На дно Балтийского моря. К кораблю «Лефорт»

Члены центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Сумбат Александров и Евгений Абрамов приняли участие в первой подводной экспедиции на линкор «Лефорт», затонувший в середине XIX века при невыясненных обстоятельствах.

Перед кубанскими подводниками стояла задача - проникнуть на нижние палубы и постараться установить причины гибели корабля.

Кроме них, в экспедиции участвовали фото- и видеокорреспонденты, которые вели съемку в том числе в 3D, водолазы и дайверы, представители телевизионных и печатных СМИ, археологи и другие специалисты.

«Проект реализуется при поддержке председателя координационного совета экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», генерала армии Николая Ковалева и руководителя экспедиции Константина Богданова, - рассказал Сумбат Александров. – Я очень рад, что нас пригласили принять участие. Коллектив подбирался не только по дайверским, но и по человеческим качествам, ведь нам предстояло провести вместе целую неделю в довольно сложных условиях».

И Сумбат Александров, и Евгений Абрамов ныряют в морские глубины уже около 20 лет. Организуют погружения и на затонувшие корабли. Так, под Новороссийском члены Центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества сейчас изучают линкор «Императрица Екатерина Великая», затопленный в 1918 году. Всего ими исследовано уже более десяти кораблей в различных уголках планеты.

Сумбат Александров отмечает особую сложность экспедиции на «Лефорт». «Мы в Балтику погружались в первый раз. Я думаю, что тем, кто уже работал в данном регионе, было в этот раз гораздо проще. Температура воды составляла +2-3°С. Были проблемы и с видимостью. Если в первый день она достигала 5 м, то к концу экспедиции не превышала 3 м. При этом нам приходилось обследовать большой объект, на котором довольно сложно ориентироваться», - рассказывает Сумбат Александров.

Но со своими задачами участники экспедиции справились: они составили подробное описание корабля и приблизились к разгадке причин его гибели.

С помощью телеуправляемого подводного аппарата, который предоставила компания «Тетис Про», впервые проведены внешние обследования корпуса корабля, подсчитано количество пушек, на грунте обнаружены внешние украшения – носовая фигура орла и кормовой герб Российской Империи, благодаря этому стало ясно, что это именно «Лефорт».

Члены команды выполняли по два погружения в день. Им удалось замерить и зарисовать положение предметов на верхней палубе, обследовать внутренние помещения на нижних палубах. В результате были опровергнуты версии о том, что линкор погиб от смещения на один борт пушек среднего и нижнего яруса – все пушки до сих пор находятся и закреплены на своих штатных местах. Кроме того, опровергнута версия о возможном смещении груза, находящегося на палубе. Видеосъемки и результаты обследования показали, что груз – запасные мачты и другие элементы оснастки - был закреплен на своих местах и раскатился по палубе уже после трагедии, когда удерживавшие канаты прогнили под действием времени.

Экспедиция является совместным проектом Русского географического общества, ОАО «АК «Транснефть», НП «Разведовательно-водолазный клуб» и Национального центра подводных исследований.

Поддержку проекту также оказывают Министерство обороны РФ и командование Балтийского флота.

В ходе экспедиции началась работа над созданием виртуального музея парусника «Лефорт», который позволит в будущем совершить всем желающим виртуальную экскурсию на корабль. Этот гуманитарный проект реализуется в рамках празднования 20-летия ОАО «АК «Транснефть» и его первые результаты могут быть представлены общественности уже в 2013 году.

По мнению участников исследования, необходимо проведение еще как минимум двух экспедиций, а для полноценного изучения объекта может потребоваться несколько сезонов.

«Лефорт» относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга, типа «Императрица Александра». Всего восемь линейных кораблей этого типа было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 годами.

В 1857 году, 9 сентября (а по новому стилю – 22 сентября), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей «Лефорт», «Владимир» и «Императрица Александра» вышел из Ревеля в Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании.

Утром 10 сентября ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил «Лефорт» на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой.

Никто не спасся, с кораблем утонули командир - капитан первого ранга Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек. До гибели в 1994 году пассажирского парома «Эстония» инцидент с «Лефортом» был самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время.

Линейный корабль «Лефорт» обнаружен экспедицией «Поклон кораблям великой Победы» 4 мая 2013 года, которая обследовала гидролокатором дно севернее острова Большой Тютерс с целью поиска погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320.

Анна Панфилова

[gallery link="file" columns="4"]