Как мы искали самолёты Алсиба. Часть четвёртая. "Борт Федоренко"

Часть крыла "борта Федоренко" с закрылками. Фото: Елена Климанова
Часть крыла "борта Федоренко" с закрылками. Фото: Елена Климанова

21.07.2022. Отправляемся на поиски истребителя Р-40 Kittyhawk младшего лейтенанта Алексея Федоренко. На этот раз поисковая группа РГО совсем небольшая — задача на первый взгляд несложная, и нас всего семь человек. И геологи, и поисковики это место знали, и координаты точные у нас были. Правда, добраться до места падения Kittyhawk оказалось делом опасным — уже в горах, на маршруте, погода внезапно ухудшилась.

Наш Ми-8 попал в такую же плотную облачность и снежные заряды, как и экипаж С-47 Виктора Глазкова 80 лет назад: "На высоте 200 м вошли в облачность. Идём с набором высоты. На высоте 500–600 м началось обледенение. Температура –5–6 °С. Продолжаем набор высоты, надеясь выскочить между слоями облачности. Безуспешно — на ребре атаки крыла интенсивно нарастает ледяная кромка. Антиобледенительная система не в силах сбросить лёд. Только бортмеханику удаётся сбрасывать лёд с лопастей, попеременно меняя шаг воздушных винтов, куски которого с пушечным выстрелом бьют по обшивке фюзеляжа. Связи нет. В наушниках сплошной треск. Скорость по прибору падает до 200 км, затем до 190... снегопад, видимость 1000–1500 м. В снежных зарядах снижаемся до 500–600 м. В кабине тишина. И только короткие фразы «слева гора», «справа гора» нарушали тишину".

a5d0dbed-c9b6-4ea2-a1cc-2f4c2609b44c.jpeg

Перед вылетом ещё никто не знал, что погода преподнесёт нам сюрпризы. Фото: Алексей Никулин
Перед вылетом ещё никто не знал, что погода преподнесёт нам сюрпризы. Фото: Алексей Никулин

К этому моменту мы с Павлом Филиным, научным руководителем экспедиции РГО, провели в воздухе более 40 часов и всякого повидали, но такое ощущали в первый раз.

Наконец вырываемся из сплошной облачности, проходим над местом поиска. Мелкие обломки самолёта лежат вдоль ручья. На небольшой возвышенности замечаем пирамидку со звездой — мы на месте.

img_9563.jpg

Судя по всему, лётчик пытался найти ровное место для аварийной посадки. но безуспешно. Фото: Елена Климанова
Судя по всему, лётчик пытался найти ровное место для аварийной посадки. но безуспешно. Фото: Елена Климанова

Обстоятельства гибели младшего лейтенанта Федоренко, пожалуй, выяснены наиболее подробно по сравнению с другими катастрофами. Поисковой партии РГО нужно лишь убедиться в этом, зафиксировать фрагменты на камеру, занести данные в отчётные документы.

Из архивных документов: "18 октября 1942 года при перелёте группы истребителей из Уэлькаля на Сеймчан пропал без вести командир звена 2-го ПАП младший лейтенант Федоренко Алексей Ефимович… 18 октября 1942 года командир Ли-2 капитан Добровольский получил приказ лидировать группу истребителей с аэродрома Уэлькаль на аэродром Сеймчан. На правом сиденье самолёта — заместитель командира 1-го ПАП батальонный комиссар Тихомиров. Полёт группы проходил на высоте 1200–1300 футов при видимости на отдельных участках менее 1 км. Добровольский встретил ухудшающуюся погоду, не установил связь с Марковом и завёл группу в снегопад при видимости менее 500 м. Приняв запоздалое решение о возвращении в Уэлькаль, Добровольский произвёл разворот группы на высоте около 500 м при видимости менее 500 м. В результате младший лейтенант Федоренко, пилотировавший самолёт Р-40Е, оторвался от группы и был потерян. Розыски результатов не дали. Останки пилота были найдены 23.06.1943 в 80–85 км от авиабазы Перевальная Чукотской авиагруппы УПА ГУСМП в верховье притока реки М. Комогин".

