Как мы искали самолёты Алсиба. Часть четвёртая. "Борт Федоренко"

Как мы искали самолёты Алсиба. Часть четвёртая. "Борт Федоренко" Как мы искали самолёты Алсиба. Часть четвёртая. "Борт Федоренко"

21.07.2022. Отправляемся на поиски истребителя Р-40 Kittyhawk младшего лейтенанта Алексея Федоренко. На этот раз поисковая группа РГО совсем небольшая — задача на первый взгляд несложная, и нас всего семь человек. И геологи, и поисковики это место знали, и координаты точные у нас были. Правда, добраться до места падения Kittyhawk оказалось делом опасным — уже в горах, на маршруте, погода внезапно ухудшилась.

Наш Ми-8 попал в такую же плотную облачность и снежные заряды, как и экипаж С-47 Виктора Глазкова 80 лет назад: "На высоте 200 м вошли в облачность. Идём с набором высоты. На высоте 500–600 м началось обледенение. Температура –5–6 °С. Продолжаем набор высоты, надеясь выскочить между слоями облачности. Безуспешно — на ребре атаки крыла интенсивно нарастает ледяная кромка. Антиобледенительная система не в силах сбросить лёд. Только бортмеханику удаётся сбрасывать лёд с лопастей, попеременно меняя шаг воздушных винтов, куски которого с пушечным выстрелом бьют по обшивке фюзеляжа. Связи нет. В наушниках сплошной треск. Скорость по прибору падает до 200 км, затем до 190... снегопад, видимость 1000–1500 м. В снежных зарядах снижаемся до 500–600 м. В кабине тишина. И только короткие фразы «слева гора», «справа гора» нарушали тишину".

Перед вылетом ещё никто не знал, что погода преподнесёт нам сюрпризы. Фото: Алексей Никулин

Перед вылетом ещё никто не знал, что погода преподнесёт нам сюрпризы. Фото: Алексей Никулин

К этому моменту мы с Павлом Филиным, научным руководителем экспедиции РГО, провели в воздухе более 40 часов и всякого повидали, но такое ощущали в первый раз.

Наконец вырываемся из сплошной облачности, проходим над местом поиска. Мелкие обломки самолёта лежат вдоль ручья. На небольшой возвышенности замечаем пирамидку со звездой — мы на месте.

Судя по всему, лётчик пытался найти ровное место для аварийной посадки. но безуспешно. Фото: Елена Климанова

Судя по всему, лётчик пытался найти ровное место для аварийной посадки. но безуспешно. Фото: Елена Климанова

Обстоятельства гибели младшего лейтенанта Федоренко, пожалуй, выяснены наиболее подробно по сравнению с другими катастрофами. Поисковой партии РГО нужно лишь убедиться в этом, зафиксировать фрагменты на камеру, занести данные в отчётные документы.

Из архивных документов: "18 октября 1942 года при перелёте группы истребителей из Уэлькаля на Сеймчан пропал без вести командир звена 2-го ПАП младший лейтенант Федоренко Алексей Ефимович… 18 октября 1942 года командир Ли-2 капитан Добровольский получил приказ лидировать группу истребителей с аэродрома Уэлькаль на аэродром Сеймчан. На правом сиденье самолёта — заместитель командира 1-го ПАП батальонный комиссар Тихомиров. Полёт группы проходил на высоте 1200–1300 футов при видимости на отдельных участках менее 1 км. Добровольский встретил ухудшающуюся погоду, не установил связь с Марковом и завёл группу в снегопад при видимости менее 500 м. Приняв запоздалое решение о возвращении в Уэлькаль, Добровольский произвёл разворот группы на высоте около 500 м при видимости менее 500 м. В результате младший лейтенант Федоренко, пилотировавший самолёт Р-40Е, оторвался от группы и был потерян. Розыски результатов не дали. Останки пилота были найдены 23.06.1943 в 80–85 км от авиабазы Перевальная Чукотской авиагруппы УПА ГУСМП в верховье притока реки М. Комогин".

Когда-то это был обтекатель шасси. Фото: Елена Климанова

Когда-то это был обтекатель шасси. Фото: Елена Климанова

Сохранился акт осмотра: "Настоящий акт составлен на авиабазе Перевальная Чукотской авиагруппы УПА ГУСМП при СНК СССР 23 июня 1943 года, нами нижеподписавшимися: начальником р/метеостанции Новородским И. М., инструктором райкома ВКП(б) п. Лаврентия Кондратьевым В. И. и переводчиком Высоцким П. в том, что нами 20 июня сего года было осмотрено место аварии самолёта Красноярской воздушной трассы, указанное местным населением. Место аварии находится от а/б Перевальная в юго-восточном направлении на расстоянии примерно 80–85 км, в верховье притока реки М. Комогин, в 10 км от истоков этого притока. При осмотре места аварии обнаружено:

1. Остатки самолёта разбросаны на площади длиной 300 м и шириной 50 м.

