Марокко. Страна пряностей, ярких тканей, берберов и тайн

О путешествии в королевство Северо-Западной Африки рассказала член РГО, фотограф Анастасия Нелень

Марокко. Страна пряностей, ярких тканей, берберов и тайн, которые скрывают в своих глубинах узкие улочки древних медин.

Идея поехать в Марокко появилась очень давно, когда я впервые попала на самый юг Испании. От Марокко меня отделял Гибралтарский пролив и информация о том, что журналистов и фоторепортеров в страну пускают не очень охотно. Это была первая самостоятельная поездка заграницу, поэтому поехать дальше я тогда не решилась. Через 5 лет и пару десятков посещенных стран, где-то в магазине я увидела сказочный голубой город, включила поисковик в интернете и поняла, что пора отправляться в путь.

Один из непопулярных способов добраться в Марокко-паром из Испании. Он отходит из маленького уютного города Тарифы на юге европейского материка и прибывает в шумный африканский Танжер.

Танжер имеет древнейшую историю. Много веков его делили между собой арабы и европейцы. В искусстве этот город известен по сюжетам из книги Пауло Коэльо "Алхимик". Анри Матисс находил в нем вдохновение для создания новых картин, а Марк Твен захотел покинуть Танжер уже на следующий день.

В окно парома виднеется полоса белых зданий, штамп в паспорт ставят еще на борту. Выходишь и попадаешь в совершенно иной мир. Воздух пропитан ароматом моря со смесью горького запаха корабельного топлива. Крупные темнокожие женщины в блестящих серёжках торопливо проходят досмотры и идут к встречающим их семьям.Торгуешься с таксистами до последнего евро и едешь на автовокзал, чтобы попасть дальше, вглубь материка.

Начитавшись историй о Танжере, желания оставаться там не было. Из окна такси мелькали причудливые здания, высокие пальмы, смуглые лица… Потертое сиденье такси, непонятная речь, мы переглядываемся с подругой Машей и улыбаемся. Вот она - Африка!

Мы приехали на вокзал в надежде успеть на автобус в Шефшауэн - тот самый голубой город.

Вокзал шумел, словно оживленный улей, все было заставлено машинами такси розового и голубого цвета. Грязные стены,некогда светло-бежевые, служили домом для бродяг и не приглашали к более близкому знакомству. В нос били неприятные «ароматы»… Там же мы узнали, что в Марокко распространён такой вид транспорта, как "петит такси". Все это работает как наши маршрутки. В одну легковую машину набивается максимальное количество человек, и все едут, куда кому нужно. По пути выходят и заходят новые пассажиры, а оплата получается намного меньше, чем ехать одному. По времени такое такси едет гораздо быстрее автобуса, но приходится мириться с очень тесным соседством,не всегда приятным и вероятностью заблудиться из-за незнания арабского.

На автобус мы не успели, потому что забыли поменять деньги. Пока решали эту проблему, он уехал. В кармане было 100 евро, вокруг были закрытые «обменники», а у нас маячила перспектива остаться ночью на улице в одном из самых беспокойных и загадочных городов Марокко.

После долгих поисков, разговоров и совещаний полным составом арабских водителей на вокзале, нас нелегально посадили на пол в местный проезжающий автобус за полную стоимость.

Старенький автобус мчал на юг, через горы и серпантин, нарушая остатки планов попасть в Шефшауэн до темноты. Мужчина, сидевший на железке в конце автобуса, дружелюбно уступил нам место, где должно было быть сиденье, и мы ехали «с комфортом» пять часов, вместо двух.

Прибыли в Шефшауэн на закате. Городок состоял из непричесанных домов на холмах, чаще всего, светлых тонов. Уставшие, мы поднимались выше и выше, к медине. В странах Магриба и Северной Африки так называется часть старого города. Там располагался наш хостел. Обычно медина окружена стеной с выходами в разных её частях. Улицы образуются стенами домов, иногда они настолько узкие, что два человека с трудом могут разойтись.

Люди жили своей жизнью. Кто-то чинил машину, кто-то продавал кожаные изделия прямо из своего двора. Чем ближе мы подходили, тем шумнее становилась атмосфера вокруг. Войдя в ворота медины, мы охнули. Это разительно отличалось от остального города и от того, что мы видели раньше. Жизнь там кипела своим многообразием. Вдоль стен стояли тюки с ароматным травами, приправами, яркими красками. Стены домов резали глаз своим насыщенным синим цветом, с которым не справлялся фотоаппарат. Иногда мы натыкались на маленькие кафе, ютящиеся в таких же крошечных комнатах на 2-3 столика, порою занимавших ещё и крышу соседних домов. Люди были одеты в причудливую местную одежду - джелаба. Это накидка до самого пола с капюшоном, на манер Ку-клукс- клана, абсолютно разных цветов. Под нее принято надевать еще и штаны.

Воздух старого города был наполнен стойким запахом гашиша. Заранее к этому факту мы не готовились. Почитать о том, куда мы поехали, мы догадались, только сидя в тёмной сырой комнатушке хостела с одной захудалой розеткой, повисшей на проводе.

Шефшауэн считается родиной конопляных плантации и гашиша. Поставки из Шефшауэна составляют около 18% от производства во всем мире. А Север Африки является 3-м на мировом рынке по поставкам. Конечно, наркотики в Марокко нелегальны. Но власти сами признают, что иного выхода у местного населения нет. Другой растительности на окружающих горах Рифа просто не всходит.

Кроме старой медины с голубыми стенами в Шефшауэне не так много мест, которые рекомендуют к посещению.

Первым делом мы пошли на центральную площадь. Как и в любом городе, она была заполнена разными людьми. Особенно мне запомнилась группа старцев в белых джелабах, которые сидели около входа в древнюю крепость Касба.

Именно отсюда и начал свое развитие Шефшауэн. Касба была построена для защиты от португальских завоевателей еще в XV веке. Вокруг крепости раскинулся пышный сад с апельсиновыми деревьями и разными экзотическими растениями. Своеобразный тихий оазис среди шумного городка. Сейчас в крепости расположен маленький музей, а с самого верха башни открываются потрясающие виды окрестностей. В начале 20-го века Шефшауэн был испанской территорией, но уже в 50-х годах был возвращен в состав Марокко. Любопытно, что на севере Африканского континента до сих пор есть кусочек Испании- автономный город Сеута, отделенный от Марокко стеной.

Все остальное время мы провели в прогулках по городу, переоделись в местную одежду, а потом поднялись на холм вдали от медины, чтобы посмотреть на закат. На следующий день нам предстояла поездка в бывшую столицу Марокко-город Фес...