Как цифровые технологии сохранили наследие Южного пригорода Херсонеса Таврического

Херсонес Таврический. Фото: Наталья Коробицына

В тени знаменитых колонн Херсонеса Таврического, у самого синего моря, на протяжении трех лет разворачивалась одна из самых грандиозных археологических эпопей современной России. Проект «Южный пригород Херсонеса Таврического — уникальный архитектурно-археологический феномен» — это не просто масштабные раскопки. Это история о том, как перед лицом времени и стихии ученые, вооруженные цифровыми технологиями и бесценным опытом, совершили, казалось бы, невозможное: спасли и сделали наглядными страницы античной истории. Экспертный совет XIII национальной премии «Хрустальный компас» наградил команду Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН в номинации «Лучший региональный проект».

Грандиозный замысел и вызов времени

Один из античных городов-государств Херсонес Таврический в V веке до н.э. построили дорийцы. В борьбе со скифскими племенами город попросил помощи у понтийского царя Митридата, после чего вошел в состав Боспорского царства. Пережив римское и византийское владычество, в XIII веке он пришел в запустение. Но его территория никогда не пустовала. В наше время на земле между Карантинной и Песочной бухтами Севастополя располагалась военная инфраструктура. Многие раскопы, сделанные еще в советское время, стояли открытыми.

В 2021 году землю отдали под создание историко-археологического парка «Херсонес Таврический». По поручению Президента России начались работы, беспрецедентные по своим масштабам. Руководство проектом взял на себя ИИМК РАН — старейшее подобное государственное учреждение России, прямой потомок Императорской археологической комиссии. Задача стояла амбициозная — всесторонне изучить памятник, который веками скрывался под землей и, как оказалось, под водой.

По самым оптимистичным прогнозам, такие исследования должны были занять десятилетия. Южный пригород — это сложнейший «слоеный пирог» эпох: от классической античности до следов обороны Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. В отличие от Помпей, мгновенно законсервированных пеплом, этот город всегда был жив — как населенный пункт, как крепость, как место паломничества. Это усложняло работу археологам. Однако у команды Центра спасательной археологии ИИМК РАН был козырь — уникальные наработанные методики раскопок и, что особенно важно, цифровой фиксации. Именно они позволили «сжать» время и провести работу на высочайшем научном уровне в рекордные сроки.

— Попытки изучить культурный слой территории, которая находится за внешней оборонительной стеной Херсонеса, предпринимались еще в XIX веке. К моменту начала работ мы знали, что там есть некрополи эпохи эллинизма и римского времени, средневековые склепы. В 2020 году Институт археологии РАН провел разведки совместно с Эрмитажем и музеем «Херсонес Таврический». А потом, благодаря идее создания историко-археологического парка, появилась возможность провести эти масштабнейшие раскопки. Ни один памятник в нашей стране не исследовался на такой огромной территории – в 11 га. Одновременно на раскопе трудилось свыше 400 профессионалов. Только благодаря тому, что мы не пропускали ни одного участка, удалось полностью открыть прошлое южного пригорода Херсонеса Таврического от античности до Нового времени,— рассказывает директор Центра спасательной археологии ИИМК РАН Наталья Соловьева.

snimok_ekrana_1641.png

Раскопки. Фото: ЦСА ИИМК РАН

Цифры, поражающие воображение

Результаты трех полевых сезонов с 2021 по 2024 гг. поистине ошеломляют. Археологи исследовали территорию площадью более 85 тыс. кв. м, каждый сантиметр которых был тщательно изучен.  Было обнаружено и задокументировано более 1,5 тыс. архитектурных археологических объектов: от древних гидротехнических сооружений и производственных мастерских до некрополей античного и раннехристианского времени. Но настоящей сенсацией стала коллекция находок. Цифра кажется нереальной — 6 495 877 артефактов. Из них 351 780 предметов имеют музейное значение.

Миллионы голосов из прошлого складываются в единую симфонию жизни древнего города. Здесь и простая бытовая посуда, и шедевры греческой вазовой живописи, предметы быта из камня, кости и бронзы, изысканные ювелирные украшения, тысячи монет. Особую ценность представляют надгробия — от простых антропоморфных изваяний до мастерски выполненных скульптурных стел. Чтобы обработать этот колоссальный объем, ученые выполнили свыше 170 тыс. рисунков и более 220 тыс. фотографий.

— Мы, кажется, до сих пор сами не можем понять, как можно было сделать то, что никто никогда в мире не делал до нас. Мы за 2,5 года раскопали территорию размером с 11 футбольных полей на глубину порой до девяти метров. Реставраторы вернули к жизни более 18 тысяч предметов, и более 300 тысяч находок уже пополнили фонды Музея-заповедника «Херсонес Таврический», — признается Наталья Соловьева.

snimok_ekrana_1642.png

Археолог, научный сотрудник ЦСА ИИМК РАН Ян Низов в хранилище. Фото: ЦСА ИИМК РАН

Не просто лопата и кисточка

Современная археология — это не просто раскопки. Это комплексные междисциплинарные исследования с применением самых современных технологий: геофизические методы, 3D-моделирование, дендрохронология, палеогенетика. Задача специалистов — не просто найти артефакты, а реконструировать всю жизненную среду древнего города.

Геофизики сканируют местность магнитометрами и георадарами, которые помогают «увидеть» под землей стены и захоронения. Специалисты по 3D-моделированию каждый этап раскопок фиксируют методом фотограмметрии — создают точнейшие трехмерные модели, которые позволяют «вернуться» к любому моменту работ и проанализировать стратиграфию — последовательность напластований и объектов — виртуально. Палеогенетики и антропологи по ДНК из костных останков устанавливают родственные связи погребенных, их происхождение, перенесенные заболевания. Археоботаники и археозоологи изучают семена и кости животных, чтобы реконструировать рацион питания, климатические условия и хозяйственный уклад древних херсонеситов.

