Гималаи на холсте

В преддверии художественно-научной экспедиции «Русское наследие в Гималаях. Продолжение Пути» мы встретились с одним из ее инициаторов, заслуженным художником России, заслуженным деятелем искусств Кубани, действительным членом Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Сергеем Дудко. Он, ранее уже писавший с натуры горы Эверест, К-2, Макалу и Броуд-пик, превышающие восьмикилометровую высоту, рассказал нам об идее экспедиции и своей роли в ней.

«В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Рериха. В год рождения Рериха в Гималаях работал великий русский художник Верещагин. Зимой в Секиме он писал Канченджангу – третью высоту планеты. И именно с этих мест потом писал Канченджангу и Рерих. Идея сама по себе вполне реальна: пленэры живописные в высочайших горах планеты нужно сделать традиционными для русских художников. А потом эту традицию можно будет развивать, делать проекты совместно с индийскими, пакистанскими, непальскими художниками. Но это пока еще дело будущего. Пока просто нужно попробовать осуществить эту экспедицию», – рассказывает о своем замысле Сергей Дудко.

Дудко 2

Художник говорит о том, что живопись как нельзя лучше отображает красоту и одухотворенность гор: «Фотография фиксирует факт. Но когда хочется этот факт осмыслить – это как раз то, что может сделать изобразительное искусство, что может сделать художник, непосредственно под впечатлением увиденного, почувствованного, понятого или непонятого, под впечатлением какого-то потрясения».

Участие в экспедиции вместе с художником примут сотрудники Южного филиала Российского института культурологии и из Института природного и культурного наследия имени Д.С. Лихачева. Планируется провести мониторинг сохранности культурных памятников.

В планах Сергея Дудко – написать с натуры все самые высокие горы планеты, высотой выше восьми километров. Таких горных массивов на земле 14. «Четыре из них мною уже написаны – осталось десять», – говорит он.

Творческая задача художника в экспедиции «Русское наследие в Гималаях. Продолжение Пути» – показать преемственность творческого пути: «Нужно побывать там, где писал Верещагин, потом с этого же места писал Николай Константинович Рерих, потом с этого же места писал его сын Святослав. Прямо с этих мест предстоит писать и мне. Нужна абсолютно четко выраженная, всем понятная преемственность. Все художники разные, но гора остается одна, и идея творчества остается одна – идея красоты как символа гармонии. Я парень простой. Я спортсмен и романтик. Я пишу горы не так, как Рерих. Рерих видел горы с седла лошади, с караванной тропы. Я всю жизнь в горах провел там, где лошадь уже не проходит. Взгляд немножко разный. Но есть та же искренность, та же увлеченность, та же преданность делу».

«Путешествия по миру нам позволяют, с одной стороны, ощутить свою силу, с другой стороны – осознать свою слабость. Почувствовать безграничность красоты мира, в котором мы живем, и очень четко с грустью осознать его мизерность, ранимость. Вот чем, я так понимаю, нужно заниматься сейчас. Чтобы люди ценили то, что имеют, берегли то, что имеют. Важно понять, что только красота и гармония спасут мир», – заключает художник.

Жанна Фатанянц