История строительства железной дороги №501 и её наследие

Встреча в школе №1 г. Тарко- Сале. Фото: Е. В. Калюжная.
Встреча в школе №1 г. Тарко- Сале. Фото: Е. В. Калюжная.

Для учащихся 9 класса МБОУ «СОШ №1» города Тарко-Сале был проведён урок исторического краеведения, посвящённый строительству железной дороги №501 и №503. Эти дороги, известные в народе как «мёртвая дорога», «сталинская дорога» или «трансполярная магистраль», пролегали через Чум, Лабытнанги, Салехард, Пур и Игарку.

Информация о строительстве железной дороги долгое время была засекречена. Первая статья о проекте вышла в свет только в 1960 году. Первый паровоз прибыл в Салехард 30 июля 1949 года, а уже зимой поезда начали ходить по Оби.

Салехард бережно хранит память о строительстве «мёртвой дороги». Здесь можно увидеть здания, построенные для сотрудников и их семей, такие как школа, казармы, архив и Главное Управление строительства. В 2003 году в городе был установлен памятник-паровоз Эм 711-26, который символизирует судьбы тысяч людей, участвовавших в строительстве.

С 1947 по 1953 годы железная дорога строилась силами заключённых. На западном участке работы велись Обским исправительно-трудовым лагерем (строительство №501), а на восточном — Енисейским исправительно-трудовым лагерем (строительство №503). В 1952 году строительство №503 было расформировано, и управление перешло к Обскому управлению.

Со временем железная дорога и лагеря разрушались под воздействием природы, времени и человеческих рук. Искорёженные, затопленные и выдавленные вечной мерзлотой участки дороги и мостов, разобранные рельсы и полуразрушенные бараки — всё это осталось от некогда масштабного и амбициозного проекта.

Проект железной дороги №501 затронул судьбы огромного количества людей. Здесь работали заключённые, которых привозили из разных уголков СССР. Сегодня, спустя десятилетия после завершения строительства, этот проект стал частью истории России — великой, противоречивой и иногда трагической.

В 2009 году команда путешественников «Северный путь» из ЯНАО провела экспедицию по маршруту Надым-Салехард. Экспедиция прошла 570 км, отмечая лагеря и мосты. В ходе исследования было зафиксировано 34 лагеря и более 350 мостов, а также проведена фото- и видеосъёмка, составлена карта объектов, которая передана в музеи региона.

В 2015 году «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда „Глухариный“» был включён в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2019 году в реестр также были добавлены железнодорожные мосты через реки Пензер-Яха и Ид-Яха.

История железной дороги №501 — это история человеческих судеб и труда. Она напоминает нам о том, что важно помнить и уважать прошлое, чтобы строить лучшее будущее.