностный подход в современном преподавании географии» Наталья Викторовна Долгушина, учитель географии школы № 38 города Краснодара представила опыт применения технологий проектной деятельности, развития критического мышления, информационно-коммуникационных для формирования ключевых компетенций учащихся. Современные технологии образования, по мнению Натальи Викторовны, требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать разнообразную информацию.

География это предмет, позволяющий не только узнать окружающий мир, но и развить свой творческий потенциал, внутренние возможности — таково кредо Елены Петровны Благовещенской, учителя географии школы № 83 города Краснодара. В её методической лаборатории «Преподавание географии в условиях модернизации образования» учтено всё — от нестандартных организационных моментов до применения самых современных технических средств обучения.

Оксана Владимировна Долгополова, учитель географии лицея № 4 города Краснодара в активно использует технологии перспективно-опережающего обучения, обучения на основе исследовательской деятельности, логические опорные конспекты. В своём докладе «Современные педагогические технологии на уроках географии» Оксана Владимировна особое внимание уделила интернет-технологиям — дистанционному обучению, видеоурокам и онлайн-тестированию.

Учитель географии школы № 96 города Краснодара, Валентина Петровна Кириенко представила доклад «Программа курса по выбору «Природопользование». Разрабатывая программу, Валентина Петровна определила своей целью формирование понимания того, что природа нуждается в охране, защите от негативного воздействия человека, необходимости рационального природопользования.

Участников второй секции объединили различные проблемы, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов.

С данными международных сравнительных исследований и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов сверяет свою работу Елена Валерьевна Мещерякова, учитель географии школы № 89 города Краснодара, тьютор Западного округа. В докладе «Работа с текстом учебника как одна из форм повышения качества образования», на примере учебника «География: 7 класс» издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» Елена Валерьевна продемонстрировала приёмы работы с ключевыми словами, методики «Корзинка знаний», «Дидактический синквейн». Такой подход позволяет усилить внимание и самостоятельность учащихся, повысить продуктивность работы с текстом.

В докладе «Метеорологические наблюдения в школе, как способ формирования исследовательских навыков у учащихся» Сергей Львович Ульянко, учитель географии лицея ИСТЭк города Краснодара рассказал о работе с учащимися по составлению краткосрочных прогнозов изменений погоды по сигналам живой природы и долгосрочных прогнозов по особенностям сезонов года.

Галина Владимировна Бородкина, учитель географии гимназии № 33 города Краснодара работает над проблемой совмещения двух противоположных принципов дидактики — научности и доступности учебного материала. В докладе «Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной деятельности» Галина Владимировна продемонстрировала варианты практических и творческих работ, используемых на разных этапах урока.

Тема универсальных учебных действий волнует и Оксану Викторовну Ташкинову, учителя географии школы № 50 города Краснодара. О критериях оценки сформированности УУД и разработанных диагностических работах она рассказала в докладе «Мониторинг универсальных учебных действий на уроках географии в 5-х классах».

Наталья Александровна Чубатая, учитель географии школы № 93 города Краснодара представила доклад «Внеурочная работа с учащимися. Организация экскурсий на промышленные предприятия». Организуя экскурсии в музеи и на промышленные предприятия города и края, Наталья Александровна продумывает образовательный, воспитательный и развивающий компоненты.

Ольга Николаевна Луценко, учитель географии лицея № 64 города Краснодара выстраивает собственную методику преподавания географии на основе игровых технологий. В докладе «Занимательная» география в 6-8 классах на уроках и во внеурочной деятельности» она рассказала о видах дидактических игр и поделилась опытом проведения внеклассных мероприятий.

Актуальной для педагогов остаётся и тема государственной итоговой аттестации. В докладе «Методы и приёмы работы при подготовке учащихся к новым формам итоговой аттестации» Марина Анатольевна Благинина, учитель географии школы № 100 города Краснодара, тьютор Прикубанского округа рассказала о наиболее эффективных технологиях подготовки к единому государственному экзамену.

Завершилась конференция круглым столом «Интеллектуальное и творческое развитие учащихся. Экологизация географического образования».

Создание системы выявления, обучения и воспитания одарённых детей и подростков является одним из главных направлений модернизации системы образования. Надежда Борисовна Лысенко, учитель географии гимназии № 23 города Краснодара, победитель конкурса лучших учителей 2011 года в докладе «Решение дивергентных задач в системе педагогической поддержки интеллектуально одарённых учащихся» представила авторскую систему работы с одарёнными детьми. Эффективность используемых Надеждой Борисовной методик и технологий подтверждена достижениями учащихся в федеральных конкурсах «Географическое пополнение» и «Живая карта», а опыт учителя внесён в краевой банк данных.

Светлана Петровна Тетеря, учитель географии школы № 84 города Краснодара представила в докладе «Приёмы формирования эколого-географической культуры учащихся» собственную систему экологического воспитания. Используя такие формы работы, как уроки-рефлексии, семинары, конференции, минутки нравственности, проекты, экологические акции, социологические исследования Светлана Петровна формирует у учащихся ответственное отношение к окружающей среде.

Учитель географии Краснодарского президентского кадетского училища Наталья Геннадьевна Мелихова поделилась впечатлениями от участия в международной педагогической мастерской, посвящённой компетентностно-ориентированному подходу в проектировании содержания образования. В докладе «Обмен опытом: международная педагогическая мастерская и модернизация географического образования» Наталья Геннадьевна раскрыла особенности компетентностно-ориентированных заданий, рассказала о требованиях к современному уроку.

Алексей Александрович Оробец, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, член Совета, руководитель комиссии географического и экологического образования Краснодарского регионального отделения РГО рассказал о последних мероприятиях, проведённых комиссией, и предложил обсудить возможность создания в Краснодарском крае Географического общества учащихся. Эта идея нашла поддержку в сообществе географов, при Краснодарском региональном отделении РГО создана рабочая группа по проработке этого предложения.

Наталья Маратовна Овсянникова, ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра рассказала о направлениях экологизации географического образования. В докладе «Методические экскурсии как форма экологического самообразования педагогов» Натальей Маратовной был представлен обзор деятельности педагогического клуба учителей географии за последний год.

В завершение круглого стола состоялось обсуждение представленных докладов, своими наблюдениями поделились Лилия Павловна Казанцева и Елена Валерьевна Мещерякова. Присутствовавшая на конференции учёный секретарь Краснодарского регионального отделения РГО Надежда Денисовна Безуглая поблагодарила всех выступавших и предложила опубликовать статьи выступавших в готовящемся вестнике Краснодарского регионального отделения. Завершилась конференция вручением сертификатов и съемкой общей фотографии.

Алексей Александрович Оробец,
руководитель комиссии географического и экологического образования,
член Совета Краснодарского регионального отделения
Русского географического общества, начальник отдела
развития образования Краснодарского научно-методического центра

[gallery link="file" columns="5"]