Как движется экспедиция "Путями первопроходцев"

1.	Терем Асташово, Чухломской район Костромской области. Место старта экспедиции. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
1. Терем Асташово, Чухломской район Костромской области. Место старта экспедиции. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

Большинство из нас живёт в городах и давно забыли, как велика и разнообразна Россия. В августе из Костромской области стартовала экспедиция РГО "Путями первопроходцев", приуроченная к 175-летию Русского географического общества. Её участники — профессиональные путешественники, учёные и журналисты — пройдут путями русских путешественников, в XIV–XIX веках проложивших дороги из европейской в азиатскую часть России. Кроме РГО в организации участвовали Правительство Республики Саха (Якутия) и Экспедиционный центр "Русь Исконная". Наш медиаволонтёр Филиппо Валоти-Алебарди, несмотря на плохой интернет, сумел передать красивые снимки из отечественной глубинки и первую сжатую часть дневника.

13 августа. Экспедиция по водно-волоковым путям, которые в прошлом объединяли территорию всей России, стартует в тереме Асташово. К этой уникальной усадьбе на севере Костромской области участники экспедиции доставили необходимое снаряжение: надувные лодки, моторы, плоты-трансформеры, палатки и продукты. Здесь же нас ждали квадроциклы — необходимый транспорт для передвижения по глухим лесам и болотам Севера.

7.jpg

Василий Киреев, руководитель экспедиции, на воне квадроцицкла на плоту. Река Вига. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
Василий Киреев, руководитель экспедиции, на воне квадроцицкла на плоту. Река Вига. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

14 августа. Часть команды осталась в тереме Асташово, чтобы подготовить технику к суровым условиям эксплуатации, а другая часть отправилась к низовьям реки Вига, чтобы установить лагерь. Здесь, вблизи небольшой деревушки Панкратово участники экспедиции нашли удобный и пологий спуск на воду. Не самая простая задача, учитывая, что Вига — небольшая и извилистая река с крутыми берегами, покрытыми лесами.

15 августа. Часть группы спустила на воду первую надувную лодку и отправилась к реке Унжа, к месту, где, возможно, стоял легендарный Шишкилёв. Упоминание этого города можно проследить с конца XV — начала XVI века. Известно, что он отправлял дружину, равную таким городам, как Кострома и Галич. Затем следы Шишкилёва теряются. Участники экспедиции провели исследование территории предполагаемого места Шишкилёва при помощи квадрокоптера и вернулись к месту лагеря.

gotovka_na_kostre_lager_u_derevni_pankratovo._foto_filippo_valoti-aleberdi.jpg

Готовка на костре, лагерь у деревни Панкратово. Фото Филиппо Валоти-Алеберди
Готовка на костре, лагерь у деревни Панкратово. Фото Филиппо Валоти-Алеберди

16 августа. В базовый лагерь прибыла вторая часть команды с основным снаряжением. Продолжилась подготовка техники к путешествию к месту предполагаемого Унжеского волока, этот путь когда-то соединял Суздальские земли и Новгород.

17 августа. Участники экспедиции собрали и спустили на воду две небольшие надувные лодки, а также плоты-трансформеры. Благодаря своей конструкции эти плоты превращаются на суше в прицепы для квадроциклов и позволяют перевозить всё снаряжение. На воде же они цепляются к лодкам и используются для транспортировки квадроциклов.

60.jpg

Участники экспедиции на реке Вычегда. Недалеко от Яренска, Архангельская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
Участники экспедиции на реке Вычегда. Недалеко от Яренска, Архангельская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

Процесс установки квадроциклов на плоты оказался чуть ли не самой сложной задачей за день. На плоты заезжали с берега, используя лебёдку и простую физическую силу. Буквально несколько сантиметров в сторону, и техника может оказаться в воде. Чтобы этого не случилось, по два человека с каждой стороны держали плоты прижатыми к берегу в момент заезда 320-килограммового квадроцикла.

Поскольку управление лодкой с таким тяжёлым плотом на прицепе — тяжёлое занятие, а сама Вига извилиста и полна брёвен и коряг, нам удалось пройти за первый день всего лишь 15 километров пути.

17.jpg

Путь к Унжескому волоку по дорогам, разбитым лесовозами. Вологодская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
Путь к Унжескому волоку по дорогам, разбитым лесовозами. Вологодская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

18 августа. Рано утром члены экспедиции двинулись к Унже и пересекли границу Костромской и Вологодской областей. Река Унжа на картах обозначена как судоходная, она значительно шире Виги, а если посмотреть на её крутые берега, то видно, как сильно она разливается в половодье. Сейчас же середина августа, воды мало, а фарватер никак не обозначен. Тот, кто сидит на носу лодки, ведёт постоянное дежурство. Привстаёт, чтобы лучше просмотреть дно, и замеряет глубину веслом. Камни — главная опасность. При ударе лодку трясёт, мотор глохнет, куски лопастей отлетают.