2. В южной части площадки имеется след (борозда) длиной в 15 м в направлении с юга на север, сделанный корпусом самолёта при посадке.

3. Части самолёта разбросаны в следующем порядке: в начале площадки части плоскостей и корпуса и в конце площадки — части мотора, электрорадиооборудования, вооружения, хвостовая часть самолёта и колёса. Труп пилота не обнаружен. Имеются только остатки форменной одежды, частично обгоревшие, и несколько изгрызенных костей.

4. В основном все части самолёта мелко разбиты. Наиболее сохранились: а) пять штук крупнокалиберных пулемётов, у которых только смяты или обломаны стволы, патронные ящики к ним (неполные) в количестве пяти штук; б) разбитый на отдельные блоки мотор, отдельные детали которого хорошо сохранились (клапаны, пружины клапанов, поршни с коленчатым валом и ряд других мелких деталей; в) электромашины разных размеров.

5. В районе аварии было найдено несколько описаний (на английском языке) отдельных частей самолёта с фотографиями. Все описания были сожжены на месте.

6. Личное оружие пилота не найдено. Найдена лишь пистолетная обойма № ПО 1352 и в ней четыре патрона.

7. Из личных вещей пилота были найдены: три фотографии, обложка удостоверения личности, две частично обгоревшие записные книжки, инструкция Красноярской трассы".

Автор у найденного фрагмента двигателя самолёта. Фото: Елена Климанова

Автор у найденного фрагмента двигателя самолёта. Фото: Елена Климанова

Разлёт обломков: действительно, это полоса примерно 300–350 м на 50–70 м. Мелких деталей, обломков радиостанции или электрооборудования нам не попадаются.

Местность болотистая, часть фрагментов приходится буквально вырывать из болотной жижи: сверху выглядит вроде какая-то мелочь, а начинаешь дёргать — там чуть ли не полкрыла.

Двигатель, очевидно, разлетелся при первом касании, от него осталось много фрагментов разного размера — от "с ладошку" до части блока цилиндров.

В целом общее впечатление после осмотра места катастрофы таково: после того как Федоренко потерялся и выработал всё горючее, он пытался найти относительно ровное место для вынужденной посадки. Хотя сверху долина ручья и выглядит относительно ровной, но ровной явно не для посадки на скорости около 150–200 км/ч.

Очевидно, при соприкосновении с землёй самолёт скапотировал (то есть перевернулся через капот) и стал рассыпаться на множество фрагментов.

Пирамидка со звездой в память о погибшем лётчике Алексее Федоренко.  Фото: Елена Климанова

Пирамидка со звездой в память о погибшем лётчике Алексее Федоренко. Фото: Елена Климанова

Последняя посадка Алексея Федоренко растянулась сотни на три метров. Или чуть больше. Поскольку место падения было известно практически с войны, это привело к разграблению всех более-менее полезных деталей, включая пулемёты, патроны, личные вещи и даже заводские шильдики. На некоторых фрагментах мы обнаружили "автографы" оленеводов…

Продолжение следует.

Алексей Никулин

 

Материалы по теме
Все
Экспедиции
Новости
Статьи и репортажи
15 декабря 2023
Выставка РГО «Алсиб. Территория мужества» откроется в парке «Патриот»
Экспозиция будет работать в музейном комплексе «Дорога памяти» с 15 декабря
Подробнее
27 сентября 2023
«Сравнивал себя с камикадзе»: что нашла экспедиция РГО на трассе Алсиб в 2023 году
Подробнее
22 августа 2023
Восстановить память: специалисты РГО обследуют маршруты воздушной трассы «Аляска — Сибирь»
Подробнее
25 июля 2023
Алсиб. 3-й сезон
Подробнее
21 июля 2023
Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда
Подробнее
29 декабря 2022
Что нашли поисковики в ходе второго сезона экспедиции по исследованию трассы Алсиб
Подробнее
28 декабря 2022
Стань участником нового сезона экспедиции "Алсиб"
РГО принимает заявки до 1 марта 2023 года
Подробнее
08 декабря 2022
На телеканале "Моя Планета" пройдёт премьера фильма "Алсиб. Хроники воздушной трассы"
Документальная лента расскажет о втором полевом сезоне экспедиции
Подробнее
Показать еще Загрузка