История с географией в летнем университете старшеклассников

Очередная летняя профильная смена для интеллектуально одарённых школьников прошла в первой половине июля в посёлке Южном Туапсинского района Краснодарского края. Среди более чем двухсот участников смены были и юные географы, занимавшиеся по программе Краснодарского краевого отделения Русского географического общества.

Основная программа Летнего университета старшеклассников в 2012 году была посвящена Году российской истории и 75-летию Краснодарского края — эти темы определили содержание интеллектуальных марафонов и конкурсов проектов. Связь с историей родного края, России, мира присутствовала и на занятиях отряда географов и экономистов.

В ходе открытых обсуждений и занятий рассматривались такие темы, как «Развитие территории Российской Федерации», «Формирование территории Краснодарского края», были проведены беседы «Образ территории. Образ Краснодарского края» и «Малая родина: географический аспект».

Как и в предыдущие годы, основным содержанием практикумов стало решение географических задач: определение стран и географических объектов, выявление закономерностей, анализ проблемных ситуаций. На импровизированной экологической тропе состоялось знакомство с природным комплексом черноморских субтропиков. Для всех желающих был организован традиционный просмотр документального эколого-просветительского фильма «Дом», не оставившего равнодушным никого.

Одним из нововведений 2012 года стало проведение предметных олимпиад в открытом режиме. Вместе с географами и экономистами попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий по географии решили представители отрядов обществоведов, физиков, историков, биологов — всего 24 участника. Лучшими в олимпиаде для 10-х классов стали Даниил Емельянов (Новосергиевская, СОШ № 9), Андрей Белицкий (Брюховецкая, СОШ № 3), Александра Подолян (Новомихайловский, СОШ № 5). В группе 7—9 классов опередили других Давид Меликов (Лабинск, СОШ № 9), Дарья Балто (Анапа, СОШ № 4), Александр Алин (Ильский, СОШ № 17). Победители и призёры награждены грамотами, а лучшим из лучших достались призы от Краснодарского краевого отделения Русского географического общества.

Наибольший интерес у участников Летнего университета старшеклассников вызывают «интеллектуальные марафоны» — соревнования отрядов, в ходе которых команде участников за короткое время необходимо ответить на ряд вопросов по определённой теме. Первый из марафонов 2012 года был посвящён 75-летию образования Краснодарского края. На станции «География Краснодарского края» было предложено определить географические объекты по их описаниям, проверить своё знание карты края, установить фактор, определяющий необычный цвет воды в Псекупсе, ответить на вопрос о памятном знаке «45 параллель», установленном в Краснодаре по инициативе Краснодарского краевого отделения РГО. На все вопросы верно смогла ответить только команда географов, но и отряды химиков, обществоведов, физиков, биологов набрали большое количество баллов.

Второй марафон открыл Дни российской истории, в числе других командам были предложены вопросы и о первооткрывателях России. Как оказалось, имена российских путешественников и исследователей вспомнить не так-то просто: на вопросы о Дежнёве и Беринге ответили все команды, а вот история Баренца, Седова, Черского оказалась знакома не всем. В этом турнире лучшими оказались команды географов, химиков и физиков.

Главными событиями Дней Краснодарского края и Дней российской истории стали тематические мини-конференции, на которых были представлены индивидуальные и коллективные проекты. Самый широкий круг участников собрала конференция, посвящённая истории и современности Краснодарского края: здесь были представлены проекты о городах, районах и станицах и проекты о крае в целом, такие как «Химическая промышленность Краснодарского края», «Поэты и писатели Кубани», «Кубань православная».

Тема проекта географов и экономистов была определена на одном из занятий. Обсуждая понятие «малая родина», отряд решил выяснить, с какой территорией его можно соотнести, а так как общей родиной для большинства участников Летнего университета является Краснодарский край, было решено определить, с чем ассоциируется у людей образ края. Так появился проект «Образ Краснодарского края в представлении его жителей и гостей: место, где можно сорвать подсолнух».

Творческую группу, работавшую над проектом, заинтересовали вопросы: как люди определяют для себя понятие «малой родины»; можно ли считать Краснодарский край «малой родиной» для своих жителей; каков образ Краснодарского края в представлении его жителей и гостей; можно ли скорректировать образ Краснодарского края и как?

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, ребята разработали программу социологического исследования, провели интервью с жителями и отдыхающими пансионата «Южный», проанализировали и обобщили полученные результаты. Опросный лист включал десять вопросов, семь из которых были посвящены выяснению мнения опрашиваемых о Краснодарском крае, а три позволили дифференцировать респондентов по месту жительства и возрасту.

Респондентам было предложено назвать места, которые они могли бы порекомендовать посетить своим друзьям. Для определения образа территории было предложено продолжить фразу «Краснодарский край — это…», а также назвать преимущества и недостатки края по сравнению с другими регионами. Для выяснения возможных сценариев развития края (позитивного, негативного, стабильного) были заданы вопросы о влиянии зимней олимпиады в Сочи и о более далеком будущем нашего края. Кроме того, исследователи попытались выяснить, с чем жители и гости края связывают понятие «малой родины».

В ходе исследования было опрошено 175 респондентов, в том числе 101 участник летней профильной смены «Летний университет старшеклассников», 16 представителей педагогического состава, 15 местных жителей и 35 отдыхающих.

Работа над проектом заняла три дня, доклад об итогах работы был представлен на конференции вместе с презентацией и плакатом, иллюстрирующим образ Краснодарского края. Тема проекта вызвала живой интерес в зале. Представлявшим проект ребятам пришлось отвечать на многочисленные вопросы участников конференции и членов жюри. По итогам конференции проекту географов было присуждено первое место, а члены исследовательской группы (Даниил Емельянов, Яна Козина, Светлана Коробко, Оксана Роговская, Виктор Русанов, Анастасия Силкина, Лейла Таймез) получили соответствующие дипломы.

Ещё один проект был выполнен отрядом географов и экономистов к конференции в рамках Дней российской истории. В связи с проведением года истории в Российской Федерации в средствах массовой информации внимание уделяется только некоторым ключевым событиям; в то же время многие другие даты остаются неосвещёнными. Авторов проекта заинтересовали юбилейные даты, связанные с географическими исследованиями и развитием территории нашего государства. Основным источником информации стал «Календарь памятных дат: 2012», изданный Русским географическим обществом. Отбор дат осуществлялся по степени вклада персоналии и значимости событий.

Определив рубрики календаря по месяцам, ребята поинтересовались судьбами исследователей и подробностями событий, попавших в список. Продуктом работы стал плакат-календарь, в котором содержится графическая и текстовая информация о ключевых событиях и персоналиях.

По мнению психологов, успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Коллективная работа над проектами в рамках Летнего университета старшеклассников позволила не только эффективно организовать учебную деятельность, развить ключевые компетентности, но и удовлетворить важные потребности подростков, способствовала формированию специфического проектного мышления.

Алексей Александрович Оробец,

начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, руководитель комиссии географического и экологического образования, член совета Краснодарского краевого отделения Русского географического общества