23.jpg

Установка лагеря на реке Сухона, город Тотьма, Вологодская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
Установка лагеря на реке Сухона, город Тотьма, Вологодская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

Иногда встречаются лодки местных рыбаков, проносящихся на умеренной скорости. Они смотрят на нас с удивлением и машут руками. Спустя несколько километров проходим небольшую деревушку под названием Кунож. На берегу подростки ловят рыбу, стоя по колено в воде. На высоком берегу видны одноэтажные дома и следы неспешной жизни местных жителей. Чуть дальше недостроенный мост у лесовозной дороги: железные сваи, торчащие проседи реки, и брёвна, застрявшие в них. Мост становится серьёзным препятствием, поскольку проход рассчитан на маленькие лодочки местных жителей и завален древесиной. Нам приходится выходить на берег и идти на малом ходу, протаскивая лодки с прицепами верёвками.

53.jpg

Виды Сольвычегодска, Архангельская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
Виды Сольвычегодска, Архангельская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

На этом трудности прохода по Унже не закончились: едва прошли порог, не указанный на картах. Одну из лодок, мотор которой оказался слишком слаб для таких условий, пришлось тащить вручную, надев так называемые забродки — сапоги с резиновым комбинезоном. Второй порог, уже указанный на карте, оказался ещё сложнее. Здесь в попытке вытянуть лодку с трёхсильным мотором мы поломали винт о камни. Итог дня: спешная эвакуация на берег, окружённый густыми вологодскими лесами.

19 августа. Участники экспедиции решили спуститься вниз по течению, где, судя по картам, должна проходить небольшая дорога. Сплав проходил одной большой сцепкой, при помощи вёсел и маленького трёхсильного мотора. Днём участники экспедиции нашли относительно пологий берег, ведущий к старой дороге и небольшой охотничьей избушке. В течение дня команда выгружала продовольствие, снаряжение и сами лодки с плотами, а также готовила технику к движению по суше.

39.jpg

Лодки с квадрацикламии в районе Опокского порога, река Сухона. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
Лодки с квадрацикламии в районе Опокского порога, река Сухона. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

20 августа. Дорога, ведущая к охотничьей избушке, оказалась старым зимником, и каждый километр давался с большим трудом. Квадроциклы, застрявшие в непролазной грязи, приходилось вытаскивать лебёдкой, перевернувшиеся прицепы поднимали вручную. Спустя пару часов удалось выйти к деревне Горка. Сейчас в ней живет лишь одна 92-летняя обитательница, а на территории, прилегающей к поселению, охотничьи угодья. Чуть позже участники экспедиции добрались до деревни Васильево и бетонной дороги.

21 августа. Экспедиция к предполагаемому месту Унжеского волока продолжилась по суше через дороги, разбитые тяжёлыми лесовозами. Путь оказался тяжёлым, квадроциклы застревали в глубокой колее от грузовиков и грязи. Приходилось пропиливать проходы сквозь кустарник и деревья, а также постоянно вытаскивать технику при помощи лебёдки.

19.jpg

Исследование лесовозных дорог в районе предполагаемого Унжеского волока. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
Исследование лесовозных дорог в районе предполагаемого Унжеского волока. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

Для поиска предполагаемого места волока использовали разведку квадрокоптером. Днём экспедиции удалось дойти до реки Волшная, топоним которой явно отсылает к волоковому пути. Поиск артефактов успехом не увенчался. Найти старинные зарубки на деревьях или следы канавок, протоптанных лошадьми, в месте, где дороги разбиты современной техникой, оказалось почти невозможной задачей.

22 августа. Участники экспедиции разбили лагерь на реке Сухона, в живописном месте на фоне высокой колокольни церкви Воскресения Христова. Тотьма оказалась заповедником патриархальной России. Здесь у собора XVIII века в барочном стиле растут огромные подсолнухи, а рядом расстилаются одноэтажные деревянные домики с теплицами. Через дорогу колонка и деревянная мостовая, а у берега место для стирки ковров, куда приходят целыми семьями.

Вечером Тотьма объята тишиной и мухой-подёнкой. Эти насекомые - идеальная приманка для рыбы.

33.jpg

Андрей с братом на традиционном соре мухи-подемки. Город Тотьма, Вологодская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди
Андрей с братом на традиционном соре мухи-подемки. Город Тотьма, Вологодская область. Фото: Филиппо Валоти-Алебарди

Их появление — редкое явление, происходящее буквально несколько дней в году. Тучи этих небольших мух появляются из воды и несутся к свету, после чего падают хрустящим ковром на голую землю. Местные жители по ночам приезжают к берегу на машинах и включают фонари. Тысячи насекомых вылетают к ним и тут же погибают, а они собирают их в банки и мешки, чтобы потом заморозить и использовать для ловли рыбы.

23 августа. Участники экспедиции чинят технику, устанавливают новое оборудование и подготавливают большие надувные лодки к дальнейшему путешествию на северо-восток, к месту Вымского волока. В своё время по этому пути прошёл отряд Курбского и основал Пустозерск, город находившийся в нижнем течении Печоры, вблизи современного Нарьян-Мара.

Филиппо Валоти-Алебарди