— Включение Херсонеса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2013 году — это не только международное признание его ценности, но и огромная ответственность. Это обязывает нас к высочайшим стандартам в области сохранения, изучения и презентации памятника для всего человечества, — отмечает Наталья Соловьева.

3._foto_stely.jpg

Находки археологов. Фото: ЦСА ИИМК РАН

Главный вызов: спасение из-под воды

Самый драматичный этап работы был связан не с количеством, а с уникальностью и хрупкостью находок. Археологи обнаружили погребальные сооружения греческого и римского времени, которые находились… на два метра ниже современного уровня моря. Постоянно подтапливаемые грунтовыми водами, эти уникальные архитектурные памятники были обречены. Сохранение их на месте (in situ) было невозможно — вода неминуемо бы разрушила древний камень. Требовалось нестандартное, поистине новаторское решение.

— Мы долго думали и в итоге поступили также, как ранее наши коллеги, которые передвинули Абу-Симбел в Египте. Мы решились перенести их на новое место! Это был серьезный вызов для всей нашей команды: Осуществили виртуальную реставрацию, поняли, что у нас не будет ошибок, и подняли архитектурные объекты семь метров выше. Сейчас они стали достоянием парка, — говорит Наталья Соловьева.

Процесс, известный как анастилоз — сборка памятника из оригинальных деталей — был доведен до совершенства с помощью цифровых технологий. Каждый камень, каждый фрагмент был тщательно зафиксирован. После послойной, неразрушающей разборки детали переместили в хранилище для очистки, обработки консервирующими составами, реставрации каждого отдельного блока и, самое главное, — тотальной оцифровки.

02.jpg

Южный пригород Херсонеса Таврического. Фото: ЦСА ИИМК РАН

На оптических 3D-сканерах создали высокоточные виртуальные двойники всех фрагментов. Это позволило не только оценить сохранность каждого элемента, но и точно рассчитать его массу, объем и другие параметры. На основе этих данных создавались 3D-модели каждого памятника, инженеры и реставраторы могли виртуально «примерить» каждый камень, смоделировать восстановление утраченных элементов и разработать идеальный проект будущей сборки. Такой цифровой подход позволил полностью избежать ошибок на этапе физической реставрации, которая успешно завершилась в 2024 году. Уникальные античные сооружения, спасенные из-под воды, теперь стали частью музейной экспозиции, доступной для всех.

Новая страница истории

Итог проекта выходит далеко за рамки спасения нескольких объектов. Масштабные раскопки в Южном пригороде кардинально меняют представления об идеологической и социальной жизни древнего Херсонеса. Количество, качество и научная значимость проведенных работ не сопоставимы ни с одним другим проектом в мировой археологической практике.

Проект «Южный пригород Херсонеса» — это блестящий пример синтеза традиционной археологической науки и передовых цифровых технологий. Это история о том, как профессионализм, одержимость своим делом и современные методы позволяют не просто узнать историю, но и буквально поднять ее со дна морского, чтобы сохранить для будущих поколений. Это не просто спасение прошлого — это создание нового, живого наследия, которое будет говорить с нами еще много веков.

snimok_ekrana_1645.png

Южный пригород Херсонеса Таврического. Фото: ЦСА ИИМК РАН

«Хрустальный компас»

29 мая на торжественной церемонии вручения национальной премии «Хрустальный компас» в Московском международном доме музыки Центр спасательной археологии ИИМК РАН был награжден за лучший региональный проект. За самые масштабные археологические исследования в истории Южного пригорода Херсонеса Таврического — объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Статуэтку из хрусталя и серебра вручили победители премии прошлых лет — референт президента Российской Федерации Екатерина Хуторская и директор Международного аналитического центра устойчивого развития туризма Российского университета дружбы народов, эксперт РАН Христофор Константиниди.

— Мы все очень ценим традиции. Традиции — одна из ментальных основ народа. Они передаются из поколения в поколение, мы их сохраняем. Есть люди, которые эти традиции буквально извлекают их из недр. Я очень рада, что именно этот проект стал победителем, — сказала Екатерина Хуторская.

0h0a1163.jpg

Церемония награждения. Фото: Феликс Геллер, Анна Зиновьева

— Нам очень приятно получить эту премию. Работа завершена, и большинство из вас наверняка уже были в Новом Херсонесе и видели уникальный музейно-храмовый комплекс, на территории которого теперь стоят отреставрированные нами уникальные подлинные античные объекты. Мы уже второй раз получаем премию «Хрустальный компас» и гордимся этим, и я могу с уверенностью сказать, что идея конкурса прекрасна тем, что он, с одной стороны неформально объединяет ученых, меценатов и энтузиастов, дает возможность представить общественности во всем мире лучшие достижения в самых разных областях, а с другой стороны — отметить вклад исследователей. Ведь недаром премию в народе называют «географическим Оскаром», — отметила директор Центра Наталья Соловьева.

«Хрустальный компас» ежегодно присуждается за выдающиеся достижения и научные исследования в области географии, экологии и смежных наук либо за крупный вклад в сохранение природного и историко-культурного наследия, технологические разработки и развитие общества. Одна из главных и самых престижных географических наград мира. За 13 лет на премию номинировалось почти 5 тыс. авторских коллективов из 51 страны мира. В специальной номинации «Признание общественности», где лауреатов определяют путем интернет-голосования, свои предпочтения выразили почти 3,2 млн человек. В этом году премия прошла при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и посвящена 180-летию РГО.

Елена РЫЖКОВА