img_9560.jpg

Когда-то это был обтекатель шасси. Фото: Елена Климанова
Когда-то это был обтекатель шасси. Фото: Елена Климанова

Сохранился акт осмотра: "Настоящий акт составлен на авиабазе Перевальная Чукотской авиагруппы УПА ГУСМП при СНК СССР 23 июня 1943 года, нами нижеподписавшимися: начальником р/метеостанции Новородским И. М., инструктором райкома ВКП(б) п. Лаврентия Кондратьевым В. И. и переводчиком Высоцким П. в том, что нами 20 июня сего года было осмотрено место аварии самолёта Красноярской воздушной трассы, указанное местным населением. Место аварии находится от а/б Перевальная в юго-восточном направлении на расстоянии примерно 80–85 км, в верховье притока реки М. Комогин, в 10 км от истоков этого притока. При осмотре места аварии обнаружено:

1. Остатки самолёта разбросаны на площади длиной 300 м и шириной 50 м.

2. В южной части площадки имеется след (борозда) длиной в 15 м в направлении с юга на север, сделанный корпусом самолёта при посадке.

3. Части самолёта разбросаны в следующем порядке: в начале площадки части плоскостей и корпуса и в конце площадки — части мотора, электрорадиооборудования, вооружения, хвостовая часть самолёта и колёса. Труп пилота не обнаружен. Имеются только остатки форменной одежды, частично обгоревшие, и несколько изгрызенных костей.

4. В основном все части самолёта мелко разбиты. Наиболее сохранились: а) пять штук крупнокалиберных пулемётов, у которых только смяты или обломаны стволы, патронные ящики к ним (неполные) в количестве пяти штук; б) разбитый на отдельные блоки мотор, отдельные детали которого хорошо сохранились (клапаны, пружины клапанов, поршни с коленчатым валом и ряд других мелких деталей; в) электромашины разных размеров.

5. В районе аварии было найдено несколько описаний (на английском языке) отдельных частей самолёта с фотографиями. Все описания были сожжены на месте.

6. Личное оружие пилота не найдено. Найдена лишь пистолетная обойма № ПО 1352 и в ней четыре патрона.

7. Из личных вещей пилота были найдены: три фотографии, обложка удостоверения личности, две частично обгоревшие записные книжки, инструкция Красноярской трассы".

img_9580.jpg

Автор у найденного фрагмента двигателя самолёта. Фото: Елена Климанова
Автор у найденного фрагмента двигателя самолёта. Фото: Елена Климанова

Разлёт обломков: действительно, это полоса примерно 300–350 м на 50–70 м. Мелких деталей, обломков радиостанции или электрооборудования нам не попадаются.

Местность болотистая, часть фрагментов приходится буквально вырывать из болотной жижи: сверху выглядит вроде какая-то мелочь, а начинаешь дёргать — там чуть ли не полкрыла.

Двигатель, очевидно, разлетелся при первом касании, от него осталось много фрагментов разного размера — от "с ладошку" до части блока цилиндров.

В целом общее впечатление после осмотра места катастрофы таково: после того как Федоренко потерялся и выработал всё горючее, он пытался найти относительно ровное место для вынужденной посадки. Хотя сверху долина ручья и выглядит относительно ровной, но ровной явно не для посадки на скорости около 150–200 км/ч.

Очевидно, при соприкосновении с землёй самолёт скапотировал (то есть перевернулся через капот) и стал рассыпаться на множество фрагментов.

img_9590.jpg

Пирамидка со звездой в память о погибшем лётчике Алексее Федоренко.  Фото: Елена Климанова
Пирамидка со звездой в память о погибшем лётчике Алексее Федоренко. Фото: Елена Климанова

Последняя посадка Алексея Федоренко растянулась сотни на три метров. Или чуть больше. Поскольку место падения было известно практически с войны, это привело к разграблению всех более-менее полезных деталей, включая пулемёты, патроны, личные вещи и даже заводские шильдики. На некоторых фрагментах мы обнаружили "автографы" оленеводов…

Продолжение следует.

Алексей Никулин