Мир меняется каждую минуту. Люди, недавно искренне радующиеся изобретению хозяйственного мыла, теперь не могут представить свой быт без стиральных порошков, всевозможных гелей для уборки помещений, роботов-пылесосов и прочих «прелестей» XXI века. Только вот догадывается ли современный человек, какими средствами достигаются эти удобства.
Ежедневно тысячи животных по всему миру погибают в лабораториях от исследований, проводимых над ними вполне «законным» путём. Последние годы всё больше внимания привлекает тенденция косметической продукции с пометкой pet-friendly. Отличие такой продукции лишь в том, что её ингредиенты не тестируются на животных. Мнения о подобном тренде разнятся: одни компании с удовольствием поддерживают эту экологическую акцию, меняя свою технологию производства, другие же считают тренд - очередной попыткой «заработать» на мировой проблеме. Чем полезна данная тенденция, каких результатов добились активисты и почему это так важно для нас? — на эти вопросы я отвечу в своей работе.
Начнём с истоков трендов. В 2021 году в сети получил большое распространение короткометражный фильм «Спасите Ральфа». По сюжету главным героем является искалеченный кролик по кличке Ральф, который рассказывает о своей судьбе. Он является одним из тех животных, на которых технологи тестируют новую косметику, бытовую химию и прочие предметы, ставшие необходимы в нашей домашней рутине. На протяжении трёх минут зрителей как бы погружают в жизнь «подопытного» существа, которое обречено на страдания во благо человечества.
Дабы избежать тестирования косметики на людях, несколько десятков лет назад учёные приняли решение, что опыты будут проводиться на животных. В основном, это крысы и кролики. Если первых чаще всего подвергают медикаментозным исследованиям, проверяя на их организме действие тех или иных препаратов, то вторых «используют» для тестирования компонентов косметических и химических средств. Как объясняет в фильме Ральф, на нём проверяют компоненты туши для ресниц, подводки для глаз и губной помады, «чтобы у женщин потом не было аллергии». Из-за многочисленных опытов кролик ослеп на один глаз и вскоре совсем может потерять зрение. Завершается короткометражный фильм простым слоганом: «Животные не должны умирать во благо красоты».
За считанные часы ролик набирает миллионы просмотров. Его переводят на разные языки, в социальных сетях даже запускается тренд #saferalph. Крупные компании-изготовители косметических средств массово получают жалобы от клиентов и активистов с требованием прекратить опыты над животными. Акции компаний падают, по всему миру начинаются митинги в поддержку животных-испытателей. Именно тогда и появился тренд на косметику pet-friendly. Его альтернативные названия: «animal friendly», «cruelty free» также стали часто мелькать на стендах и рекламных баннерах.
Безусловно, маркетинг тоже не обошёл стороной данную тенденцию. В начале, когда внимание мирового сообщества к тестированию косметики на животных достигло пика, на полках в супермаркетах цена на товары с пометкой «cruelty free» превышала аналогичные товары без пометки в несколько раз. Маркетологи настолько грамотно подходили к вопросу, что за первые месяцы прибыль компаний, запустивших в продажу линейки экологичной косметики, получили прибыль на несколько десятков миллионов долларов больше обычного. Это вызвало массовые недовольства потребителей.
Как оказалось, у производителей есть много более экологичных вариантов тестирования своих продуктов, поэтому переход прошёл довольно гладко, несмотря на то, что и был вызван таким резонансным способом. Сейчас на полках в магазине практически невозможно встретить продукцию без пометки. Все знаменитые марки косметики, от люкса до масс-маркета, перешли на новый способ производства, тем самым сохранив жизнь миллионам животных.
На сегодняшний день ситуация стабилизировалась. Тренд на pet-friendly косметику заключается теперь ещё и в создании продуктов, которые безопасны для использования рядом с домашними животными. Это означает, что такая косметика не должна содержать агрессивных химических компонентов, которые могут быть вредны для здоровья и благополучия четвероногих друзей. Pet-friendly косметика также может включать в себя продукты, созданные специально для использования на домашних животных, такие как шампуни, кондиционеры, средства от блох и клещей, безопасные ароматизаторы и другие средства по уходу за животными. Этот тренд не только отражает заботу о домашних животных, но также отвечает на запросы потребителей, которые всё более внимательно относятся к составу и производству косметики, стремясь к более здоровому и экологически чистому образу жизни.
Источники:
Автор: Елизавета Каретина, факультет журналистики МГУ

