Завершилась краеведческая экспедиция в низовья реки Надым Отделения Русского географического общества в Ямало-Ненецком автономном округе.
Группа экспедиционной команды «Северный путь» совместно с представителями телекомпании ТВ-3 прошли по маршруту: причал Надым – р. Хоровая – р. Ярудей – часовня XIX века – р. Надым – фактория Хоровая – Надымское городище – Иевлевские пески – причал Надым.
Состав экспедиции:
Игорь Кузнецов – руководитель экспедиции, ученый секретарь РГО в ЯНАО;
Владимир Ананьев – руководитель поисковой группы команды «Северный путь»;
Александр Клепцов – член поисковой группы «Северный путь»;
Антон Бажин – ведущий методист филиала МУК «Музей истории и археологии г. Надыма» – «Дом природы»;
Алексей Захаров – корреспондент телеканала ТВ-3, программа «Х-версии»;
Алексей Глазов – оператор телеканала ТВ-3, программа «Х-версии».
Для составления краеведческой карты по проекту «Лукоморье» исследователи проехали более 500 километров на катере и моторной лодке по рекам и протокам долины реки Надым. В этот раз путешественникам предстоял осмотр многих мест, связанных с историей Надымского района и округа.
1. Единственная сохранившаяся в округе деревянная православная часовня XIX века расположена в лесу, недалеко от р. Левый Ярудей. Является памятником культурного наследия ЯНАО. Часовню построили отец игумен Иринарх (И.С. Шемановский) и профессор Якобий. Внутри часовни в настоящий момент находится доска с надписями паломников начала ХХ века и кедровый пень, о котором упоминается в издании Тобольского епархиального братства 1895 г. «О миссионерском стане в стране Надыма и возможной постановке миссии в странах русского инородческого Севера»:
«4 декабря прошлого 1894 года цель моего 32-дневного путешествия в Надым была достигнута: я нашел первый северный кедр – ясное доказательство того, что эта местность должна быть пригодна для миссионерского стана, в том виде, как мы предполагали, т. е. с хозяйственным устройством: кедр может служить климатическим признаком. Решено было устроить из этого кедра живой восьмиконечный русский православный крест (профессор Якобий)».
В часовне сохранились надписи:
«1906 году февраля 12 дня был в часовне священник Н. Карпов с толмачем Г. Кудриным» и
«1912 г. 3 нояб. иеромонах Никон был».
Иван Семенович Шемановский писал в своих дневниках об этих землях:
«Был чудный полярный вечер, когда я выезжал на проходных оленях из селения Хэ в опоэтизированное древней новгородской летописью Лукоморье – Обдорск. Висевшая над землею луна освещала своим нежным светом величавую Обскую губу. Затвердевшая от частых крепких ветров белоснежная пелена ее искрилась мириадами иссиня-белых фосфорических огоньков. Чистый воздух нехолодной ночи был так прозрачен, что можно было видеть далеко. Впереди меня и справа горизонт сливался с серо-синим небом, на котором едва виднелись маленькие северные звезды; вдали справа едва обозначились слабые очертания горного берега, представлявшего какую-то неопределенную массу снега и льда… Кругом было таинственно тихо». (Православный вестник 1907 г.)
2. Надымское городище – уникальное поселение средневековья, на котором НПО «Северная археология» более 10 лет проводятся археологические работы. Было открыто в 1976 году экспедицией Ленинградского отделения Института Археологии под руководством Л.П. Хлобыстина.
3. Фактория Хоровая, знаменитая рыбными промыслами с 30-х гг. 20 века. В данный момент сохранились остатки построек 1936 года, в том числе высокое деревянное здание холодильника для хранения рыбы. С помощью заготовленного зимой льда, в помещениях удавалось сохранять летом температуру до минус четырнадцати градусов по Цельсию. История данной местности уходит в прошлые века:
«Прежде, чем останавливаться на здешних рыбопромышленниках, появившихся здесь недавно и живущих временно, обращусь к первобытным обитателям долины Надыма – к остякам.
Сейчас же после того, как Туром сотворил воду и землю, здесь на Надыме, в Хоровой, поселился Есовай, прародитель нынешних здесь вотчинников-остяков, трех братьев Няульчи, Хангая и Сон’гма.
Как Туром создал землю, откуда появился первобытный житель Надыма – Есовай, ничего неизвестно. Остяки знают только, что место, где сначала жил Тярмас-Катон, было на Оби, пониже Обдорска. Оттуда Тярмас-Катона с родственниками, во время наводнения, принесло водой и огнем Емана: самая вода была, как огонь; между тем пришельцы плыли в простых лодках».
(И. С. Поляков. Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской академии наук; 1877 г.)
4. Иевлевские пески – место на побережье р. Надым, где с середины прошлого века существовала фактория, а затем причал с перевалочной базой для строительства г. Надым. Место получило свое название от имени проживавшего там в начале 20 века Иовеля:
«Поселение Иовеля состоит из жилого дома, двух нежилых избушек, амбара, бани, погреба и скотской изгороди. На левом берегу верхнего устья полусухой проточки, на поляне в таловом лесу, рыбный амбар с полком для чистки рыбы. На тундре, близ жилья, клад – 2-3 креста; тип крестов староверческий – с крышею на два ската.
Хозяин Иовель Василий Филиппов – крестьянин Архангельской губернии, 60 лет, живет уже 16-й год, имеет жену 50 лет, трех взрослых сыновей, находящихся на военной службе, дочь и сноху с четырьмя маленькими ребятами… У него лошадь, 5 коров, бык, два теленка, 9 овец, курица, две собаки. Пробовал садить хлеб и огородные овощи, – урожай удовлетворительный».
( Г.М. Дмитриев-Садовников, Ежегодник Тобольского Губернского музея, 1917 г.)
Изучение географии и истории Лукоморья продолжается в архивах и во время экспедиции, материалы полученные данные еще предстоит обработать, после чего будет составлена краеведческая карта реки Надым не только для сохранения истории, но и для дальнейшей разработки туристических маршрутов. Совместная экспедиция в Лукоморье стала одним из проектов социальной ответственности телекомпании ТВ-3.
Экспедиция в низовья р. Надым была осуществлена при поддержке Управления культуры Администрации МО Надымский район и МУК «Музей истории и археологии г. Надыма» в рамках соглашения, которое было подписано 22 января 2013 года.